Перейти к основному содержанию

«Мы будем менять и музыкальный, и режиссерский почерки»

О «маршальских планах» Василия Вовкуна — нового руководителя Львовской национальной оперы
24 марта, 11:18
ФОТО ЕЛЕНЫ ХРАМОВОЙ

На церемонию инаугурации, как назвал ее сам новоназначенный генеральный директор — художественный руководитель Василий ВОВКУН — прибыли министр культуры Украины Евгений Нищук, также — представители городской и областной ветвей власти и священники —  УПЦ Киевского патриархата и УГКЦ. Василий Владимирович  поблагодарил за поддержку и особенно отметил, что главной ориентацией его работы на ближайшие пять лет станут слова апостола Павла «Быть всем для всех!», то есть и для коллектива, и для зрителя.

Стоит добавить, что В. Вовкун более двух лет занимал во Львовской опере должность художественного руководителя. Какие именно новые принципы будет внедрять, также — о ближайших премьерах, фестивалях, приглашенных звездах, аренде и даже фасаде здания Оперного — в нашем разговоре.

«ГЛАВНЫМИ ФАКТОРАМИ ЯВЛЯЮТСЯ ДВА МОМЕНТА: ТВОРЧЕСТВО И СЦЕНА»

— У меня есть профессия, опыт — руководительский и творческий, -отметил В. Вовкун. — Но самое главное, что у меня есть вечная промоция делать украинскую культуру модерной, современной и приближать ее к европейской.

— Каким образом это будете воплощать?

— Впервые за всю историю нашего театра мы проанализировали техническую, финансовую и творческую составляющую учреждения. Я  привлек к сотрудничеству когорту людей, которые создали этот отчет, цель которого — определиться, как двигаться дальше. Для театра главными факторами являются два момента: творчество и сцена, потому что именно они, эти два критерия, определяют, как работает театр.  Подчеркиваю: творческая часть у нас должна быть профессиональной, чтобы зритель, ради которого работаем, был доволен.

—  Вы еще перед подачей документов на конкурс на замещение руководителя Львовской оперы говорили, что ваша программа имеет название «Украинский прорыв»...

— Если проанализировать репертуар всех театров оперы и балета в Украине, то украинские оперы и балеты представлены в них преимущественно  тремя  названиями — «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем» и «Тарас Бульба». Остальные лежат в архивах или библиотеках театров. Определенный прорыв сделала разве что Одесская опера, которая поставила оперу-балет «Вий» Виталия Губаренко, что стало действительно творческим событием для всей Украины.


«БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО» (РЕЖИССЕР В.ВОВКУН, ДИРИЖЕР Ю. БЕРВЕЦКИЙ) — ЭТО СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ЛЬВОВСКОЙ ОПЕРЫ И ЛЬВОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ИМ. НИКОЛАЯ ЛЫСЕНКО. МОДЕРНОВАЯ ПОСТАНОВКА ПРОШЛА С АНШЛАГАМИ / ФОТО ЮРИЯ ГАДЗЕЦКОГО

— Можно сказать, что ваш «Украинский прорыв» — это программа театра на ближайшие пять лет. Что это будут за спектакли?

— Да. Говорю о фольк-опере Евгения Станковича «Когда цветет папоротник». Это произведение, написанное в середине 1970-х по заказу французской концертной фирмы «Алитепа» для всемирной выставки в Париже, было запрещено советской цензурой как «вредное и националистическое» с последующим уничтожением костюмов и декораций авторства Евгения Лисика. Напомню, Е.Станкович сделал оркестровку для симфонического оркестра, которая впервые прозвучала в концертном исполнении в 2011 году, а вот на театральной сцене фольк-опера полностью доныне не представлялась. Поэтому считаю свои долгом поставить  прежде всего именно это произведение. Далее у нас по плану — опера «Богдан Хмельницкий» Константина Данькевича. Это произведение ставили в Донецкой опере. Но сейчас этот спектакль уже не увидеть, потому что в склады, где сохранялись декорации, попала бомба — все уничтожено... Следующей будем ставить оперу «У неділю рано зілля копала» нашего современника Виталия Кирейко.  Еще в планах — балет «Лесная песня» Михаила Скорульского,  балеты «Жар-птица» и «Весна священная» Игоря Стравинского. Также начинаем работу с Мирославом Скориком — речь о балете «Тени забытых предков». Часть музыки возьмем из одноименного художественного фильма, где в команде кинорежиссера Сергея Параджанова работал тогда молодой Скорик. Привлечем к работе и композитора Ивана Небесного — речь идет об опере для детей «Лис Микита».

— Из зарубежной классики что-то будете предлагать в репертуар?

— Это будут  оперы «Дон Паскуале Доницетти, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха  и  «Адриана Лекуврер» Франческа Чилеа и балет Римского-Корсакова «Шехерезада».

ФЕСТИВАЛЬ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА ИМ. С. КРУШЕЛЬНИЦКОЙ СТАНЕТ ЕЖЕГОДНЫМ

— Планируете ли приглашать к сотрудничеству знаменитых дирижеров?

— Да, ведем переговоры с Андреем Юркевичем, у которого заканчивается контракт в Варшавской опере.  Также с такими известными маэстро, как Владимир Сиренко, Кирилл Карабиц, Оксана Лынив и  Василий Василенко. Такой парад дирижеров станет большим мастер-классом для всего нашего оркестра.  Также будем привлекать к работе и режиссеров. Например, директора Львовского театра «Воскресіння» Ярослава Федоришина, режиссера театра и кино Сергея Маслобойщикова, художественного руководителя Национального театра им. И.Франко Станислава Мойсеева. То есть в дальнейшем мы будем менять и музыкальный, и режиссерский почерки.

— Много лет подряд на базе Львовского театра проходил Фестиваль оперного искусства им. Саломеи Крушельницкой (хотя, к сожалению, с большими финансовыми сложностями). Что будет с этим форумом?

— Планируем сделать этот фестиваль в этом году, ведь он очень подходит Львову. Также в будущем хотим чередовать его с международным балетным фестивалем. Еще в ближайшей перспективе — создание Музея Львовской национальной оперы. К слову, имеем в проектах создание в Зеркальном зале Камерной сцены. Со временем в этом зале будет свой художественный руководитель, соответственно — свой репертуар, афиши и  публика.

— Ваш предшественник Тадей Эдер, который 20 лет руководил театром, был категорическим противником модернизации, осовременивания спектаклей. Но это — постоянная практика во всем мире с целью привлечения публики, а особенно — молодого возраста. Так планируете  ли осовременивать постановки?

— Мы не хотим отставать от всего мира. Но наш театр — репертуарный, и мы всегда будем придерживаться  больше классической стилистики, чем авангардовой или модерной. Но мои две постановки Моцарта («Безумный день» и «Дон Жуан») показали, что это направление интересно. Прежде всего тем, что мы делали эти произведения на базе Львовской музыкальной академии.  «Безумный день» выдержал семь аншлагов! Поэтому эксперимент со студентами будем продолжать. Но любая модернизация нуждается в ощущении ее поколениями. Если это органично создавать, особенно — со студентами музыкальной академии, то почему бы такие эксперименты не повторять и не продолжать? Что касается спектаклей на перспективу, о которых я говорил выше, то «Богдана Хмельницкого», конечно, мы не будем модернизировать.  Относительно «Цвета папоротника»... Почему нет? Возможно, это будет некоторым шоком для львовской публики.

— В социальных сетях давно уже «гуляет» упрек в вашу сторону, работников Львовского оперного, за рекламу на фасаде определенных фирм и их услуг ... не стоит жемчужину архитектуры Зигмунта Горголевского, на которую едут смотреть едва ли не со всего мира, портить баннерами-растяжками — даже если это приносит прибыль...

— Еще за несколько месяцев до моего прихода на должность театр принял на себя определенные обязательства относительно рекламы. Поэтому и «украшают» фасад баннеры и растяжки. Но с начала сезона все увидят кардинальные изменения — на фасаде появятся экраны, из которых будут транслировать ролики-анонсы наших спектаклей. Следовательно, вскоре будем делать промоцию Львовской опере современными техническими средствами.

«ПО-СТАРОМУ НЕ БУДЕТ!»

— Учитывая финансовый кризис в стране в целом и недостаточное финансирование отрасли культуры в частности, многие учреждения культуры прибегают, чтобы подзаработать, к тому, что сдают в аренду свои залы. Львовская опера — не исключение. Причем речь идет достаточно часто об исполнителях, мягко говоря, не вашего профиля и не украинской настроя... Планируете ли отменять аренду?

— Я категорически против того, чтобы сдавать в аренду зал Львовской национальной оперы  под жанры, которые не соответствуют нашему профилю. Что касается торжественных академий, которые происходят к государственным праздникам или юбилеям выдающихся людей, то вынуждены это делать! Но праздников не так много... Кроме того, обычно сдаем в аренду зал по таким поводам в понедельник (выходной в театре). Но, опять же, график сдачи в аренду уже составлен до конца театрального сезона. А в новом по-старому не будет! Кроме того, я назвал количество премьер (одиннадцать)... Так что вообще будет ли кстати нам сдавать зал в аренду, если столько спектаклей в репертуаре?

— Вы озвучили «маршальские планы». Где будете брать средства на постановки?

Миссия генерального директора — искать деньги. И я их найду! Я всего-навсего несколько дней на должности, а ко мне уже пришли представители «Укрзализныци». Также банкир, который возглавляет ассоциацию всех банков Западной Украины. Теперь не буду использовать слово «спонсор»... Хотим создать «Клуб любителей Львовской национальной оперы», который нам будет помогать. Итак, будем кардинально менять менеджмент нашего театра. Я уже составил новое штатное расписание. Теперь — к согласованию с Министерством культуры...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать