Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Западные СМИ стремятся понять, куда дрейфует «остров Украина»

Какие вопросы иностранные журналисты задают себе относительно украинского медиапространства
28 марта, 16:00
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Проблемы свободы слова и общественной роли масс-медиа в Украине тревожат не только наших сограждан. В который раз я в этом убедился, когда корреспондент влиятельного западного издания недавно попросил меня ответить на несколько вопросов и высказаться по поводу нескольких проблем, которые существуют в медийной сфере. Думаю, читателям «Дня» могут быть интересны не так мои ответы, как сами вопросы, поскольку они характеризуют и уровень понимания Западом общественно-политической ситуации в нашей стране, и вполне реальную озабоченность тамошних журналистов судьбой своих украинских коллег.

Итак, первый вопрос звучал так: «Почему медиа не влиятельны в Украине? Почему громкие статьи о злоупотреблении и разворовывании государственной казны не приводят к арестам и наказаниям?»

И действительно, почему? Ведь во всех нормальных (или же демократических) странах влияние масс-медиа является колоссальным. Достаточно вспомнить роль телеведущего Уолтера Кронкайта в прекращении Соединенными Штатами войны во Вьетнаме (после его вьетнамских репортажей президент Линдон Джонсон принял решение отказаться баллотироваться на второй срок) или Уотергейтский скандал (кстати, тот же Кронкайт давал едва ли не наиболее детальные и объективные репортажи о ходе этого скандала). Даже в советское время пресса и телевидение имели большее влияние — и если какой-то редактор имел смелость опубликовать обличительный материал без указания «сверху», то этого редактора или снимали, или реагировали должным образом и пытались устранить безобразия. Сейчас же, как я попробовал объяснить корреспонденту, масс-медиа в Украине могут быть более-менее независимыми, однако, судебная, исполнительная и законодательная ветви власти монополизированы одной политической силой — той же, которая распоряжается бюджетными деньгами и нарушает Основной Закон при голосовании в Верховной Раде. 15 лет назад подобная ситуация в Армении имела своим следствием то, что несколько журналистов пронесли в парламент оружие и во время сессии открыли огонь по коррупционерам — как правительственным чиновникам, так и депутатам. Не дай Бог, чтобы и у нас журналистам пришлось менять оружие критики на критику оружием.

«Какие интересы руководят украинским медиа-рынком?»

И действительно, какие? Теоретически их должно быть, по меньшей мере, два: удовлетворять общественную потребность в информации и получать прибыль. Но... На мой взгляд, украинский медиа-рынок мало зависит от средств рядового потребителя и от рекламы. Зато больше всего он зависит от хозяев СМИ и от власти. Киевляне помнят, как пару лет назад они потеряли весьма популярную ежедневную городскую газету — достаточно «желтую», но и достаточно правдивую, которая не обходила острые темы. Как поговаривают в осведомленных кругах, хозяин закрыл ее из-за звонка «с самого верха». Ни финансовые, ни общественные вопросы здесь не имели никакого значения. Ну, а большинство телевизионных проектов имеют в своей основе сугубо пропагандистскую, а не информационную составляющую.

«Как повлияли Киселев и Шустер на уровень политической журналистики на телевидении?»

В первую очередь, я заметил, что до появления Савика Шустера и Евгения Киселева телевидение Украины не было пустыней; там существовали такие интересные проекты, как «Я так думаю» Анны Безулик (нисколько не хуже ее следующих проектов) или «Пятый угол» Вячеслава Пиховшека (потом он стал политтехнологом и убил в себе журналиста). А Шустер и Киселев получили лидерство на телевидении не только из-за умения этих персонажей работать с гостями и аудиторией, но и из-за насыщения их проектов большими деньгами. Но это — не чисто масс-медийные проекты, это скорее политико-технологические инструменты, предназначенные для влияния на массового зрителя. В целом же эти проекты я оценил так: они несколько подняли профессиональную планку украинской тележурналистики, но в то же время существенно снизили ее моральный уровень, поскольку постоянно использовали в случае необходимости манипулятивные (иногда и грубо манипулятивные) технологии.

От телевидения мы перешли к Интернету. Западного корреспондента интересовало, насколько влиятельной является интернет-журналистика в Украине, и не является ли это просто сферой забавы для специфической публики? Что это не игра — так точно, и уже давно, иначе не было бы убийства Георгия Гонгадзе, иначе не давили бы на некоторые Интернет-издания с помощью судебных исков, собственно, иначе бы ведущие газеты не создавали свои сайты и специальные проекты в сети. Без Интернета сегодня не повлиять на социально активную аудиторию. При этом есть, конечно, немало проектов и для специфической публики разного сорта, но в то же время существуют действительно влиятельные и профессиональные Интернет-издания.

И в завершении остались поистине сакраментальные вопросы: «Чего хотят потребители медиа? Чего хотят журналисты?»

На такие вопросы трудно ответить, потому что за последние десять лет, насколько мне известно, не было действительно серьезных социологических исследований, которые бы здесь помогли. Зрители отмечали, скажем, что им не хватает всеукраинского научно-популярного телеканала. Его и до сих пор нет — возможно, потому что он не будет давать собственнику ни финансовых, ни политических дивидендов, а только будет преумножать — и то неспешно — социальный капитал. Отсутствуют также специализированные научно-популярные издания; то, что делают в этом плане, скажем, такие газеты, как «День», не может заполнить эту «экологическую нишу». Кроме того, аудитория в определенных регионах фактически лишена доступа к ряду всеукраинских масс-медиа по очень специфическим политическим причинам. Журналистское же сообщество Украины разорвано на сегменты, которые нередко враждуют друг с другом хуже, чем политики. Это и не удивительно: слишком разные цели ставят перед собой разные СМИ, и разная моральность руководит их собственниками и редакторами. Казалось бы, все должны работать на свою страну, но... И еще раз «но»...

Не знаю, насколько мои ответы помогли западному журналисту, но, по крайней мере, я попробовал донести свое понимание ситуации в мире украинских масс-медиа до зарубежной аудитории. А в то же время и убедился, что за пределами Отчизны хватает людей, которые искренне проникаются нашими проблемами и стремятся понять, куда же дрейфует этот немаленький «остров Украина»...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать