Ярость от рекламы
У 40 % москвичей вызывает злость, когда реклама прерывает телепередачу на самом интересном месте. Четверть жителей российской столицы (24%) в такой ситуации испытывают легкую досаду, пятая часть (20%) спокойно ждет окончания рекламного блока, а каждый десятый (12%) приходит в ярость. Такие данные сообщили недавно Интерфаксу социологи Группы компаний monitoring.ru, которые изучали эмоциональную реакцию москвичей на телерекламу. В телефонном опросе приняло участие более 800 респондентов.
Нетрудно предположить, что большая часть украинских телезрителей в особый восторг от созерцания рекламных роликов тоже не приходит. Хотя на украинских телеканалах, по сравнению с российскими, рекламы куда меньше. Одна из основных причин — в том, что в соответствии со ст.12 Закона Украины «О рекламе», а также ст. 30 Закона Украины «О телевидении и радиовещании», не могут прерываться рекламой кино- и телефильмы, а трансляции концертно-зрелищных и спортивных программ продолжительностью более 45 минут могут быть прерваны для рекламы только один раз за полный 45-минутный промежуток времени. Правда, топ-менеджеры коммерческих каналов в последнее время все чаще акцентируют внимание на том, что если не будет разрешено прерывать рекламой фильмы, телекомпании недополучат значительные средства. И, как следствие, производство собственного продукта будет «съеживаться». С просьбой рассказать о своем видении ситуации «День» обратился к известному эксперту по вопросам телевидения и радиовещания Ивану МАЩЕНКО :
— Первые нормы о рекламе и спонсорстве на телевидении были заложены в Законе «О телевидении и радиовещании», принятом 21 декабря 1993 года. Там не было никаких запретов на прерывание. И прерывание фильмов рекламой у нас тогда осуществлялось. Но затем, когда в 1996 году принимался Закон «О рекламе», среди украинских законодателей непосредственно в сессионном зале возникла дискуссия: «Слушайте, а что же это мы, так сказать, наших бедных зрителей лишаем возможности нормально смотреть фильмы или какие-то особые телепередачи?» И вот тогда было принято решение (и оно вошло в Закон «О рекламе», а затем было перенесено в соответствующую статью Закона «О ТВ и РВ») о том, что запрещается прерывать рекламой художественные фильмы, а спортивные передачи можно прерывать рекламой лишь с определенными ограничениями. И это было введено в норму. Конечно, зрителю эта норма, как говорится, импонирует. Если сейчас сравнить российские каналы, где художественные фильмы прерываются рекламой через каждые 10—15 минут, и ту «благодать», которая существует на каналах украинских, где фильмы практически не прерываются (о слове «практически» я скажу позже), то, конечно, у нас — с точки зрения, повторяю, зрителя — явный прогресс. Но! Коммерческие телеканалы живут за счет того, что получают деньги от рекламы. В мире принято все фильмы производить, исходя из запросов рекламодателей. Сначала прогнозируется, сколько будет рекламы, а потом — сколько денег можно потратить на фильм. Понятно, что наше коммерческие телеканалы не могут жить по другим законам. И они вынуждены хитрить. Что делают? Не имея легальной возможности прерывать фильмы рекламой, наши телекомпании изобрели следующий ход: после начальных титров фильм прерывается, и телекомпании дают свои законные семь- девять минут рекламы (а иногда и больше — незаконные) до начала сюжета. Затем перед концом фильма, перед заключительными титрами снова «врубают» соответствующее количество рекламы. Что это такое? Конечно, это нарушение. Только это уже нарушение авторского права на фильмы, потому что фильм начинается от первой заставки — кадра, обозначающего киностудию, кинокомпанию (ну, например, «Мосфильм» — знаменитые «Рабочий и колхозница»). И заканчивается он заключительными титрами — «Конец фильма». Значит, все, что заключается между начальными и финальными титрами, практически является его прерыванием. Но вот такой, так сказать, экивок в сторону, вроде бы невинный, допускают. Кстати, еще в предыдущем составе Верховной Рады было внесено и прошло в первом чтении изменение к Закону «О рекламе», где как раз и пытались легализовать эту форму включения рекламы в «тело» фильмов. Потому что, когда рекламодателям говорят о том, что их реклама пройдет во время демонстрации такого-то фильма, который будет смотреть очень большое количество зрителей (а рекламодателям и рекламным агентам известно, какие фильмы какую популярность имеют), то понятно, что под это и большие деньги заплатят. Так что деваться, видимо, некуда и, как это ни прискорбно для наших зрителей, но им, наверно, придется разделить участь тех же российских телезрителей. По всей вероятности, этот вопрос все-таки будет решен в пользу телекомпаний — через соответствующие изменения в законодательстве. Но, опять-таки, все это будет правомочно, когда будет изменен закон. А пока запрет на прерывание фильмов рекламой на каналах украинского ТВ есть, его надо соблюдать.
Выпуск газеты №:
№220, (2002)Section
Медиа