Перейти к основному содержанию

Зрелища спасут мир

14 февраля, 00:00

Первый телевизионный закон гласит: картинка должна радовать глаз. Время говорящих голов и дешевого ТВ прошло, и развитие этого искусства идет в сторону зрелищности. Но часто ли видим на экране настоящее пиршество для глаз? Почему отечественные телеканалы предлагают довольно скромный видеоряд? Необходимость прогресса очевидна, но для шага вперед нужны техническое обеспечение, выдумка и фантазия, художественный вкус, постоянная смена угла восприятия событий. Итого: больше труда, вложенного в каждый кадр.

Ведь совершенно по-другому видятся спортивные соревнования, снятые не двумя, а тридцатью камерами, особенно когда один из операторских кранов движется рядом с бегущим спортсменом. И вкус «Боржоми» отчетливо чувствуется на языке во время сюжета о Грузии, когда новатор новостийного жанра Леонид Парфенов открывает бутылку и наливает минеральную водичку в бокал, говоря подводку. В нашем телевизионном пространстве наглядные демонстрации в период расцвета своей программы практиковал Дмитрий Киселев («Подробно с Д. Киселевым», ICTV). Не ленился рисовать на прозрачной демонстрационной доске фасоны юбочек или сложные для восприятия на слух проценты импорта-экспорта. Но зерна творческих находок падали на исключительно каменистую почву. Большинство СМИ старательно не замечали новый формат изложения информации. Впрочем, новости, видимо, в силу своей планиды, все же видоизменяются довольно быстро. Хочется верить, что, выждав для приличия паузу, они порадуют доходчивым изложением.

Растолкав локтями обычных граждан, за дополнительной порцией славы (которой мало не бывает) ринулись разнокалиберные звезды в третьем «Последнем герое» («1+1»). Что может быть зрелищнее реал-шоу с такой командой на фоне тропических островов Доминиканской республики? Люди всегда с живым интересом смотрят на бои без правил, крысиные бега и другие игры на выживание. Но, рассмотрев подробно телосложение знаменитостей и их лица без грима, зритель начинает позевывать. Особенной грызни не наблюдается, ведущий Николай Фоменко не слишком хамит коллегам. И, поскольку актеры и певцы ни эрудицию не демонстрируют, ни эротику не предлагают, зрелище постепенно приедается.

Неудачная картинка может испортить и хорошо знакомый бренд. Который сезон на наших экранах — «Медовый месяц» («1+1»). Ребята и девушки, а потом граждане других возрастных категорий выбирают друг друга. Обычно резвящаяся молодежь радует глаз. Ненавязчивый расчетливый флирт и подарки за набранные очки. Но смотреть финал этой передачи неловко — так и хочется спасти худющего молодого паренька от объятий «идеальной» пары: напористой толстушки средних лет. Но ведущие делают хорошую мину и по привычному сценарию обсуждают с народом на трибунах карикатурный тандем.

Собственно, идея написать о визуальных впечатлениях пришла ко мне под впечатлением французского блокбастера «Видок» («Интер»). Телевизионный экран стал объемным, щелкнула машина времени, и меня засосало в старинный Париж. И пока детектив Видок в исполнении Депардье не поборол ужас зеркальной маски, никакая другая загадка в мире меня не интересовала. Спецэффекты, демонстративный натурализм, мистика и парадоксальный сюжет на фоне правдоподобных исторических декораций буквально зомбировали. Не знаю, есть ли мораль в этой киноистории, но «Видок» — зрелище в чистом виде. А может, и новый изобразительный язык.

«Израиль: дни без войны» («1+1») радует и формой, и содержанием. Израильтяне разрешили Юрию Макарову самому выбирать маршрут своих странствий, и он создал уникальный портрет жизнерадостной (и при этом прифронтовой) страны. Она пестрая и противоречивая, как этот древний народ. Торговый центр можно спутать с музеем, почти коммунистический уклад кибуца сосуществует с высокими технологиями. Мирно соседствуют женщины и армия, туристы и теракты. Но получилась даже не мозаика, а цельная картина. Видимо, в краю библейских мотивов Макаров постиг секрет золотого сечения. Литературный украинский автора не мешает русским синхронам наших бывших. Где только документалист набрал столько симпатичных людей? И ответил на неизбежный вопрос людей из мирной Украины — как можно жить в постоянной боевой готовности? Можно, если ты патриот. «У них — опыт, которого ты не имеешь и не хочешь», они научились не привязываться к полюсу террора. Этот красивый фильм о солнечном Израиле — некоторая компенсация за постоянный прессинг жестких сводок об иракском кризисе. Нетрадиционный мирный путь к разрядке арабо-израильского противостояния.

Впрочем, когда красота спасала мир? Телевидение — другое дело.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать