«Война с Россией – это война ценностей и смыслов»
Геннадий КАРПЮК — о правильной коммуникации с обществом ради формирования качественного состава войскаНаблюдая за отечественным медиапространством, «День» не мог не отметить работу Информационного агентства Армияinform — патриотическую и «нетопорную». Этот информационный интернет-ресурс возник не так давно, но уже имеет своего потребителя. Кто он и как в целом работать с обществом для поддержки армии, «День» пообщался с начальником Информационного агентства Армияinform, полковником Геннадием КАРПЮКОМ.
«ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ — ОБЪЕКТИВНО РАССКАЗЫВАТЬ О ПРОЦЕССАХ В ВОЙСКЕ»
— С 2014 года длится российско-украинская война. Информационное агентство Армияinform создано в декабре 2018 года, а презентовано в июле 2019-го. Расскажите, пожалуйста, почему такой длительный путь к появлению Армияinform? Ведь в условиях гибридной войны информационная составляющая имеет очень большое значение.
— Мы проходили длинный организационный этап. Да, формально информационное агентство АрмияИнформ создано 13 декабря 2018 года. Кроме того, в то же время существовали еще два печатных издания Министерства обороны Украины — газета «Народна армія» и журнал «Військо України». Фактически они закрылись только в конце марта. Причиной закрытия этих печатных изданий стал процесс разгосударствления СМИ.
— И ради сохранения потенциала и газеты, и военных журналистов, которые на тот момент служили и работали, было решено создать медийную платформу. В 2016 и 2017 годах благодаря поправкам в законодательстве относительно разгосударствления коммунальных и государственных СМИ удалось сохранить и «Військо України», и «Народну армію». Это было очень важно в условиях Антитеррористической операции.
Таким образом, мы просуществовали еще полтора года. Впоследствии, когда началась ООС, инициативной группой решено создать информационное агентство на базе двух военных СМИ. К сожалению, процесс затянулся из-за разных факторов. В частности, бюрократии, переназначения и процесса аудита. К тому же нужно было закрывать предприятие и открывать новое. К началу моего назначения в июне 2019-го уже шел активный процесс концептуального придумывания названия, логотипа и сайта агентства. Тогда мы вышли сначала в «Фейсбук», а впоследствии запустили сайт, «Ютюб» и «Инстаграм».
— Есть ли у агентства Армияinform сверхцель? В чем она заключается? Кому и какой «месседж» доносите?
— Логично, что наше информационное агентство должно бы больше сосредоточиться на внутренней коммуникации с военными. Но поскольку имеем разные внешние угрозы, то и переживаем большую нестабильность внутри общества. Из-за этого у нас широкий фокус потенциального читателя. Кроме военных, это и гражданские, и волонтеры, и общественные организации, а также семьи силовиков. В целом все те, кто как-то привлечен к теме войны. По статистическим данным, наш читатель — это житель большого города, в основном мужчина в возрасте 25-40 лет.
Одной из задач агентства является правильная коммуникация с обществом ради формирования качественного состава войска. В первую очередь для того, чтобы молодые ребята не избегали призыва. Но главная цель — объективно рассказывать о процессах в войске — как об успехах, так и о проблематике.
Относительно фидбека, то он у нас проходит через взаимодействие в «Фейсбуке». Каждое наше совещание начинается с того, что мы оцениваем, какие материалы понравились читателям и какое самое благоприятное время для публикации.
«УКРАИНСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ НУЖДАЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ КОРРЕКЦИИ»
— Ставите ли себе как задачу борьбу с российской пропагандой и дезинформацией?
— Для того, чтобы опровергнуть какую-то информацию, нужно опять ее повторить. Я не думаю, что это наша задача. Вместо этого лучше учить людей анализировать информацию и изучать разные источники. Важно, чтобы потребитель всегда проверял любые новости — даже те, которые доносит наше агентство. Так человек становится медиаграмотным. Потому что как бы то ни было, но в каждой информации есть какие-то оценочные суждения. Объективного журналиста мы не увидим ни в одной стране мира. Он все равно остается гражданином своего государства и так или иначе тянется к какому-то политическому процессу, становится заангажированным. Да и редакционная политика не может быть абсолютно независимой. Поэтому агентство АрмияИнформ не является токсичным средством пропаганды или контрпропаганды — мы являемся информаторами общества. Наш лозунг: «Армии об обществе, а обществу — об армии». Это девиз, с которым мы сотрудничаем с обществом Украины ради нашей победы.
— Очевидно, одна из ваших задач — чтобы все украинское общество было союзником нашей армии и флота. Как именно вы ее достигаете? Как, с вашей точки зрения, нужно культивировать и поддерживать уважительное отношение к украинскому войску?
— Немногие медиа имеют такие рубрики, как у нас. Все сейчас говорят, что устали от войны и от «этих сопливых историй». Но как можно устать от истории воина, который потерял руки или ноги? Он сотни раз в глаза смерти заглядывал — почему же об этом не говорить? Поэтому мы рассказываем эти истории. Конечно, украинская ментальность нуждается в определенной коррекции, потому что, не имея собственного государства, мы всегда были под гнетом. Но нам как раз очень не хватает рациональной антропоцентричности — в политике, в армии, в любой другой сфере.
«СТОИТ ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»
— Как бороться с так называемой усталостью от войны?
— Все зависит от уровня мотивации человека. Кто больше всего говорит об усталости? Наверное, тот, кто не воюет. У многих тех, которые воевали, есть личные боли: люди были оторваны от своих семей, их дети без них росли. А у кого-то, например, погибли побратимы. Но эта часть людей не может чувствовать усталость от войны, потому что больше осознает риски. Общество само выбирает, как вести себя в таких кризисных ситуациях.
— Но АрмияИнформ может влиять на сознание общества?
— Следует понимать, что это эволюционные процессы. Вот, скажем, тогда, когда случилились Майдан и война, мы увидели, какая часть общества готова без лишних команд идти к обороне. Еще приблизительно такая часть была готова, но в том случае, когда ситуация станет совсем плохой. А остальные. Это люди с абсолютно другим сознанием. И что с ними делать? Их нужно информировать о том, что происходит. Также, думаю, стоит пропагандировать определенные ценности. Так как война с Россией — это война ценностей и смыслов. Украинец — это культура индивидуалистов. Он сам за себя отвечает. А россиянам нужен царь — вот в этом разница. Поэтому в этих диффузионных процессах нам нужно иметь ячейку тех людей, которые смогут себя и нас защитить.
— За время войны сформировалось ощущение, что есть, условно, две части страны: одна самоотверженно воюет в окопах, а другая комментирует с «дивана», правильно ли воюет первая. Как, по вашему мнению, сделать так, чтобы принадлежать к этой второй части было не популярно?
— Немножко не то разделение. Те, которые воюют, тоже комментируют. А если говорить о так называемых диванных критиках, то люди, которые имеют какой-то взгляд на ситуацию, но не делают никаких усилий, чтобы на нее повлиять, всегда были. И будут.
«КАЖДЫЙ ИСТИННЫЙ ЖУРНАЛИСТ МЕЧТАЕТ ПОПАСТЬ В ЗОНУ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ «ВУЛКАНИЧЕСКИЕ» ДЕЙСТВИЯ»
— Ваше агентство имеет сеть корпунктов, в частности и в зоне боевых действий на востоке Украины. Сложно ли было формировать коллектив, ведь условия работы у вас далеко не рядовые?
— Не возникало никаких трудностей, поскольку процесс был организован и пути, так сказать, протоптаны. Так как и при Антитеррористической операции, и при ООС работали медиацентры. Сложностей нет, наоборот — все рвутся работать в район боевых действий, потому что там живая работа. Несмотря на то, что там, мягко говоря, есть определенные опасности, — это драйв. Каждый истинный журналист мечтает попасть в зону, где происходят «вулканические» действия. Туда тянет магнитом, несмотря на то, что там погибают люди, но они погибают за правое дело. Их назначение воевать, а наше — показывать, как это в действительности происходит. Никаких журналистов не заставляли идти работать в район боевых действий. Напротив, кое-кого даже отговаривали. Некоторые журналисты, вернувшись из фронта, очень скучают и хотят возвращаться назад. Бывает, что только на фронте могут писать вдохновенные материалы, а здесь не выходит... Здесь журналисты могут выгорать, не находить темы, им все однообразно и не интересно. Там — наоборот. Там происходят вещи, которые не оставляют безразличными.
«СНАЧАЛА БЫЛ ШОК...»
— Как в целом, с вашей точки зрения, в Украине ситуация с военными журналистами? Насколько изменилась ситуация с начала войны — можно ли говорить о качественном скачке?
— Сначала был шок, насколько большой дефицит военных журналистов в нашей армии. Кроме того, те медиа, которые уже работали в войске, не были готовы к современным технологиям и подходам в формировании новостей и написании материалов. Так как тексты должны быть такими, которые общество захочет читать. Тогда же их писали в парадигме советской пропаганды, которую преподавали в военных вузах. Однако за время войны украинская военная журналистика сделала качественный скачок вверх. Война дала толчок для того, чтобы она развилась до высокого уровня.
Выпуск газеты №:
№238-239, (2019)Section
Медиа