Николаю Гринько - 100 лет
Выдающийся актер Николай Гринько (22.05. 1920, Херсон - 14.04. 1989, Киев) сыграл бесчисленное количество ролей, в том числе в картинах фантастически одаренных режиссеров - у Сергея Параджанова, Андрея Тарковского, Сергея Юткевича, Виктора Иванова, Алексея Германа и многих других, один из самых востребованных актеров советского кино. А роль, о которой мечтал, сыграть не удалось - Дон Кихота. Хотя родителями, самой природой был слеплен так, будто Сервантес писал своего персонажа именно с него, Гринько.
А могла, могла быть та роль, когда грузинский режиссер Резо Чхеидзе, во второй половине 1980-х стал экранизировать знаменитую книгу. Собственно, он и пригласил актера на пробы ... Не утвердил. Версия проста - в то время Николай Григорьевич уже болел: лейкоз. Есть еще версия - фильм «Сталкер» Тарковского снимали в Эстонии, на территории старого, уже неэксплуатируемого завода. Что-то было там вредно-облучаемое. Первым почувствовал это на себе Анатолий Солоницын, затем сам Тарковский, за ними последовал в лучший мир и Гринько.
А родился он в актерской семье, так что актерские гены были у него в крови. Но сначала была война, где он, кстати, создал самодеятельный ансамбль, некую фронтовую бригаду. После войны - артист театров в Запорожье и Ужгороде, с 1955-го в Киеве, руководил симфо-джазовым эстрадным оркестром. Эстрада и роли комедийно-аттракциона плана - начиналось с этого ...
Снялся в нескольких эпизодических ролях на Киевской киностудии, в частности в «Павле Корчагине» у А. Алова и В. Наумова. Именно роль в фильме этих режиссеров «Мир входящему» (это уже в Москве) принесла ему первый успех - американский солдат, очень высокий (рост Гринько был под два метра!) и такой несклАдный, будто на шарнирах двигается ...
А в 1969 сыграл роль Антона Чехова в фильме «Сюжет для небольшого рассказа» Сергея Юткевича. Когда актеру предложили эту роль, он сказал: «Да я же высокий, а Чехов ...». Думал, что классик такой себе приземистый. Ему ответили, что Чехов тоже был очень высоким. Однако главное - подошел на роль и под собственно человеческий типаж: не наигранная, а не театральная интеллигентность, несмотря на то, что стилистика фильма ту театральность предполагала. Партнершей Гринько по фильму была знаменитая Марина Влади (в роли Лики Мизиновой), француженка и русская по происхождению.
Николай Гринько снялся во всех фильмах Тарковского, снятых в СССР - с небольшой роли в «Ивановом детстве» до «Сталкера». Очевидно режиссер воспринимал Гринько как своего актера, держал в себе душевные и интеллектуальные глубины; те, которые невозможно сыграть: они либо есть, либо нет.
А роль в фильме «20 дней без войны» Алексея Германа! Писатель Вячеслав, который до войны специализировался на военно-патриотической «тематике», но в первом же бою струсил и теперь не знает, как найти потерянную героическую харизму. Вроде бы она была, но, к черту исчезла под звуки выстрелов ... Блестяще сделанная роль! И как всегда - в унисон с режиссерской стилистикой.
В 1957 году Гринько познакомился со студенткой Киевской консерватории, будущей скрипачкой Айшей Чулак-оглы (1932-2013). Ради него она ушла из консерватории и посвятила жизнь Ему. Не пожалела. Пара была необычайная, любовью пронизанной. Несмотря на разницу в росте - где-то 40 сантиметров. У чувств другие измерения ...
Николай Гринько снялся в фильмах-шедеврах, его выдающийся талант в немалой степени способствовал их успеху. Вспомним сегодня Николая Григорьевича - профиль его души, осанка его таланта навсегда останутся в нашей памяти!