Перейти к основному содержанию

АЛЬТЕРНАТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОМУ ВЫБОРУ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

26 апреля, 00:00

Успешная евроинтеграция Украины возможна только при условии продуктивной работы новоизбранного парламента. Об этом, в частности, речь идет в Послании, с которым Президент Украины выступит перед Верховной Радой четвертого созыва в начале ее первой сессии.

Убежден в том, что посвященное обоснованию концептуальных основ стратегии экономического и социального развития Украины на 2002 — 2011 годы Послание Президента Украины Верховной Раде «Европейский выбор», которое будет представлено в середине мая главой государства парламенту, может сыграть важную консолидирующую роль в обществе, стать платформой стойкого парламентского большинства, сформированного на основе наиболее мощных блоков — «Наша Украина» и «За единую Украину!», присоединения к ним других фракций и внефракционных депутатов. Лидеры этих фракций и блоков должны отбросить собственные амбиции и достичь соответствующих договоренностей. Общество ожидает именно такого хода событий, ведь такой шаг способен в корне изменить политическую ситуацию в государстве, открыть новые возможности углубления системных реформ, вывести нашу экономику на траекторию стойкого роста и ощутимого социального прогресса. Народные избранники обязаны сделать выводы из прошедшей десятилетней истории независимости нашего государства, тех значительных потерь, которые понесла экономика и общество в целом из- за, в первую очередь, политического противостояния. Ныне появился шанс преодолеть эти противоречия. Убежден, что такой шаг стал бы очень важным и лично для политических лидеров — основных действующих лиц новоизбранного парламента. Рассчитывать на перспективы собственной политической карьеры, претендовать на роль политиков национального масштаба, политиков с большой буквы можно будет только при проявлении соответствующего конструктивизма. Альтернативы этому не существует. Занять место в парламенте только с одной целью — продолжать во имя собственных амбиций линию на конфронтацию, кроме всего прочего, просто аморально.

Нужно понять, что документ, который будет представлен Президентом парламенту, не несет на себе конъюнктурной нагрузки. Стратегия евроинтеграции была четко очерчена Л. Кучмой еще в 1994 г. в его программе «Путем радикальных экономических реформ». С этим же лозунгом Л. Кучма шел на президентские выборы 1999 г. В 1998 и 2000 гг. указами Президента была утверждена Стратегия и соответственно — Программа интеграции Украины в Евросоюз. Выступая в 1998 г. на Парламентской Ассамблее Европы, Л. Кучма четко и однозначно определил: «Стратегическая цель Украины — стать полноправным членом ЕС». В этом случае Президент всегда исходил и исходит ныне из того, что европейский выбор Украины является естественном следствием обретения нашей страной государственной независимости. Такой выбор выкристализовывается из истории нашего народа, его ментальности и демократических традиций, основывается на законном стремлении нынешнего поколения видеть свое государство неотъемлемой составляющей единой Европы.

Конечно, в условиях прошедшего десятилетия, когда приходилось решать наиболее сложный комплекс задач — создавать определяющие атрибуты нашей государственности, концентрировать внимание на демонтаже фундамента административно-командной системы, утверждении основ рыночной экономики и в то же время преодолевать глубокий экономический кризис, проблема евроинтеграции могла рассматриваться только в сугубо политическом аспекте. В новом документе ставится вопрос о выведении всего комплекса отношений между Украиной и ЕС на качественно новый уровень — практической реализации, в первую очередь, экономических и социальных задач, связанных с образованием реальных предпосылок вступления нашей страны в Евросоюз.

Сразу отвечу на вопрос, который вполне естественно может возникнуть у читателя: а каково отношение к соответствующей инициативе наших западных партнеров? Следует учитывать, что выработанная стратегия «Европейский выбор» имеет прежде всего внутреннюю направленность, сводится в первую очередь к перспективам внутренних преобразований. Мы ни у кого ничего не просим. Стратегия касается прежде всего определения модели дальнейших системных преобразований в нашем собственном доме, логики углубления реформ нового состояния развития нашего государства после кризиса. Стратегия евроинтеграции — это указатель, который ориентирует общество, в каком направлении и как нам следует двигаться далее. Речь идет о напряженной и кропотливой работе в направлении утверждения европейских стандартов реальной демократии, гражданского общества, не просто рыночной, а социально рыночной экономики.

Следующая принципиальная проблема касается соотношения еврокурса Украины и наших отношений с Россией. И в этом вопросе недопустимы искусственные противопоставления. Россия — большая европейская страна. Она играет и будет играть в перспективе все большую роль в европейской политике. Как и Украина, Россия вполне естественно стремится интегрироваться в европейское экономическое пространство. В конце 1998 г. ратифицировано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС, а в 1999 г. — Стратегия развития отношений Российской Федерации с ЕС. С учетом этих обстоятельств российское направление и далее будет сохранять свое значение как один из краеугольных камней украинской внешней политики. Более того, углубление наших связей с Россией — это, по существу, одна из объективных предпосылок реализации европейской политики Украины, органическая составная евроинтеграционного процесса. В этом направлении внешнеэкономических отношений Украины существуют очень широкие потенциальные возможности, которые обязательно будут реализовываться. Важно учитывать и то, что главными актерами в этих отношениях становятся все в большей степени не государство и его институты, а непосредственно деловые партнеры. Это же касается и нашего сотрудничества с другими государствами СНГ. Мы исходим из того, что институционная конструкция экономического сотрудничества в пределах СНГ еще окончательно не сформировалась. Наивно думать, что это можно было сделать всего за десять лет после развода. Нужно время в первую очередь для заживления ран. Убежден, что в таком ходе событий объективно заинтересован и Запад. Отгороженная каменной стеной от своих восточных соседей Украина может оказаться неинтересной для Запада.

В то же время очень важно учитывать следующее. Стратегия наших отношений с Россией должна рассматриваться как такая, которая подчиняется курсу европейской интеграции Украины. Должно учитываться и то, что Россия будет развивать свои отношения с Евросоюзом в несколько ином формате. Наши государства ставят перед собой разные цели, а поэтому и будут использовать в интеграционном процессе разные механизмы. Для Украины евроинтеграция — это в первую очередь утверждение зоны свободной торговли, таможенный союз, в перспективе — валютная интеграция, сначала ассоциируемое, а в дальнейшем — полноправное членство в ЕС. Такую схему этапных решений мы предлагаем западным партнерам, мы говорим, что это наш принципиальный выбор. В то же время мы видим сложности, существующие здесь, не преувеличиваем своих возможностей. Ныне доля Украины в экономике Евросоюза является незначительной. Однако за десять лет ситуация может существенно измениться. Как доказывает мировая практика, десятилетний цикл экономических преобразований при соответствующей концентрации усилий может дать вполне реальные результаты.

И еще об одном. Вырабатывая стратегию следующего десятилетия, мы исходили из того, что не можем идти путем «слепого» копирования чужой модели евроинтеграции — польской или прибалтийской, в которой ныне рельефно проявляются не только позитивные, но и проблемные вопросы. В этой связи нами предлагается принципиально новая модель стратегии, которая органически сочетает в себе три базовые позиции. Речь идет, во-первых, об освоении на протяжении следующего десятилетия инновационной модели экономических преобразований. Наш лозунг: «В Европу на основе инновационного пути развития». Во-вторых, главным в социальной сфере должно стать формирование среднего класса — основного носителя демократии и политической стабильности общества. Надо понимать, что средний класс — это в то же время и основная социальная база евроинтеграционного курса. Следует стимулировать ее становление. И, в-третьих, не демонтаж государства, как это прописывается известными принципами «Вашингтонского консенсуса», а существенное усиление его дееспособности. Государство — основной субъект реализации евроинтеграционного процесса, и поэтому необходимы эффективные действия в отношении ощутимого усиления его дееспособности.

Что ждем мы от наших западных партнеров? Наша позиция в поднятых вопросах является четкой, прозрачной, честной и в то же время взвешенной. Мы, конечно, хотим рассчитывать и на соответствующую взаимность, на отношение к нам как к стране, которая, по существу, впервые за последние 300 лет утверждает свой государственный суверенитет и независимость, и которая после 70 лет тоталитаризма только положила начало основам рыночной экономики, формирует анклавы демократии и гражданского общества. Мы говорим — давайте активизируем переговорный процесс, начнем вместе при наличии взаимной заинтересованности поиск наиболее эффективных путей и механизмов разрешения интеграционных проблем. Для нас очень важно увидеть, какой будет в отношении этих вопросов обратная реакция, в том числе и позиции по провозглашенной конечной цели — возможности в перспективе обретения Украиной полноправного членства в ЕС. Украине сейчас очень нужны такие политические сигналы.

Так сложилось, что за десять предыдущих лет системных преобразований в Украине окончательно не сформировалось понимание основных национальных приоритетов. Стратегия «Европейский выбор» может стать существенным шагом в преодолении этого недостатка. Но дело не только в этом. Реализация шаг за шагом основных задач евроинтеграции Украины, определенных президентским Посланием «Европейский выбор», возможна только на основе интенсивной перестройки системы институционных отношений, существующей нормативной и правовой базы. А это, понятно, вопрос продуктивной работы новоизбранного парламента, а поэтому и формирования дееспособного парламентского большинства. Все опять же сводится к этой базовой политической предпосылке.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать