Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Aлександр ТКАЧЕНКО: «Хотят все, но не все могут»

03 июня, 00:00

Поэтому речь спикера практически свободна от иерархических условностей, и в подтексте ее читается по адресу властителей Олимпа вместе со всеми их структурами: «А имел я вас в виду». Возможно, уверенности спикеру придает тот факт, что примерно треть «управленческого» поля и столько же «бизнесового» он делит с теми, кто сегодня как бы подпирает Президента, и потому «грубая» подсечка в борьбе с кандидатом-спикером может оказаться фатальной «осечкой». А может, Александр Ткаченко просто верит, что «доля», которая, по его словам, «впала» на него при избрании спикером, «впаде» вторично, потому что «доля» — она сама знает, на кого ей «впасти».

Как бы то ни было, мысли и суждения нашего «не первого, но и не второго», высказанные на пресс-конференции, представляют большой интерес для широкой общественности.

О ВЫБОРАХ И ВСЕНАРОДНОЙ ЛЮБВИ К ПРЕЗИДЕНТУ

Просьба корреспондента «Дня» прокомментировать телезаявление Александра Волкова, «главного ответственного» за перевыборы Леонида Кучмы, о том, что народ требует дополнительных подписных листов, чтоб отдать свой голос, просто тельняшку на груди рвет (дайте, мол, выразить свою любовь к Президенту за «наше счастливое детство, отрочество, юность и старость»), вызвала прилив веселья.

— Ну вот, понимаете, народная любовь — это дело хорошее. (Смех в зале). Да... Но глядя, чьими, как говорят, она устами глаголит... (Смех). Есть такая байка... (Смех). Но я не хочу... (Смех).

Часто говорится, что нынешним реформам альтернативы нет. У меня возникает только один вопрос: а что собою представляют эти безальтернативные реформы? Кто их видел и в каком образе? А то, что сегодня происходит в нашем обществе, мне кажется, всем понятно... И думаю, выборы в Киеве при всем давлении всеми способами — от материальных до моральных — показали: выбор был, как говорят, безапелляционный. Я думаю, это хороший наглядный урок... Мы с вами будем участниками всенародного действа, когда будет выбираться судьба Украины. Думаю, тут одного фарисейства будет маловато... Сегодня в обещания никто не хочет верить. Только силы, только натиска маловато будет. Сегодня людей заставить, как это можно было раньше, невозможно. Уговорить и обдурить сегодня уже значительно труднее, чем это было в первые годы нашей независимости. Сегодня люди хотят сами решать свою судьбу, и думаю, что все это так и будет в государстве сделано...

Хотя рассказывают как собирают подписи, как установили отчетность ежедневную, утром и вечером — сколько, где и когда. До сбора паспортов. Это не демократия. Это вся

А что до «дуэли с Президентом» по поводу трансляции из ВР, то спикер ответил:

— Хотят все, но не все могут. Поэтому, я думаю, что это не состязание, это позор. Позор. Если отсекли трансляцию, чтобы люди не слышали как бюджет выполняется, то о какой борьбе идет речь?.. А потом говорят, что «вы не заплатили». Так у меня возникает вопрос: а кто еще кроме нас платит? Что, президентская структура платит, которая начинает с утра: «Президент издал это, Президент издал то, Президент...». При чем тут Президент? Издал... Что дали — то и подписал. (Смех). Нет, им надо перечислить. Не так же, что глава Верховной Рады подписал закон такой, глава Верховной Рады подписал закон эдакий и целый ряд законов. Ну, сказали, что глава Верховной Рады встречался. И все правильно. Есть же вопросы, где нужно про других людей сказать хорошее слово, а так получается, что один человек все делает, и вокруг этого... Поэтому я думаю, что тут не соревнование, тут закон и государственный такт должны быть. И кляпа ни представителю прессы, ни депутату какого-нибудь уровня не надо. Давайте мы посоветуемся с людьми, и если надо не транслировать сессию — вопросов нет. Мне же легче, поверьте мне, вести сессию, если не транслируется. Абсолютно легко: у людей нет такого энтузиазма! (Смех). Но я ежедневно получаю десятки писем с просьбой и телефонных звонков: Александр Николаевич, ну дайте мы послушаем...

О «СИЛОВЫХ» В ПАКЕТЕ С «ВОПРОСОМ» ПРЕЗИДЕНТА

Собирается ли Александр Ткаченко инициировать поправки к Конституции, в первую очередь, по назначению и увольнению с должностей руководителей Службы Безопасности, МВД и Генпрокурора.

— У меня состоится встреча с главой СБУ, потом я встречусь с Генеральным прокурором, с министром внутренних дел, с министром обороны. Для того чтобы просто выслушать их и посоветовать, не больше: мы живем в цивилизованном государстве, а точнее — строим демократическое государство, и Конституция, и законы для всех в одинаковой степени должны быть законами. То, что сегодня даются устные указания, это известно. То, что сегодня за каждым кандидатом в депутаты созданы рабочие группы, тоже известно. И то, что сегодня идет давление на людей простых, рядовых, избирателей, — это не было ни в одном году, ни при одних выборах, которые мы с вами пережили...

Сегодня выступил депутат Мишура (фракция коммунистов), человек осведомленный, грамотный, и говорит, что во всех областях без исключения за ночь были расклеены листовки против Мороза. Кто это может сделать, скажите, пожалуйста, ну какая структура, если она не государственная, ну кто может охватить спектр 24 областей и Автономную Республику? Но подписались, что это от Компартии. То есть делают такие провокации примитивные... Это недостойно тех, кто дает команды, и тех, кто эти команды, получив, выполняет.

Компрометация своих оппонентов вызывает абсолютно обратную реакцию. Абсолютно обратную, потому что самый большой скандал — это самая большая реклама. Я думаю, те люди примитивны, которые это делают, это сегодня так они проявляются, ну, я думаю, увидим их в ноябре месяце.

Я задал одному работнику вопрос: «А вам известно, что несколько лет тому назад были заказаны погоны генерала армии для тех, кому это планировалось, пара погонов — 14 тысяч долларов, из Москвы завезли таких 12 пар?». Ну какая необходимость, когда наша экономика и тогда, и сегодня такая, заказывать эти золотые погоны будущим генералам армии? Ну, это делалось при Кравчуке. Это такой небольшой штрих, просто он говорит о том, что нельзя одними подачками на свою сторону притянуть людей. Потому что это делалось, а выбрали абсолютно другого же! Другого выбрали. Сегодня что-то повторяется, только в другом ракурсе. Я думаю, этого не нужно делать.

Несомненно, нельзя силовые структуры подчинить кому-то одному. И если мы уже внесли поправку, чтоб внести на рассмотрение Конституционного суда на этой сессии по Счетной палате, думаю, что будет внесен еще ряд поправок: по Генеральному прокурору — не только давать согласие на назначение, но и на увольнение, по премьер-министру, по силовым министрам — тоже должна давать ВР и назначение, и увольнение. Поэтому мы будем действительно восстанавливать паритет власти и не давать возможности сегодня одной ветви власти делать то, что делается.

Я думаю, если будет внесено на этой сессии, то на следующей будет рассматриваться уже в сессионном режиме. Не просто один вопрос по Счетной палате, а пакет поправок к Конституции. Чтобы тогда вместе их и рассмотреть. Например, вы же помните — УСПП не так давно принял решение обратиться к ВР, чтобы пролонгировать право Президента издавать указы по экономическим вопросам, не урегулированным законодательством. Этот вопрос абсолютно правильный, я не возражаю, его надо внести, но в пакете с другими, чтобы не делать снова такую услугу, я извиняюсь. А то у кого-то получается: «что для меня, то я требую от вас, а то, что для вас, я не хочу к этому прислушиваться».

О ПРЕМЬЕРЕ И ЕГО ОТСТАВКЕ

Правда ли, что Президент уже готов «сдать» премьера Пустовойтенко, но хочет сделать это руками Верховной Рады? Верно ли, что на смену Валерию Павловичу Банковая (или ее часть) готовит председателя СБУ Леонида Деркача? Последний вопрос развития — ни да, ни нет — не получил, перейдя в веселое выяснение: кто «старый» Деркач, кто «молодой», где должность, а где бизнес...

— Вы ж заметьте, Президент, к сожалению, я подчеркиваю, к сожалению, никогда не советуется с главой Верховной Рады. А нужно было бы посоветоваться. Потому что премьер-министр, его заместители, ведущие министерства, где министра назначают, или главу администрации области — с ВР надо советоваться хотя бы в порядке чего? Такта. Это судьба решается, судьба державы. И единолично или вдвоем, втроем так келейно решать — вы видите, к чему это привело. Это именно, как говорят, единоличный, диктаторский подход. И я думаю, если хотят это сделать руками Верховной Рады, то не удастся. Мы не допустили руками Верховной Рады Ющенко уволить. А нам подкинули, вы помните, материалы через СБ. Потом наблюдали, точнее, следили за тем, как там ВР. Я сказал: «Нет, не то время». Это умный, грамотный человек, но нужно и серьезно подправить. Чем? Законом и Координационным советом. И это мы сделали. И пусть себе работает на здоровье...

Так я думаю, кто бы сегодня дал согласие на пять месяцев премьером пойти?.. А исполнять обязанности — это исполняющий обязанности. Это все равно, что мы с вами тут не обедали, а знаем, что дома есть что поесть. (Смех).

На вопрос о слухах, будто Валерий Пустовойтенко пытается организовать в ВР сбор подписей за отставку спикера, Александр Ткаченко ответил, что ему известны эти разговоры.

— Я только одно сказал: пока Валерий Павлович соберет подписи, то я три раза его в отставку пошлю. Я ему так и заявил. Это я не просто вам сказал, я ему по телефону сказал, что если это так, хотя я этому и не верю, то у меня возможностей есть немножко больше, и я это сделаю. Но я не хочу это делать во имя себя, абсолютно. Я исхожу из государственных позиций, сегодня нецелесообразно премьера посылать в отставку, как и нецелесообразно, наверное, и главу Верховной Рады. Устраивает кого-то или не устраивает — это другой вопрос. Меня никогда не делали до этого «карманным», тем более сегодня, когда я глава Верховной Рады.

О СЕБЕ И О ДРУГИХ

Александр Ткаченко однажды, осерчав, сказал на заседании сессии — и это видела и слышала вся страна, — что надо такому недисциплинированному парламенту разойтись до президентских выборов, и вообще, такой Радой он руководить не хочет. «Слово — не воробей...». Сегодня это стало аргументом и против него, и против защищаемой им от Президента Верховной Рады.

— Вы мне вопрос задали такой детский. Это так, как в «7-ми днях». Знаете, когда отец или мать рассердятся и, безусловно, в сердцах нужно сказать что-то такое, не столько гибкое, сколько едкое. И тогда действительно было такое заседание, когда зал дважды оставляли мои коллеги. Я абсолютно верно тогда сказал и искренне, что дисциплина везде должна быть дисциплиной. Я большую часть своей сознательной трудовой жизни проработал руководителем партийных, советских и хозяйственных органов. Я знаю, что такое дисциплина, что такое честь и порядочность. Мы сегодня все это потеряли. И думаю, что большинство депутатов поняли то, что я сказал. И сегодня, как вы видите, всего этого, слава Богу, у нас больше не повторяется. Мы провели тогда серьезное совещание, где сделали анализ, и я просто предупредил отдельных депутатов... У нас такие есть. Придет, отметится или кому-то карточку передаст, я их могу назвать. Это фракции НДП, Зеленых, СДПУ(о). Это те самые бизнесмены. Я не преувеличиваю. Даже если вы напечатаете — я отвечу, назову пофамильно этих людей...

А относительно того, что я сказал, — вы можете еще раз жирным подчеркнуть в газете, что это мои слова, и я от них не отказываюсь. И когда «7 дней» покажет еще раз, я с удовольствием посмотрю на себя со стороны, что я правильно говорю. Думаю, что я экспромтом успел, как говорят, осмыслить, что сказать. Потому что экспромты не всегда у вас — у меня тоже — может получиться то, что хочешь. Это не тогда, когда ты написал, а потом сидишь и правишь. (Смех)...

Тем, кто хочет меня «сделать», я скажу, как сказал одному руководителю: я уже был министром или первым зампредом Совмина, когда ты еще боялся по этим коридорам ходить, а я там уже руководил. Так что меня не надо учить. Я своим умом без чьей-либо помощи от агронома колхоза до первого зама председателя Совета Министров — не Кабмина, а Совета Министров — прошел. Я дважды в Киев заходил, и меня сюда просили, я сам не просился... Я не хочу свои шансы преувеличивать, я абсолютно объективно отношусь к своим возможностям. Если бы я этих возможностей не чувствовал, я пересмотрел бы те предложения, которые выдвигают меня кандидатом. Я верю, что сегодня среди кандидатов есть несколько людей, абсолютно достойных быть президентом. Но я вижу и чувствую, кто может этим кораблем управлять. Желание — это дело любому доступно, а вот уметь соединить талант знаний и организатора — это абсолютно разные вещи...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать