Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Война с Россией – это война ценностей и смыслов»

Геннадий КАРПЮК — о правильной коммуникации с обществом ради формирования качественного состава войска
27 декабря, 12:04
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Наблюдая за отечественным медиапространством, «День» не мог не отметить работу Информационного агентства Армияinform — патриотическую и «нетопорную». Этот информационный интернет-ресурс возник не так давно, но уже имеет своего потребителя. Кто он и как в целом работать с обществом для поддержки армии, «День» пообщался с начальником Информационного агентства Армияinform, полковником Геннадием КАРПЮКОМ.

«ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ — ОБЪЕКТИВНО РАССКАЗЫВАТЬ О ПРОЦЕССАХ В ВОЙСКЕ»

— С 2014 года длится российско-украинская война. Информационное агентство Армияinform создано в декабре 2018 года, а презентовано в июле 2019-го. Расскажите, пожалуйста, почему такой длительный путь к появлению Армияinform? Ведь в условиях гибридной войны информационная составляющая имеет очень большое значение.

— Мы проходили длинный организационный этап. Да, формально информационное агентство АрмияИнформ создано 13 декабря 2018 года. Кроме того, в то же время существовали еще два печатных издания Министерства обороны Украины — газета «Народна армія» и журнал «Військо України». Фактически они закрылись только в конце марта. Причиной закрытия этих печатных изданий стал процесс разгосударствления СМИ.

— И ради сохранения потенциала и газеты, и военных журналистов, которые на тот момент служили и работали, было решено создать медийную платформу. В 2016 и 2017 годах благодаря поправкам в законодательстве относительно разгосударствления коммунальных и государственных СМИ удалось сохранить и «Військо України», и «Народну армію». Это было очень важно в условиях Антитеррористической операции.

Таким образом, мы просуществовали еще полтора года. Впоследствии, когда началась ООС, инициативной группой решено создать информационное агентство на базе двух военных СМИ. К сожалению, процесс затянулся из-за разных факторов. В частности, бюрократии, переназначения и процесса аудита. К тому же нужно было закрывать предприятие и открывать новое. К началу моего назначения в июне 2019-го уже шел активный процесс концептуального придумывания названия, логотипа и сайта агентства. Тогда мы вышли сначала в «Фейсбук», а впоследствии запустили сайт, «Ютюб» и «Инстаграм».

Есть ли у агентства Армияinform сверхцель? В чем она заключается? Кому и какой «месседж» доносите?

— Логично, что наше информационное агентство должно бы больше сосредоточиться на внутренней коммуникации с военными. Но поскольку имеем разные внешние угрозы, то и переживаем большую нестабильность внутри общества. Из-за этого у нас широкий фокус потенциального читателя. Кроме военных, это и гражданские, и волонтеры, и общественные организации, а также семьи силовиков. В целом все те, кто как-то привлечен к теме войны. По статистическим данным, наш читатель — это житель большого города, в основном мужчина в возрасте 25-40 лет.

Одной из задач агентства является правильная коммуникация с обществом ради формирования качественного состава войска. В первую очередь для того, чтобы молодые ребята не избегали призыва. Но главная цель — объективно рассказывать о процессах в войске — как об успехах, так и о проблематике.

Относительно фидбека, то он у нас проходит через взаимодействие в «Фейсбуке». Каждое наше совещание начинается с того, что мы оцениваем, какие материалы понравились читателям и какое самое благоприятное время для публикации.

«УКРАИНСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ НУЖДАЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ КОРРЕКЦИИ»

— Ставите ли себе как задачу борьбу с российской пропагандой и дезинформацией?

— Для того, чтобы опровергнуть какую-то информацию, нужно опять ее повторить. Я не думаю, что это наша задача. Вместо этого лучше учить людей анализировать информацию и изучать разные источники. Важно, чтобы потребитель всегда проверял любые новости — даже те, которые доносит наше агентство. Так человек становится медиаграмотным. Потому что как бы то ни было, но в каждой информации есть какие-то оценочные суждения. Объективного журналиста мы не увидим ни в одной стране мира. Он все равно остается гражданином своего государства и так или иначе тянется к какому-то политическому процессу, становится заангажированным. Да и редакционная политика не может быть абсолютно независимой. Поэтому агентство АрмияИнформ не является токсичным средством пропаганды или контрпропаганды — мы являемся информаторами общества. Наш лозунг: «Армии об обществе, а обществу — об армии». Это девиз, с которым мы сотрудничаем с обществом Украины ради нашей победы.

Очевидно, одна из ваших задач — чтобы все украинское общество было союзником нашей армии и флота. Как именно вы ее достигаете? Как, с вашей точки зрения, нужно культивировать и поддерживать уважительное отношение к украинскому войску?

