Законодательная атака на киберпространство
Эксперт: «Реальную угрозу манипулирования общественным мнением несет не Интернет, а телевидение»Вице-премьер Российской Федерации Дмитрий РОГОЗИН расценивает социальные сети как элемент ведения кибервойны. Выступая на днях в Москве с лекцией в рамках проекта «Общественный университет» он заявил, что именно через социальные сети «идет мощнейшая манипуляция общественным мнением». «Всякие «ругательства» и другие кнопки, которые вы там нажимаете, анализируются и систематизируются», — отметил Рогозин. По его словам, в Интернете сознательно ищут группы пользователей, которым потом системно посылают сообщения с разнообразной критикой, которая «подрывает авторитет власти и ценности государства».
Похоже, побаиваясь кибервойн против Украины, депутаты нашего парламента решили и себе урегулировать отечественное интернет-пространство. В частности кое-кто из нардепов планирует на законодательном уровне предотвратить то, чтобы в сети пропагандировались война, насилие, жестокость, разгоралась межнациональная вражда или тем более разглашалась государственная тайна.
Так, народный депутат от Партии регионов Владимир Олийнык 4 июня зарегистрировал в парламенте законопроект, которым хочет изменить некоторые положения Закона Украины «О защите общественной морали» (о защите информационного пространства). Данный документ сразу вызвал волну возмущения в СМИ, ведь, в сущности, в случае вступления в силу обязывал бы провайдеров в течение суток закрывать сайты с «противозаконным контентом» после вынесения соответствующего решения суда по обращению СБУ или МВД. Эксперты «Дня» убеждены, что документ Олийныка не станет законом. Максимум — он отвлчет внимание общества от продвижения других законодательных инициатив или исполнит роль пиар-хода для провластной партии, которая вскоре сама же публично откажется от этой идеи (детальнее об этом читайте в материале «Пиар на «двойку», «День» №99 от 11 июня с.г.). Как и прогнозировали эксперты, Владимир Олийнык заявил, что отзовет на доработку свой законопроект о защите информационного пространства.
Вместе с тем, ни СМИ, ни депутаты-оппозиционеры почти не заметили другого — не менее важного законопроекта господина Олийныка «О кибернетической опасности Украины», зарегистрированного в тот же день. В документе, в частности, парламентарий предлагает юридически расширить спектр правовых действий для украинских правозащитников с целью применения ими «необходимых мер относительно предупреждения, своевременного выявления, прекращения и раскрытия киберпреступлений». К таким преступлениям депутат отнес «попытку вмешательства во внутренние дела государства с использованием социальных сетей», «распространение в национальном сегменте киберпространства культа насилия, жестокости, порнографии». А также «освоение иностранными специальными службами методов разведывательно-подрывной деятельности в киберпространстве» и «методов манипулирования общественным сознанием с помощью киберпространства». Другими словами, законодательная инициатива направлена на то, чтобы разрешить правоохранителям активнее работать с Интернетом, в частности, социальными сетями.
Анализируя документ, эксперты соглашаются, что регулировать и защищать киберпространство страны нужно. И это делают большинство европейских стран, спецслужбы которых, в частности, мониторят высказывания и призывы отдельных активистов в социальных сетях. Впрочем, по словам медиа-юриста Романа Головенко, в украинских реалиях законопроект Олийныка будет нести опасность, ведь, скорее всего, будет защищать от кибер-войн не государство, а «отдельных депутатов или чиновников».
— Думаю, что украинские спецслужбы и сегодня успешно мониторят Интернет, в частности, социальные сети. Законопроект Олийныка просто даст им больше юридических оснований это делать. Поэтому он может негативно повлиять на состояние украинского сегмента Интернета, — прокомментировал «Дню» медиа-юрист Института массовой информации Роман ГОЛОВЕНКО. — Почему? Потому что некоторые правоохранители по своему усмотрению будут трактовать отдельные высказывания, считать их угрожающими или не угрожающими. В частности, вполне вероятно, что информацию, «угрожающую» для провластной партии или определенных чиновников, будут определять как опасную для всего государства. И соответственно будут действовать против ее авторов. Вопрос кибербезопасности теперь актуален также в Европе. Но тамошние правоохранительные системы с помощью сетей только собирают информацию, а не блокируют веб-сайты. Они идут более цивилизованным путем: с авторами обнаруженных в социальных сетях радикальных призывов работают вне он-лайна.
По словам эксперта, в Украине теперь опасно вводить контроль за любой информацией — начиная от контента и заканчивая введением именных билетов на железную дорогу. «Стоит вспомнить как перед акцией 18 мая, когда активисты из разных регионов ехали в Киев, их снимали просто с поездов, — продолжает эксперт. — Что касается манипулирования общественным сознанием через социальные сети. Если есть угроза иностранного влияния, ее необходимо останавливать не только в киберпространстве. Не нужно быть медиа-экспертом или психологом, чтобы заметить как сегодня манипулируют общественным сознанием на украинском телевидении. В частности — иностранные государства. Но на это практически никто не обращает внимания. Конечно, сегодня в «паутине» много неважной и заангажированной информации, субъективных мыслей и тому подобное, но в целом большая часть пользователей сети понимают природу этих вещей. Реальную угрозу манипулирования общественным мнением несет не Интернет, а телевидение.
Выпуск газеты №:
№102, (2013)Section
Медиа