«Нам важно, чтобы в Брюсселе, Берлине и Вашингтоне был услышан и – главное – учтен голос Украины»

В Украине продолжается война на востоке, и это является главным вызовом для общества. На фоне определенных позитивных шагов, в частности 2017-й запомнился безвизом, частичным улучшением социально-экономического уровня жизни, успехами на спортивной и культурной арене, именно антитеррористическая операция и нарушение прав людей в оккупированном Крыму стали в уходящем году «маркерами» ощущения того, на какое будущее для страны направлена политическая и интеллектуальная элиты.
Традиционно, вот уже более 10 лет, «День» предлагает нашим читателям вместе с нами подвести итоги уходящего года и смотреть в наступающий. Эксперты «Дня» в очередной раз сделали срез времени нашего, без сомнения, исторического периода, в котором украинцы испытываются не только на прочность, но и на возможность оправдать упомянутую фразу, которая прописана в паспорте государства.
Итак, в конце года наши авторы, постоянные читатели, партнеры и эксперты ответили на три вопроса, и таким образом сформировали «мозаику» жизни страны за 2017-й.
Убеждены, что вам интересно будет с ними ознакомиться.
1. Чем уходящий год стал для вас особенным?
2. Кого считаете героем и антигероем-2017?
3. В 2017-м наша редакция отметила 15-летие Библиотеки «Дня». Какую именно книгу из нашей Библиотеки Вы бы могли отметить и рекомендовать другим?
Алена ГЕТЬМАНЧУК, директор Центра «Новая Европа»:
1. Для меня лично этот год стал годом вынужденного прощания с проектом, который я вместе с командой профессиональных экспертов и менеджеров развивала на протяжении последних восьми лет. Речь идет об аналитическом центре под названием Институт мировой политики. Мы, известная команда из Института мировой политики, получили возможность развивать новый, независимый аналитический центр, который специализируется на теме внешней политики и безопасности, – Центр «Новая Европа». А вместе с этим – новые возможности и новый драйв. Мы убеждены, что ситуация, которая складывается сегодня в Украине, – много экспертов, но крайне мало экспертизы – не соответствует тем вызовам и заданиям, которые стоят перед нашим государством, в частности и в области внешней политики. Среди наших приоритетов – усиление эффективности внешней и безопасностной политики Украины. Нам очень важно, чтобы не только в Украине слышали и учитывали голос Брюсселя, Берлина, Вашингтона, но в Брюсселе, Берлине и Вашингтоне был услышан и – главное – учтен голос Украины во время принятия тех или иных решений, касающихся будущего Европы.
2. Относительно сферы моей компетенции – внешней политики, то героем в этом году считаю бывшего литовского дважды премьера, а ныне депутата литовского сейма Андрюса Кубилюса, инициатора так называемого нового европейского плана для Украины (в народе просто «Плана Маршалла»). Но преданность делу Украины и какая-то непреклонная вера в Украину – это то, чего сегодня не хватает даже многим украинским деятелям, не говоря уже о международных. Ведь неутомимо путешествуя по столицам мира ради денег на украинский «Маршалл план», этот литовец рекламирует не только модернизацию нашей страны, он рекламирует веру в Украину. Его литовские коллеги, депутаты Сейма иногда в неформальных разговорах шутят: «Такое впечатление, что для Кубилюса не существует теперь других стран в мире, кроме Украины». Украинские правительственные чиновники и политики должны усилить украинский фланг политика: обеспечить позитивный ответ не только на вопрос, готов ли Запад предоставить Украине «Маршалл план», но и позитивный ответ на вопрос «готова ли Украина принять «Маршалл план». Прежде всего институционно.
Антигероем должен назвать генерального секретаря Совета Европы Турберна Ягланда. Он, как и Кубилюс, тоже продемонстрировал невероятное рвение. Только это рвение направлено было на возвращение голоса российской делегации в ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы) на январской сессии 2018 года. Бывший премьер-министр Норвегии делал, кажется, все возможное, чтобы помочь России закрепить среди стран-членов Совета Европы убеждения, что для того, чтобы санкции были сняты, не нужно выполнять условия: достаточно лишь прибегнуть к шантажу. Он, на мой взгляд, своей политикой задабривания России серьезно подрывает доверие и репутацию Совета Европы. Совет Европы не должен стать трофеем России. Именно под таким названием полсотни европейских интеллектуалов обратились к странам-членам Совета Европы с тем, чтобы не допустить возвращения голоса российской делегации к выполнению Россией соответствующих резолюций этой организации.
3. «Сила мягкого знака». Ситуация, в которой наша страна оказалась сегодня в связи с агрессией России, – в значительной степени следствие, возможно, самой масштабной рейдерской атаки на историю (простите за тавтологию). Речь идет о рейдерской атаке России на историю Украины. Параноидальную привязку исторического нарратива Кремля к Киеву «как матери городов русских», хотя на самом деле – и здесь собственно проявляется сила того же мягкого знака – говорилось о «матери городов руських». Эта книга «Дня» учит гордиться своей историей. А гордиться своей историей – это первый шаг к тому, чтобы быть уверенным в будущем. Особенно актуальной становится эта книга на фоне нынешних потуг формирования эффективной исторической политики. Политики, которая действительно работала бы на понимание в самой стране и в отношениях с ключевыми партнерами, а не на раздор.