— Немногие медиа имеют такие рубрики, как у нас. Все сейчас говорят, что устали от войны и от «этих сопливых историй». Но как можно устать от истории воина, который потерял руки или ноги? Он сотни раз в глаза смерти заглядывал — почему же об этом не говорить? Поэтому мы рассказываем эти истории. Конечно, украинская ментальность нуждается в определенной коррекции, потому что, не имея собственного государства, мы всегда были под гнетом. Но нам как раз очень не хватает рациональной антропоцентричности — в политике, в армии, в любой другой сфере.

«СТОИТ ПРОПАГАНДИРОВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»

— Как бороться с так называемой усталостью от войны?

— Все зависит от уровня мотивации человека. Кто больше всего говорит об усталости? Наверное, тот, кто не воюет. У многих тех, которые воевали, есть личные боли: люди были оторваны от своих семей, их дети без них росли. А у кого-то, например, погибли побратимы. Но эта часть людей не может чувствовать усталость от войны, потому что больше осознает риски. Общество само выбирает, как вести себя в таких кризисных ситуациях.

— Но АрмияИнформ может влиять на сознание общества?

— Следует понимать, что это эволюционные процессы. Вот, скажем, тогда, когда случилились Майдан и война, мы увидели, какая часть общества готова без лишних команд идти к обороне. Еще приблизительно такая часть была готова, но в том случае, когда ситуация станет совсем плохой. А остальные. Это люди с абсолютно другим сознанием. И что с ними делать? Их нужно информировать о том, что происходит. Также, думаю, стоит пропагандировать определенные ценности. Так как война с Россией — это война ценностей и смыслов. Украинец — это культура индивидуалистов. Он сам за себя отвечает. А россиянам нужен царь — вот в этом разница. Поэтому в этих диффузионных процессах нам нужно иметь ячейку тех людей, которые смогут себя и нас защитить.

За время войны сформировалось ощущение, что есть, условно, две части страны: одна самоотверженно воюет в окопах, а другая комментирует с «дивана», правильно ли воюет первая. Как, по вашему мнению, сделать так, чтобы принадлежать к этой второй части было не популярно?

— Немножко не то разделение. Те, которые воюют, тоже комментируют. А если говорить о так называемых диванных критиках, то люди, которые имеют какой-то взгляд на ситуацию, но не делают никаких усилий, чтобы на нее повлиять, всегда были. И будут.

«КАЖДЫЙ ИСТИННЫЙ ЖУРНАЛИСТ МЕЧТАЕТ ПОПАСТЬ В ЗОНУ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ «ВУЛКАНИЧЕСКИЕ» ДЕЙСТВИЯ»

— Ваше агентство имеет сеть корпунктов, в частности и в зоне боевых действий на востоке Украины. Сложно ли было формировать коллектив, ведь условия работы у вас далеко не рядовые?

— Не возникало никаких трудностей, поскольку процесс был организован и пути, так сказать, протоптаны. Так как и при Антитеррористической операции, и при ООС работали медиацентры. Сложностей нет, наоборот — все рвутся работать в район боевых действий, потому что там живая работа. Несмотря на то, что там, мягко говоря, есть определенные опасности, — это драйв. Каждый истинный журналист мечтает попасть в зону, где происходят «вулканические» действия. Туда тянет магнитом, несмотря на то, что там погибают люди, но они погибают за правое дело. Их назначение воевать, а наше — показывать, как это в действительности происходит. Никаких журналистов не заставляли идти работать в район боевых действий. Напротив, кое-кого даже отговаривали. Некоторые журналисты, вернувшись из фронта, очень скучают и хотят возвращаться назад. Бывает, что только на фронте могут писать вдохновенные материалы, а здесь не выходит... Здесь журналисты могут выгорать, не находить темы, им все однообразно и не интересно. Там — наоборот. Там происходят вещи, которые не оставляют безразличными.

«СНАЧАЛА БЫЛ ШОК...»

— Как в целом, с вашей точки зрения, в Украине ситуация с военными журналистами? Насколько изменилась ситуация с начала войны — можно ли говорить о качественном скачке?

— Сначала был шок, насколько большой дефицит военных журналистов в нашей армии. Кроме того, те медиа, которые уже работали в войске, не были готовы к современным технологиям и подходам в формировании новостей и написании материалов. Так как тексты должны быть такими, которые общество захочет читать. Тогда же их писали в парадигме советской пропаганды, которую преподавали в военных вузах. Однако за время войны украинская военная журналистика сделала качественный скачок вверх. Война дала толчок для того, чтобы она развилась до высокого уровня.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать