Выборы с женским характером
В стране праздников, в которой мы живем, 8 марта занимает не последнее место. Это не какой- то эфемерно-подростковый день влюбленных, а напоминание об энергии и возможностях женщины в нашем обществе. К сожалению, и политические примы, и новые аморфные женские партии — не самый удачный пример женского влияния. Конструктив появится, когда женщины в политике станут не исключением, а правилом.
Впрочем, влияние телевидения на политические процессы уже придало выборам-2002 определенные женские черты. Прежде всего кандидаты в депутаты хотят понравиться. Телевизор почти свел на нет непосредственные встречи с избирателями. А на экране часто самый умный — это самый красивый. Даже социологи не смогут определить, что больше привлекает в В. Ющенко — выплаченные пенсии или внешние данные.
Женщины считаются прирожденными актрисами. И телевидение заставляет политических деятелей превращаться в политических шоуменов. А от такого театра до черного пи- ара — один шаг. Практически каждый блок пытался попробовать себя в этом жанре. Последней не выдержала положительных интонаций «Новая генерация». В своем последнем телеролике руководители организации оделись в черную кожу, критика власти превратилась в пасквиль, и все это стало здорово напоминать УНА- УНСО старого образца. Теледебаты только начинаются, и мы услышим еще немало звонких фраз и хлестких обвинений.
Женщины любят смотреться в зеркало. И отражение общества — социология — в эту кампанию стало больше влиять на общественное мнение. Опросы выявляют реакцию аудиторий на действие политиков и те «подгоняют» свою тактику под запросы избирателей. Большинство маргинальных партий не зовут за собой, а ловят настроение народа. «Спіймають облизня» мелкие прорусские, женские, христианские партии. Ведь публика — как женщина: любит лидеров и идет за сильными и влиятельными.
Но никакой логикой, в том числе женской, нельзя объяснить возникновение крымского скандала. Лидер коммунистов полуострова Леонид Грач, казалось, всех сильных мира устраивал. Он был лишен возможности баллотироваться самым низшим звеном судебной власти — районной, и похоже, никто не сможет ему помочь. Леонид Иванович утаил размеры своего дома. Но, по иронии судьбы, о его квадратных метрах вторую неделю рассказывают новости двух стран. Надо отдать должное ньюсмейкерам телевидения. Они сразу оценили масштаб происшествия, чреватый переразделом власти в Крыму. Скандал достиг высшей точки, когда его комментировали Кучма и Путин, и, несомненно, останется одним из главных событий этих выборов. Естественно, львиную долю эфира телемоста Россия — Украина (ОРТ, «1+1») съел именно этот конфликт. Ведущий В. Познер, недолго мучаясь над форматом, сделал его похожим на «Времена». Надо отдать должное Л. Грачу: в прямом включении из Крыма он не согласился с названием программы «Россия — Украина: друзья, соседи, враги?» и предложил «Братья, друзья и стратегические партнеры». Коллеги с ОРТ, действительно, слишком заострили тему. Называли Крым украинской Чечней. Половину сюжета, посвященного ситуации, показывали демонстрации в Молдавии. Такие перспективы российские аналитики предвещали Крыму. Снимать необъективные сюжеты, посвященные Украине, давно стало на телевидении соседней страны традицией. Разумеется, что в таком же ключе был и материал собкора ОРТ в Киеве Н. Кондратюк. Допустим, что перегибы в изложении истории имели место. Мол, десять веков боролись за независимость с москалями. Но зачем же сгущать краски и выдавать переименование гостиницы «Москва» в гостиницу «Украина» за антирусские настроения? Представлявшие Украину на передаче В. Медведчук и М. Попович возмутились. А И. Драч сгоряча даже назвал себя другом русского языка. Надо сказать, что российские гости студии министр культуры М. Швыдкой, актриса Клара Лучко и др. были настроены по отношению к Украине гораздо сердечней, чем журналисты во главе с Познером. Нелегко все- таки жить в стране с имперскими амбициями. Всегда есть повод поволноваться — то по поводу медалей, то из-за чужих выборов.
В то время как одни топчутся на любимых мозолях Украины, другие видят ее сверхдержавой. Дмитрий Корчинский («Свобода слова», ICTV) высказывал жизнеутверждающие идеи о периоде ярких личностей и энергичного политического развития, который нас ожидает. Если верить представителю блока «Против всех», мы находимся в противофазе с Россией. Когда там купались в демократии, Украина праздновала застой. Версия, может, и завиральная, но очень симпатичная. Только и слышишь то обещания, то муссирование темы разрухи. Хоть революционер-отщепенец успокоил, что все и так будет хорошо. Корчинский — действительно нетрадиционно мыслящий политолог. Но журналистам, которые его приглашают, полезно напоминать зрителям, что он еще и талантливый боевик. Только и думает, как развязать маленькую победоносную войну.
Почему-то не рассказывают телеканалы и о составе блока «Наша Украина». О крайне правой партии «Конгресс украинских националистов», о таких несгибаемых, как Слава Стецько. Избиратели не любят крайностей. Но большинство из поддерживающих блок В. Ющенко не знает, что за его располагающей фигурой прячется весьма пестрая палитра соратников.
Это только кажется, что информации о выборах слишком много. Половодье информационных сообщений не заменяет дефицита отстраненной оценки ситуации, незаангажированных суждений. Часто заслуживал похвалу за объективность «Новый канал». Однако узнать побольше из этого источника не удастся. К текущим выборам он относится почти индифферентно. Сетка вещания обновилась разве что с помощью старых российских программ. Я надеялась, что «Намедни» — это еженедельная программа Парфенова на НТВ. А оказалось — знакомая летопись 1961 — 2001. Не «Семнадцать мгновений весны», чтобы показывать так часто. Хотя новости «Нового» чуть внимательнее к событиям в стране. Вот заметили двухмесячный юбилей министра экономики Игоря Юшко. При его содействии льготы сменит адресная помощь. Кроме «Нового канала», с дебатами не стал связываться «Интер». Пока все силы брошены на
«Народную платформу».
Чемпион по освещению кампании — ICTV. Из этого лимона они выжмут все до капли для своего лимонада. Кроме того, что выборы — главный герой действующих информпрограмм, стали выходить «Факты. Выборы» по понедельникам. Дебаты планируется вести в нескольких форматах. Будет и «три на три», и «уличное телевидение». Не шоу «5 Х 5» как у «плюсов» в 98-м, но все-таки. Если свежие программы будут так же качественны, как существующие, ждем нового слова в предвыборном марафоне.
Участвуют в выборной агитации и «портретные» передачи. Феминизация выборов повлияла на то, что внимание фокусируется не на программах кандидатов, а на их личности и частной жизни. Вот и становятся передачи в стиле «Пока все дома» политическими. «Особые приметы» (ICTV) примечательны выбором не затерянной политперсоны, а выдающегося хирурга А. Возианова. Президент академии медицинских наук баллотируется от Партии зеленых, и теперь о нем узнают массы.
Герою передачи Оксаны Марченко «Моя профессия» (УТ-1) известности не занимать. Но только Марченко В. Пиховшек (член блока «Демсоюз») решился рассказать о своей нетелевизионной жизни. Впервые СМИ показало дом, построенный за девять лет, с бассейном, зимним садом, пинакотекой (коллекция вин). Журналисты УТ-1 не поленились съездить в его родное село Тельное. Разговорили его первую учительницу, дали слово сестре. Честно говоря, это была первая передача «Моя профессия», которую я смотрела с интересом. Еще бы — эксклюзивный материал, обратная сторона жизни обычно непроницаемого ведущего.
Самую тонкую политику ведет Марина Сорока в передаче «Не может быть» («Интер»). Для разных политиков она использует разные краски. Екатерина Ващук, лидер Аграрной партии и член блока «За единую Украину!» — человек без недостатков. В свое время отличный председатель колхоза, заботливая хозяйка, заботливая мать и даже героическая теща (учитывая, что ее дочь вышла замуж за сына политического противника — П. Симоненко). На прошлой неделе в этой же передаче вроде ничего плохого не было сказано о С. Довгане — лидере СельПУ (с левым уклоном). Десятый ребенок в семье, агроном-семеновод, играет на кларнете. Видеоряд (в связи с кларнетом) несколько раз дополнял оркестрик из «Карнавальной ночи» — и впечатление о человеке уже не то. Чувствуется, что М. Сорока долго работала в ВР. Достоинства парламентских корреспондентов — четкость, оперативность в изложении информации. А вот художественное воображение хромает. Похожий прием был использован и в передаче про Р. Бессмертного (представителя Президента в ВР). Его «угораздило» стать координатором «Нашей Украины». Для создания образа не один и не два раза за передачу крутили кадры неприветливого кардинала Ришелье из «Трех мушкетеров».
На «Интере» показывают не только отрывки из фильмов, но и целые сериалы. По долгу службы смотрела последний из них — «Бездельники». В фильме честно пытались повторить интонацию очаровательного детектива «Что сказал покойник». Несолидно, несмотря на вес, смотрелся А. Дьяченко. Лучше не путать кино с актерским капустником, а еще лучше — оставаться в рамках «3х4». Надеюсь, негласное творческое соревнование выиграет канал «1+1». Там поставили на режиссера А. Матешко. Возможно, не без намека сериал «Критическое состояние» начнут показывать 11 марта.
В своем стремлении к прекрасному рисковал Дмитрий Киселев («Подробно», ICTV). Его гость, театральный режиссер Андрей Жолдак, известен крутым и непредсказуемым нравом. Однако обошлось. Творец эпатировал только внешним видом: бритой головой с косичкой, желтой курткой и красными брюками. Обиженный вниманием украинских спонсоров, Жолдак приехал из Румынии, где ставил мюзикл. Теперь на очереди — красный «Гамлет» во Франции, белый — в России и черный — у нас, уже за нормальные деньги. Всегда преклонялась перед талантом этого режиссера «выбить» требуемую сумму. Цвета — не идеологическая характеристика, а субъективное восприятие режиссером страны. Мы у Андрея — черненькие. У него свой рецепт реформ общества. Оказывается, в тоталитарных государствах искусство традиционное. А в истинных демократиях тяготеют к авангарду. Поэтому стоит сделать нестандартные формы искусства популярными — и прогресс во всех областях жизни обеспечен. Что ж, гениальному режиссеру дозволено ставить телегу впереди лошади. Видимо, такой способ изменения страны понравился А. Толстоухову (киевский лидер НДП), и он решил профинансировать демонстрацию всех спектаклей Жолдака в Киеве. Напрасно старался.
Но то, что авангардного искусства в стране с избытком — демонстрирует фестиваль «Культурные герои» под эгидой «Подробностей» («Интер»). На этот раз из Днепропетровска. Группа «Господин Топинамбур»; серия инсталляций, посвященных Малевичу. Особенно хорош его импровизированный гроб с ангелочками. В качестве изюминки — вызывающая фотовыставка голой натуры. Отдельные и свободные художники могут быть счастливы. С их точки зрения благоденствие страны не за горами.
Журналисты видят свою задачу в другом. От неравнодушия, объективности и незаангажированности СМИ и каждого в отдельности в значительной мере будут зависеть объективные выборы. В этом смысле порядочность для журналистов не менее важна, чем для женщин.
Выпуск газеты №:
№44, (2002)Section
Медиа