Перейти к основному содержанию

Вышел в прокат украинский фильм «Креденс»

Валентин Васянович: «Мое кино в Киеве посмотрит не более двух тысяч человек. Почему? Потому что рост интереса к отечественному кино — длительный процесс»
23 января, 16:01
КАДР ИЗ ФИЛЬМА РЕЖИССЕРА ВАЛЕНТИНА ВАСЯНОВИЧА «КРЕДЕНС» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ВАЛЕНТИНОМ ВАСЯНОВИЧЕМ

Со вчерашнего дня украинские зрители на широких экранах могут посмотреть трагикомедию Валентина ВАСЯНОВИЧА «Креденс». Это уже второе полнометражное игровое кино этого режиссера (дебютировал мастер в прошлом году лентой «Обычное дело»). Премьера фильма состоялась еще в июле прошлого года на Одесском международном кинофестивале, где фильм получил награду Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) как «Лучший украинский полнометражный фильм».

Главный герой этой рождественской картины — скромный интеллигент Орест, который работает виолончелистом в оркестре Львовской оперы и как каждый музыкант мечтает о карьере концертирующего исполнителя. И вот наконец ему представляется случай поехать на стажировку в Вену. Казалось бы, все складывается как можно лучше, но по сюжету у Ореста появляется конкурент, который пытается отстранить его от поездки. Кроме того, на музыкальную школу, в которой учится сын героя, осуществляют рейдерские атаки, а теща хочет, чтобы он сделал ребенка сестре жены. Все сваливается на его голову сразу, и Орест вынужден как-то решать эти конфликты. «Если ты хочешь навести порядок в своем доме, а уговоры и интеллигентские разговоры уже не помогают, то рано или поздно тебе придется взять в руки палки», — такими словами Валентин Васянович очертил «Дню» общую тему фильма. В целом же лента, как и предыдущий фильм этого режиссера, рассчитана на массовую аудиторию, а не на фестивали, и это выделяет ее на фоне большинства отечественных кинопроектов.

В фильме снялись: Андрей Саминин («Охотники за караванами»), Ольга Гришина («ПрошедшийСквозьОгонь»), Михаил Жонин («Менты. Тайны большого города»), Наталия Васко («Бабочки») и другие.

Вообще «Креденсом» во Львове принято называть шкаф для посуды. Почему творцы фильма решили назвать картину так, зрители поймут уже во время просмотра, но даже само название свидетельствует о том, что особая «львовская» атмосфера — одна из «изюминок» ленты, которая делает ее одной из первых «львовских» киноисторий за времена современного украинского кинематографа.

Один из важных мотивов картины — конфликт между советским и традиционным галицким мировоззрениями. Напомним, что во времена СССР во Львов было переселено много военных, партаппарата, управленцев. Их дети и внуки часто до сих пор принципиально не учат украинский язык и всячески противопоставляют себя местному населению. Жена Ореста — именно из такой семьи военных.

Поскольку «Креденс» — это довольно камерная история без дорогих спецэффектов, то общий бюджет фильма составил лишь около восьми миллионов гривен. Часть Государственного агентства Украины по вопросам кино — 50%. Остальные — деньги частных инвесторов. По словам Валентина Васяновича, сегодня большинство, кто снимает полнометражное игровое кино в Украине, работают по такой схеме.

«Конечно, даже половину необходимых средств найти непросто, но если постараться, то в принципе это возможно, — считает режиссер. По мнению Васяновича, система кинопроизводства, которое работает в Украине на протяжении последних трех лет, является несколько адаптированным к отечественным условиям аналогом французского и польского подходов. Единственное отличие — в Европе кроме государственных институтов, которые поддерживают кино, есть еще много фондов, которые наполняются за счет прокатчиков и других источников. В Украине же кинематографисты очень зависимы от государственного фонда.

Съемки «Креденса» проходили в прошлом году во время рождественских каникул и продолжались приблизительно полтора-два месяца. Киношникам повезло, потому что во Львове как раз выпал снег, что бывает не так часто. Картина была готова уже летом, но, чтобы она вышла в прокат, пришлось решить много юридических вопросов, и потому это событие произошло позже, чем планировалось. «В целом же преодолеть расстояние от старта проекта до проката за один год — это фантастически быстро», — считает Валентин Васянович.

По предварительной договоренности, фильм будут показывать приблизительно в 25 залах по всей Украине с привлечением 25—30 копий. «Для Украины это немало, — убежден режиссер. — Если бы мы вышли даже втрое большим количеством копий, это бы ничего не изменило. В Киеве есть 2000 человек, готовых посмотреть мое кино. Эту статистику вычислили сами прокатчики — более-менее качественное украинское кино в столице придет посмотреть лишь пару тысяч человек. Почему? Потому что у них есть деньги и заинтересованность — других факторов не нужно. Даже если бы было больше кинотеатров, это бы ничего не изменило. Рост интереса к украинскому кино — это долговременный процесс, который зависит от многих факторов. Рассчитывать на какую-то прибыль при сегодняшних условиях — просто смешно. Кино в Украине — дело некоммерческое, и с самого начала все игроки это понимают».

Кроме «Креденса», в январе вышли в свет две документальные ленты украинских режиссеров: Александра Денисенко «Денисия. Миры Владимира Денисенко», посвященный истории жизни известного украинского режиссера и Владимира Хмельницкого «Есть ли жизнь на Марсе?», в которой с иронией рассказывается о быте и отношениях жителей села с красноречивым названием Марс на Черниговщине. Также 30 января в украинском и мировом прокате появится 3D-трилер российского режиссера Олега Степченко «Вий», снятый по мотивам повести Николая Гоголя. В создании картины приняли участие Украина, Россия, Германия, Чехия и Великобритания, а главную роль в фильме сыграл английский актер Джейсон Флеминг, известный ролями в фильмах Гая Ричи «Карты, деньги и два ствола» и «Большой куш». Бюджет ленты — 26 миллионов долларов, а все права на нее на территории Украины принадлежат телеканалу «Интер».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать