Перейти к основному содержанию

Анатолий МАТВИЕНКО: Кадровая политика должна отвечать ожиданиям Майдана...

27 января, 20:33
АНАТОЛИЙ МАТВИЕНКО

В рабочем кабинете главы парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления, одного из революционеров Анатолия Матвиенко рядом с портретами Тараса Шевченко и Михаила Грушевского до сих пор не появилось изображение Президента Ющенко. И вряд ли появится. Анатолий Сергеевич считает подобные жесты «формальностью» и говорит, что реализовывать новый курс надо делами, а не картинками. При этом следовать японской мудрости — помогать, мол, Виктору Андреевичу так, чтобы он не догадывался, от кого исходит помощь... Матвиенко называют «реальным прагматиком» в команде Юлии Тимошенко. В свое время он активно способствовал заключению предвыборного союза Ющенко и Тимошенко. Поэтому кому, как не ему знать все о подписании того самого договора, в котором на тот момент еще не президент Ющенко обязался поставить госпожу Тимошенко во главе своего будущего правительства. Об этом, а также о главном вызове новой власти — изменении собственной структуры и философии — в интервью «Дню».

Сейчас страна переживает период формирования новой власти. Из всех этапов смены власти в государстве этот, пожалуй, наименее публичный. Однако тоже очень напряженный. Комментарии относительно уже сделанных Президентом Виктором Ющенко назначений свидетельствуют о том, что члены команды победителей в кадровых вопросах отнюдь не единодушны.

Впрочем, никто и не рассчитывал, что этот процесс будет гладким. В то же время сегодня главное — понять, что старая власть делала не так, и что должна предпринять новая, чтобы не только не повторить, но и исправить ошибки своих предшественников. А также свои собственные... Какими должны быть ближайшие цели и средства их достижения? Знакомя читателей с двумя мнениями на этот счет, «День» традиционно предлагает продолжить дискуссию.

— По мнению экспертов, одним из последствий минувшей избирательной кампании стал раскол как общества, так и элит. Какие рычаги задействует новая власть для восстановления диалога?

— Деморализация — главная проблема современного украинского общества, затронувшая прежде всего верхние его слои. Естественно, столь затянувшиеся и осложненные выборы только усугубили тенденцию «полураспада». На сегодня представители элит предпринимают весьма неуклюжие маневры, пытаясь угадать, в какую сторону податься — так, чтобы не потерять, а приумножить. Отсюда главное требование к новым лидерам — изменить саму философию власти. Глупо ожидать радикальных перемен, продолжая рассматривать вхожесть в высокие кабинеты как залог собственного благополучия. Всем важно понять, что отныне подобная практика нивелирована. Чем раньше будет начато поступательное движение к относительной моральности власти (ее абсолютной величины попросту не существует), тем раньше реализуются задекларированные изменения. Возникает вопрос: кто возглавит это движение, какова на сегодня наша элита? Лично я условно разделяю ее на два типа: «черную» и «интеллигентскую». К первой, в большинстве своем, можно отнести тех, кто «рулил» до сих пор; ко второй — тех, кто вопросы нравственности ставит превыше остальных, тех, кто в скором времени, будем надеяться, будет иметь реальные управленческие рычаги. Данная градация применима не только к чиновникам высших эшелонов, но и к любому члену общества, разделяющему обозначенные установки.

— В чем главные риски новой власти?

— Одна из первостепенных задач — принять себя такими, какие мы есть. Политическая, культурная, социальная и прочая «разношерстность» нашего общества — не порок, скорее наоборот, но важно научиться взаимодействовать именно в таком формате. Различия должны пробуждать не агрессию, а уважение. К единым стандартам в предельные сроки мы обязательно придем, но для этого надо выбрать правильное направление. Попытки навязать востоку и западу, северу и югу единый стандарт сегодня ошибочны. К сожалению, у каждого своя, по-своему объективная «правда», требующая поисков точек соприкосновения. Для облегчения взаимопонимания следует создать атмосферу толерантной дискуссии по вопросам, взгляды на которые разнятся. Возможно, есть смысл подкрепить данную инициативу законодательно, запустить мощную общенациональную программу. Это самый сложный, но единственно возможный и надежный способ воссоединения страны.

Вторая, частично уже очерченная, необходимость — изменение системы власти. Среди перманентных нарушений Конституции незамеченным остается грубейшее — отстранение граждан от главных процессов государственности. Без эффективного народного контроля за действиями собственных избранников гражданское общество немыслимо.

Третий экзамен — децентрализация власти, целью которой должно стать утверждение местного самоуправления. Еще классики марксизма-ленинизма утверждали, что любая централизация чревата монополией, а та в свою очередь — узурпацией и деградацией. Проблемы властной вертикали усугубляются ее конфликтом с частной собственностью. Схема их взаимоотношений неизменна с начала 90-х, за тем лишь исключением, что во времена, когда львиная доля собственности принадлежала государству, иной механизм управления был невозможен. На сегодня приватизационные процессы практически завершены, а структура отношений осталась прежней. Любая успешная власть прежде всего — эффективный менеджмент, говорить о котором пока, увы, не приходится. Его становление — первостепенная потребность, которая, к сожалению, может споткнуться об отсутствие квалифицированных молодых кадров.

Важно не разочаровать людей, выдавших участникам оранжевой революции огромный кредит доверия. Иначе мы вновь погрузимся на глубину, с которой не подняться и через несколько десятилетий.

— Каковы глобальные вызовы?

— Создание в мире качественно нового портрета Украины — не буферной зоны, а самодостаточной страны, без участия которой любой процесс неполноценен. «Большая семерка», ввиду присоединения России, уже давно стала «восьмеркой». Россия — влиятельный субъект международных отношений, с которым считаются, несмотря ни на что. Наша позиция тоже должна быть авторитетной. При этом важно адекватно оценить объемы политического, интеллектуального, экономического потенциала, которые мы готовы инвестировать в собственное утверждение за пределами страны. Это в свою очередь подразумевает отказ от дальнейших поисков «паровоза», за который можно было бы «уцепиться» по пути в Европу.

— Ставя перед собой столь далеко идущие цели, новая власть, тем не менее, следует традициям старой, — на ключевые посты расставляются люди, которым Президент Виктор Ющенко в определенной мере обязан. Что же все- таки первично — персоналии или задачи, которые предстоит решать? Кто под что подбирается?

— Сегодня у нас много дел, но нельзя хвататься за все сразу, важны правильно расставленные приоритеты. Президент это понимает, потому и подбор команды осуществляется соответствующим образом. Люди востребованы под конкретные задачи. Изменение структуры власти — давно назревшая необходимость, однако подобной важности вопросы нельзя решать «нахрапом», что подтверждено богатейшим опытом того же местного самоуправления. Мэр, приходивший на должность на год-два и тут же принимавшийся за системные рокировки, неизменно терпел фиаско.

Начинать нужно с малого, на год, оставшийся до парламентских выборов, работы хватит, главное — не растратить энергию попусту. Прежде всего следует сосредоточиться на оправдании возложенных на «оранжевую команду» реформаторских надежд. Успешность общего дела позволит прогнозировать получение в 2006-м большинства мандатов, что, суммируя временной резерв, даст возможность приступить к основательному реформированию системы государственного управления. Потому на данный момент кандидатура Юлии Тимошенко на премьерский пост одна из наиболее адекватных. Общественный запрос на нее велик, к тому же Юлия Владимировна имеет определенные личностные амбиции по оптимизации экономики и социальной сферы. Вряд ли кому-то еще необходимо пояснять, что сама она в политику пришла не за длинным рублем. Лично я считаю выбор Ющенко верным, а вот насколько он оправдается — доказывать самой Юлии Владимировне. Целесообразно установить для нее высокую планку общественных требований, выраженную, скажем, в конкретных цифрах экономического роста. Таким образом ее отчетность перед избирателями была бы предметной.

— Сколько голосов, по вашим прогнозам, она наберет в парламенте?

— Кандидатура будет утверждена, можете не сомневаться. Сегодня важно дать шанс проявить себя и самому Ющенко — поддержать ту кандидатуру, на которую он укажет.

— Вы были одним из тех, кто в свое время лоббировал политический союз Тимошенко и Ющенко. Известно ли вам о существовании договора, в котором Виктор Андреевич якобы обязался сделать Юлию Владимировну премьером?

— Известно. Я не был ни его автором, ни инициатором, но могу подтвердить факт существования и подлинность этой бумаги. Она была завизирована в начале июля, фактически одновременно было провозглашено создание «Силы народа». Лично я вообще не сторонник подписания всяких договоров, хотя в рамках создания различных коалиций это довольно распространенная практика. Лучше заключать союзы чести, не переводя их при этом в публичную сферу... Но раз уж подписались, будьте добры выполнять! То, что сегодня Ющенко держит слово, хотя под различными, в том числе и вполне объективными, предлогами мог бы от него отказаться, — хороший знак. Это, кстати, касается не только Юлии Владимировны, но и многих его ранее задекларированных программных действий, например, той же поездки в Россию и т.д. Хотя случается и так, что невозможность выполнения ранее заключенных договоренностей обусловлена новыми вызовами времени. Слишком часто плен собственных иллюзий мы называем высокой политикой.

— Поддерживали ли вы Тимошенко в ее ранее озвучиваемом стремлении отменить политреформу?

— Нет, не поддерживал. Историю не проигрывают назад.

Конституция — высшая ступень, первичные изменения следует реализовывать на уровне обычной законодательной базы. Для этого за оставшиеся полтора года следует провести тщательный мониторинг всех властных институций, четко определить соответствие их задач и функций профильному законодательству. Тот, кто жалуется на ограниченность полномочий, слаб как менеджер, вряд ли стоит предоставлять таким шанс. Залог эффективности власти — в сбалансированности прав и ответственности. Право без ответственности — авторитаризм, ответственность без прав — последний наш Кабмин, вечно с опаской оглядывавшийся на президента. Эти перекосы во многом объясняют затянувшийся процесс «топтания на месте». В законопроекте об изменениях в Конституцию, известном под № 4180, масса недостатков, но одно из несомненных достоинств — солидаризация Верховной Рады и правительства. Все годы независимости между ними велась «холодная война», при этом «командовал войсками» глава государства. Изменения необходимы и в структуре местного самоуправления. Административная реформа нужна для самостоятельного развития регионов, а не для создания, как многие считают, федеральных вотчин с 27-ю маленькими президентами.

Из недостатков, требующих «точечной» доработки, — императивный мандат, компетенция прокуратуры и т.д. Важно исправить огрехи, но вряд ли это достаточный повод для нивелирования предыдущих договоренностей. Хотя при желании повод найти, конечно, можно… Повторюсь, дело не в объеме полномочий, а в морально-этических качествах лидера, в том, каким путем он пришел к власти. Так, Вацлав Гавел, не имея реальных рычагов влияния, стал настоящим отцом нации, пользуясь авторитетом, который имеет не каждый монарх.

— Некоторые экс-большевики, скажем так, шутят, что при премьере Тимошенко «технической» будет должность Президента, а не главы Кабмина...

— В корне ошибочное мнение. Хотя, конечно, соблазн формализировать этот пост, особенно с учетом вступления в действие конституционных изменений, у нового лидера был велик. Единственное, о чем я просил Ющенко, — воздержаться от такого искушения. Как видим, он сумел поставить интерес страны превыше собственных амбиций. Силы нужно множить, а не концентрировать в одних руках. Это максимально упростит и ускорит выполнение обязательств, взятых на себя нашими командами. В том числе — увеличивая шансы получения большинства мандатов в 2006-м. Реакционная Верховная Рада может стать серьезной помехой в реализации намеченного. Есть риск вновь променять продуктивную деятельность на красивую войну.

В то же время правительство, слава Богу, не является вечной константой. Его, как уже отмечалось, назначают под конкретные задачи. На сегодня первостепенная — навести элементарный порядок, взять курс на изменение философии власти, «очеловечить» ее лицо. Следующий этап — утверждение Украины в глобальном мире. Очевидно, он потребует новых исполнителей. Кто возглавит эту команду — отдельный вопрос, очевидно, что премьера станут оценивать по плодам его предыдущей деятельности.

Любой здоровый организм требует регулярного обновления и пополнения резервов. Запросы определяются сообразно с требованиями и вызовами времени, наметившимися на предшествующем этапе.

— То есть кабинет Тимошенко (в случае, если ее кандидатуру утвердит парламент, разумеется) может не дотянуть и до сентября нынешнего года?

— Сложно прогнозировать, однако, сколько бы тебе ни отводилось времени — обязан отработать его эффективно. В историю стоит входить не как правительство-долгожитель, но как правительство-реформатор. Амбиции — дело хорошее, но в политике умение вовремя уйти очень важно.

— Кто в новом Кабмине будет лоббировать интересы южных и восточных регионов?

— Я бы поручил эту работу претендентам на вице-премьерские портфели. Причем действовать они должны не в Киеве, а непосредственно на местах. Так проще, да и эффективнее доказывать свою авторитетность и компетентность.

— Пригласите ли к сотрудничеству в правительстве своих оппонентов?

— Оппонентами считаю только тех, кто ради сохранения в должности в период «межвластья» торговал совестью и законом. Со всеми остальными мы готовы вести диалог. Проблема не в том, что у нас какая-то злоба по отношению к своим предшественникам, но в том, что новая кадровая политика должна отвечать ожиданиям Майдана.

— Социалисты время от времени заявляют, что в случае неудовлетворения их кадровых амбиций перейдут в оппозицию...

— Мороз колеблется между необходимостью обустройства Украины и учета внутрипартийных конъюнктурных интересов ради попадания в следующий парламент. На сегодня эта дилемма актуальна для многих политиков. В оппозиционности социалистов лично я не сомневался изначально, однако для улицы их поведение выглядит непоследовательным. Если залогом его поддержки Виктора Андреевича был портфель, то почему он сразу об этом не сказал с трибуны?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать