Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Антидепрессант для оппозиции

22 апреля, 20:03

Начало на 1-ой полосе

По факту харьковских договоренностей, перефразируя известную пословицу, можно уверенно констатировать: пока гром не грянет, оппозиция не очнется.

С момента, когда Центризбирком огласил результаты президентских выборов-2010, «День» не единожды, привлекая к дискуссии известных политологов, акцентировал внимание на необходимости консолидации оппозиции. Но даже когда поступали тревожные сигналы — решение КС об индивидуальном, а не фракционном членстве в коалиции; антиукраинские заявления и действия Дмитрия Табачника (кстати, на днях Нацрада по вопросам телевидения и радиовещания разрешила трансляцию на территории Украины российских телеканалов «РТР-Планета», «ТVСІ» и израильского «Теледевять») — оппозиционеры пребывали то ли в постизбирательной депрессии, то ли в трауре, дескать, власти в ближайшем будущем нам не видать, можно отдыхать. Но украинцы, которые голосовали за кандидата Тимошенко, Яценюка, Ющенко, других, — мандата на отдых их командам не давали. Однако этот очевидный невооруженным глазом факт оппозиционеры не рассмотрели даже под увеличительным стеклом. Или не захотели рассматривать?

Как бы там ни было, договоренности Януковича — Медведева стали мощным антидепрессантом для украинской оппозиции.

Лидер политической партии «Фронт Перемен» Арсений Яцкенюк считает, что это событие частично изменило ход истории Украины: «Когда Янукович принял решение подписать это соглашение, он потерял шанс стать президентом всей Украины... Нужно создать временную следственную комиссию для того, чтобы выяснить обстоятельства подготовки и подписания этого соглашения».

Экс-премьер Юлия Тимошенко, имея в активе фракции БЮТ более 150-ти голосов (именно столько по закону необходимо для созыва внеочередного заседания Рады), заявила, что завтра в ходе внепланового пленарного собрания ВР оппозиционеры внесут на суд депутатского корпуса проект постановления, который нивелирует подписанные президентом Януковичем документы о пролонгации пребывания Черноморского флота в Украине.

Рискнем спрогнозировать, что необходимого минимума — 226 голосов — в стане БЮТ и НУ-НС не найдется. А вот у коалиции голосов для ратификации «пакта Януковича — Медведева» голосов хватает с лихвой. Так что можно наверняка предвидеть, что без блокады Рады представителями парламентского меньшинства документ будет утвержден

Во вчерашнем номере «День» (см. материал «Харьковский шок») писал, что договор по флоту стал неприятным сюрпризом даже для заместителей министра иностранных дел Украины. Это своего рода нонсенс, поскольку специалисты-конституционалисты в один голос заявляют о том, что процедура, с учетом требований Конституции, должна была выглядеть следующим образом. Сначала МИДы обеих стран готовят международные договора, затем президенты их подписывают, после чего парламентарии обеих стран должны ратифицировать документ.

«Статья 17 Конституции недвусмысленно запрещает расположение на территории Украины иностранных военных баз. Подписывая соглашение о базировании российских войск на нашей земле, Виктор Янукович растоптал Конституцию. Бессильные попытки Президента и его окружения оправдать харьковские соглашения возможным снижением цены на российский газ для своих олигархов не выдерживают никакой критики. Украина не может быть предметом торговли», — говорится в заявлении партии «За Украину!».

Вячеслав Кириленко призывает лидеров всех парламентских и внепарламентских оппозиционных сил безотлагательно собраться для формирования Национального сопротивления: «Мы должны немедленно выработать план совместных действий, чтобы остановить торговлю Украиной, на которую пошел Янукович».

Помимо юридической чистоты (а в нашем случае скорее ее несоблюдения), есть еще другой аспект — моральный. Опрошенные вчера «Днем» в режиме «блиц» эксперты в унисон заявили, что ключевые изменения в статусе государства и, как следствие, во внешней политике априори должны обсуждаться в обществе. Они акцентируют на том, что ни в какой другой демократической стране ни президент, ни правительство не позволили бы себе утвердить подобное по весу решение, не советуясь с народом, который, к слову, де-юре является единственным источником власти.

Стратегическая переговорная победа Медведева, полученная в ходе харьковских торгов, состоит и в том, что оформленная в Харькове сделка о продлении на 25 лет базирования ЧФ в Крыму надолго закрывает Украине дорогу в НАТО. Не секрет, что в Альянс не принимают страны, на территории которых имеются иностранные военные базы. При этом Партия регионов в целом и Виктор Янукович в частности не единожды публично выступали за проведение референдума по НАТО. Ставка сделана на выбор без выбора: перспектива членства Украины отсечена, мнение нации не учтено. Но неужели роль зрителей, которые не могут голосовать пультом, а вынуждены принимать даже ту информацию, которая для них неприемлема, — устраивает днепропетровцев, донетчан, львовян, киевлян? Вряд ли. Возможно, харьковский пакт — это шанс объединиться не только оппозиции (которая должна предотвращать негативные для демократии явления), но и всему гражданскому обществу Украины, процесс создания и становления которого так усердно блокирует нынешняя «элита», рассчитывая «зацементировать» себя во власти.

Анализируя кулуарный процесс переговоров руководства Украины и России, предшествующий харьковскому «сюрпризу», можно прогнозировать и дальнейшие действия отечественной власти. Задача-минимум — свести к нулю финансирование оппозиционных политических сил (претендентов на роль Хорошковского и в БЮТ, и в НУ-НС хватает). Задача-максимум — собрать под коалиционным зонтом 300 депутатов, изменять «под себя» Конституцию. Но промежуточным этапом, между двумя вышеуказанными фазами, является отмена выборов всех уровней. Цель? Очевидно, что (в том числе) харьковские соглашения не вяжутся с понятиями демократии и политической конкуренции. И в случае выборов — парламентских, местных — люди наверняка дадут реальную оценку таким шагам. Наверняка — неприятную для ПР и ее руководства. Именно поэтому всенародное волеизъявление в ближайшей перспективе нынешней власти нужно так же, как калорифер в Сахаре. Местные выборы уже, кстати, перенесли на неопределенный срок. Продолжение следует?..

К сожалению, в очередной раз мы убеждаемся: интересы Украины стали заложником постоянной политической борьбы украинских политиков. Ради тактической победы над оппонентами и удовлетворения лично-корпоративных интересов они постепенно сдают суверенитет страны. И здесь вина, как нынешнего руководства, так и предыдущей власти, которая, по сути, подписала невыгодные для Украины газовые контракты.

О рисках для демократии, о том, как должна в мгновенно созданной, но явно далекой от демократических принципов системе властных координат действовать оппозиция и общество, — комментарии экспертов.

ПОДКОВЕРНЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ И ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Евгений МАРЧУК, экс-министр обороны, экс-премьер-министр, экс-секретарь СНБО, экс-председатель СБУ:

— Проблема нормализации ситуации вокруг Черноморского флота действительно заслуживает серьезного внимания и прогресса в решении проблем, которые зависли до сегодняшнего дня. В то же время, такой больной вопрос для Украины, как базирование иностранного военно-морского флота на ее территории, безусловно, должен быть предметом серьезного обсуждения экспертных кругов. Вспомним, как проходили переговоры о разделе Черноморского флота в 1996 году. Почти каждое заседание проходило на глазах у прессы. После этих заседаний проходили дискуссии в парламенте. То есть процесс раздела ЧФ не был кулуарным, и украинское общество, пресса, политики знали, как проходят переговоры. Это не было предметом неожиданных решений. А то, что произошло сейчас, имеет вид подковерных договоренностей. Даже то, что Янукович говорит о снижении цены на газ, по моему мнению, абсолютно не является адекватным вопросу продления срока пребывания ЧФ в Украине. Это разные вещи — проблема аренды территорий, пребывания военной базы не может стоять в одном ряду с энергоносителями. Вопрос был решен так же, как было сделано заявление о внеблоковом статусе — без глубокого обсуждения в обществе. Ведь сегодня население в большинстве своем не знает, что такое нейтралитет, люди думают, это значит — «моя хата с краю». И это очень серьезная ошибка.

Сегодня уже третий день после подписания договора по ЧФ, а пока никто серьезно, скрупулезно этот вопрос не объяснил. Как у руководителя переговорной делегации по разделу Черноморского флота еще в 1996 году, у меня возникает ряд вопросов. Это предложение поступило с российской или с украинской стороны? О чем говорил Николай Азаров? Кто с украинской стороны, какие институты, какие структуры делали экспертную оценку этого предложения в отношении стоимости и режима пребывания? Предусматривает ли это соглашение быстрое разрешение других проблем по пребыванию Черноморского флота, которые не были до сих пор разрешены? Например, вопрос передачи навигационных гидросооружений Украине, проблема радиочастотного ресурса; решена ли проблема субаренды российскими военными структурами, доведена ли до конца инвентаризация объектов ЧФ (а я точно знаю, что нет). Означает ли это соглашение, что теперь быстро будет решена проблема делимитации и демаркации границы в Черном море? Решен ли вопрос о ротации военной техники и модернизации боевых структур? И в дальнейшем сохранится ли такая ситуация, когда боевые корабли ЧФ выходят на операцию, а украинской стороне об этом даже не сообщают? Я так и не услышал, как нужно отсчитывать продление срока пребывания флота на 25 лет — с момента подписания или с 2017 года? Как понять заявление Президента Украины относительно того, что Черноморский флот будет выполнять стабилизационную функцию? Означает ли это, что Лужков и дальше будет строить в Крыму свои дома и заявлять, что Севастополь — российский город? Не собирается ли Россия поступиться нам одним из своих культурно-просветительских объектов — у них там есть два дворца офицеров, при этом украинские силы таких объектов не имеют. В свое время российская сторона на смерть стояла, чтобы их не отдать, потому что это пропагандистские центры. Есть еще вопрос относительно статуса спецслужб ЧФ.

Надежда на то, что эту проблему можно разъяснить для украинского народа на ток-шоу — это серьезная ошибка. Я хочу сказать, что на ток-шоу такие серьезные вопросы вообще опасно обсуждать. Это все равно, что взять отрывок математического анализа и спросить у аудитории, правильно ли его сделали. Понятно, что Президент и его команда считают, что при подписании договора не было допущено нарушение Конституции. Но подумала ли нынешняя власть, к каким последствиям внутриполитического характера это приведет?

ГЕОПОЛИТИЧНЙ ТУПИК

Игорь МАРКОВ, заведующий сектору этносоциальних исследований Института народоведения НАН Украины, эксперт Львовского безопасностного форума:

— Заключенная позавчера президентами России и Украины соглашение есть, конечно, беспрецедентной в новейшей истории Украины. Собственно, этот пункт в соглашении о пребывании ЧФ лишь до 2017 года считался определенным символом независимости. О продолжении пребывания ЧФ вообще не шла речь. Но главное — не в этом, хотя потеря символов, как и их артикуляция, имеют большое значение. Главное в том, что уценка на газ — это прямая политическая плата, которая означает переход Украины под военно-политический контроль России де-факто и переход ее безраздельно в сферу геополитических интересов России, что признано в комментарии спикера НАТО Джеймса Аппатурая, который назвал соглашение внутренним делом между Украиной и Россией. Спикеру НАТО больше ничего и не оставалось, как такое заявить, однако его лаконичное заявление в этом ключе, собственно, и удостоверяет передаваемость Украины в сферу геополитических интересов России. Поэтому соглашение имеет сугубо политический характер, ее следствие — геополитическое, военно-политическое и политическое подчинение Украины России. В связи с тем должен сказать, что соглашение, хотя и не противоречит букве Конституции, полностью противоречит духовые Конституции, в частности потому, что называется утверждением Украины как независимого государства. Мало того, что она идет вразрез с большим российско-украинским договором, который предусматривает пребывание ЧФ на территории Украины до 2017 года, она полностью ставит Украину в геополитический тупик, поскольку все заявления, и не только Партии регионов, но и тех, кто стремился реально утвердить нейтральный статус Украины, позавчерашней соглашением перечеркнутые окончательно, поскольку нейтральный статус или борьба за нейтральный статус предусматривала бы полностью устранение всех военных баз иностранных государств из территории Украины. Поэтому все заявления о нейтральном статусе были, в сущности, жупелом. Львовский международный безопасностный форум как раз и отмечал то, что достижение нейтральности Украины — это, прежде всего, достижение статуса. То есть статус — это система договоров, которые предусматривают, с одной стороны, гарантии безопасности Украины, из второго — делают ее территорию свободной от любого иностранного контроля. Таким образом, нейтральный статус Украины перечеркнут утвержденной де-факто военно-политической зависимостью Украины от России, которая выплывает из отмеченного договора. Вся последовательность Партии регионов здесь выглядит лишь направленной на достижения конкретных интересов, которые разрушают политическую самостоятельность Украинского государства. Однако должен отметить при этом: приоритет утилитарных персонально групповых интересов для представителей так называемой украинской политической элиты являлся определяющий не только Партии регионов, которая позавчера поставила на нем жирную точку, но, к сожалению, и для предыдущих политических элит, в том числе — и во времена президентства Ющенко. То, что позавчера сделано, является результатом грустных предыдущих как минимум нескольких лет, когда Украина не предпринимала шаги ни до внутренней модернизации общества, ни к обеспечению национальной безопасности на внутреннем и внешнем уровнях.

РОССИЯНЕ ПРИГОТОВИЛИСЬ ЗАЯКОРИТЬСЯ ЗДЕСЬ НАВЕЧНО

Мирослав МАМЧАК, глава украинского общества Севастополя:

— Сегодня представителей украинского общества Севастополя охватил пессимизмом, поскольку подписанные в Харькове соглашения о продлении базирования Черноморского флота еще на 25 лет, с нашей точки зрения, — это дежурное предательство национальных и государственных интересов Украины. Анализ информации о них уже сегодня показывает, что Украина пошла на исключительно односторонние и крайне невыгодные условия, и Черноморский флот, который до сих пор был инструментом информационного и психологического давления на украинцев, в будущем будет выполнять еще и силовую функцию в отстаивании интересов России в Крыму и Украине, так как теперь понятно, что церемониться россияне не собираются. Мы не получим в свое управление ни маяки, ни собственную территорию, которую в настоящий момент — временно? — занимают военные части соседнего государства, ни акваторию, которой командуют адмиралы другого государства. И теперь понятно, что россияне никогда и не собирались выводить ЧФ из Крыма, а теперь им нет смысла прикрываться даже этим фиговым листком.

Во-первых, скидка на газ — это откровенный обман общественного мнения. Процесс происходил таким образом, что цену на газ для Украины сначала искусственно подняли до 330 долларов за тысячу кубов, а затем якобы дали скидку на треть, хотя и на уровне 230—240 долларов нам газ будет обходиться дороже, чем многим европейским странам. То есть никакой фактической скидки не было.

Кроме того, продление срока базирования ЧФ в Севастополе означает автоматическое разрешение на его модернизацию, поскольку если говорили, что корабли до 2017 года могут заржаветь, то пребывание до 2042 года без модернизации вообще невозможно. Если даже при Леониде Кучме россияне скрывали обновление самолетов и кораблей, то теперь они это будут делать, не таясь. Понятно, что бесконтрольное разрешение на модернизацию технического состава ЧФ является не только откровенным пренебрежением внеблоковым статусом Украины, который теперь усиленно рекламируется, но ставит под сомнение и безъядерный статус Украины, поскольку российские корабли и самолеты всегда готовы принять на борт и применить ядерное оружие, и сами ядерные ракеты, если не будут храниться на территории Крыма, то могут находиться в непосредственной близости к нему, и таким образом могут быть доставлены на корабли и самолеты в считанные часы. Ни законы Украины, ни наши интересы им теперь нипочем — россияне приготовились заякориться тут навечно.

В то же время, удивляет отношение государства к своим Военно-морским силам. Министр обороны адмирал Ежель недавно признал, что треть кораблей уже использовали свой ресурс и не боеспособны, так как по регламентным документам не имеют права выхода в море. Проект построения корвета для ВМС Украины уже попадает под сомнение, поскольку средства на это не выделяются, заказы на предприятие от Министерства обороны не поступают. В то же время, подводная лодка «Запорожье» уже скоро 20 лет как ремонтируется на российском ремонтном заводе, который срывает все графики работ. Вместо 100 рабочих ежедневно на лодке работают по 10—15 ремонтников, выделенные Украиной деньги на ремонт судна по разным причинам просто не осваиваются.

Что касается обещаний российской стороны перестраивать инфраструктуру Севастополя, то это тоже обман. Дело в том, что пока еще Россия в Севастополе не построила ничего для города, а все — для своих военных. Школа, детсад, дом и тому подобное — все это для использования только военнослужащими ЧФ. И теперь Россия будет продолжать строить в Севастополе и в Крыму только ту инфраструктуру, которой будут пользоваться ее граждане. Более того, пребывание ЧФ на территории Украины чрезвычайно выгодно России экономически, потому что флот в Севастополе в значительной мере сдержит... сама Украина. Да, военные части пользуются всей городской инфраструктурой Севастополя и других городов Крыма — электроэнергия, дороги, связь, отопление, снабжение топливом, либо не оплачивая это вообще, либо оплачивая гораздо меньше стоимости этих услуг. Поэтому очень сомнительно, что Севастополь получит что-то от россиян полезное.

Странную позицию занимает и администрация города Севастополя, которая служит, кажется, не собственному, а соседнему государству. Например, готовя ко Дню Победы награждение ветеранов города, которые всю жизнь прослужили в Советских армии и флоте, администрация согласовывала кандидатуры не с Советом ветеранов Севастополя, а... с командованием ЧФ, в то же время, кандидатуры, поданные на награждение самим Советом ветеранов, так и остались без наград, так как им было отказано.

Как это ни печально повторять, но народная мудрость дальновидна — Украина фактически кормит чужую, а не свою армию, и флот тоже...

ЯНУКОВИЧ ПОТЕРЯЛ ОБЩЕСТВЕННУЮ ЛЕГИТИМНОСТЬ

Тарас ЧОРНОВИЛ, народный депутат Украины:

— Решение плохое. Это большая проблема для Украины, но для Януковича — это страшная потеря.

Почему это проблема для Украины? Во-первых, это фактическая аннексия Севастополя. Во-вторых, мы теряем для себя перспективу создания в Севастополе свободной экономической зоны, возможность базирования там международного военного объединения. После того как мы подписали пролонгацию договора, мы не можем вести переговоры о возможности перехода Украины в разряд нейтральных государств. Нейтралитет для страны, в которой надолго закреплена чужая иностранная база, — это нонсенс. Теперь об этом даже речи не может быть.

Что касается России, то она только закрепила свое присутствие в Украине. Это, во-первых. Во-вторых, россияне достигли основного, чего они хотели достичь. Все говорили, что России нужен Янукович. Но никогда России не был нужен сильный Янукович. Они достигли колоссальной задачи — создали слабого Януковича. Они усилили оппозицию. Они дали второе дыхание Тимошенко, второе дыхание Ющенко, которые теперь будут очень жестко ограничивать возможности Януковича, связывать ему руки. Янукович потерял общественную легитимность. Оппозиции в Украине уже фактически не было. Янукович постепенно становился Президентом всей Украины. Многое не нравилось: постоянные демарши коммунистов, заявления Табачника, Семоноженко. Это все нагнетало обстановку, но, в то же время, не мешало Януковичу становиться Президентом для всей Украины. А теперь, мне кажется, он себя похоронил. На долгие годы он превратил себя в Президента только половины Украины.

Россия играла не в интересах Януковича, а на противоречие между разными политическими силами Украины, она ослабила официальную власть.

Я думаю, прессинг был очень сильным. Вы видели Януковича, когда он рассказывал, как все хорошо. Он был как побитый пес. Но здесь есть другой момент. У россиян, в отличие от нас, очень хорошая дипломатия. Была наживка на тему, в которой Янукович очень хорошо осведомлен — это фактически поглощение нашего Антонова российской авиастроительной корпорацией. Янукович очень хорошо понимает, что такие вещи делать недопустимо. И реагирует на них очень болезненно. А в международных глобальных вопросах он, к сожалению, не разбирается, хотя это основная тема для Президента.

За это я, безусловно, голосовать не буду. Я в коалицию пошел в поддержку определенных правительственных групп. Я поддержал Тигипко, Азарова и Клюева. Но я никогда не голосовал за Януковича на президентских выборах. И поддерживать его абсолютно неразумные инициативы я не собираюсь.

Но все равно под это они подтянут голоса. Будет много шума, будет много стычек, но наберут где-то 228. И на этом вся процедура закончится.

НАЧАЛАСЬ ПЕРЕДАЧА КРЫМА РОССИИ

Игорь ЛОСЕВ, кандидат философских наук, доцент Киево-Могилянской академии:

— Российская Федерация, зная о продажности определенной части украинской руководящей верхушки, работает по четкой схеме. Сначала Украину гонят в какой-то экономический тупик, набрасывают на шею финансовую петлю, а затем говорят, если вы уступите, то мы вам немного эту петлю ослабим. Эта история повторяется постоянно в течение всего периода независимости Украины. Схема бесперебойно работает.

Весь тот газ, который поможет определенной части украинских олигархов увеличивать свои состояния, не стоит всех тех геополитических потерь, потерь суверенитета, независимости и целостности, которые реально сейчас угрожают Украине. Даже если такой человек, как Балога, заявил, что Янукович начал передачу Крыма России, то это уже свидетельствует о многом. А между прочим, так оно и есть.

Потому что каждый год пребывания Черноморского флота в Украине способствует постепенному, но неуклонному выведению Крымского полуострова из состава Украины. Эта группировка выступает центром пропаганды и влияния на население. Такой себе элемент всестороннего российского присутствия в Крыму и распространения эффекта «присутствия» на другую территорию Украины. Таким образом, Украина потеряет Крым в ближайшие несколько лет, если этот договор будет утвержден Верховной Радой.

Важно понять, что все эти процессы и борьба, происходившая вокруг Черноморского флота, не имели центральной целью корабли, которые, по правде говоря, особо никому не нужны. Это было посягательство на территорию. Потому что тот, кто имеет свой флот в Севастополе, тот контролирует Севастополь. Кто контролирует Севастополь, контролирует и Крым. А кто контролирует Крым, контролирует и Черное море. И это абсолютно понятные вещи. Таким образом, нанесен огромный и болезненный удар по территориальной целостности Украины. И, откровенно говоря, абсурдно, что это происходит тогда, когда цены на газ в Европе естественным путем падают.

Наиболее неприемлемый шаг сделал Янукович. Однако это не снимает ответственность с его предшественников, которые не отстаивали должным образом интересы Украины. Они позволяли себе такое непринципиальное заигрывание там, где заигрывать нельзя.

Конечно, за пять лет «оранжевой» власти, из которых Янукович был премьером два года, никто ничего реально не сделал для уменьшения энергетической зависимости Украины от России. Также ничего не было сделано для укрепления украинских позиций в Крыму. И эта ответственность лежит на всех центральных персонажах, независимо от того, кто при власти.

ПРОТИВОСТОЯТЬ ТАКОМУ ПРОИЗВОЛУ МОЖЕТ ТОЛЬКО ОБЪЕДИНЕННАЯ ОППОЗИЦИЯ

Юрий ЩЕРБАК, экс-посол Украины в США и Канаде:

— Это антиконституционное решение, оно абсолютно не адекватно обмену на цену на газ. Этот договор о пролонгации пребывания ЧФ в Украине является грубым нарушением Конституции Украины. И президент, который должен быть гарантом соблюдения Конституции, особенно территориальной целостности, суверенитета, не имеет права подписывать соглашение вопреки положениям Конституции. Это абсолютно неприемлемо. Фактически, Янукович отдал на четверть века Севастополь, практически отторгнув его от Украины. И мы должны ожидать, какой следующий шаг господин Янукович предпримет — Крым отдаст или родную Донецкую область, на что поменяет герб и флаг. Идет полное удовлетворение геополитических потребностей Москвы. Так поступать ответственному Президенту суверенной страны не годится. Противостоять такому произволу может только объединенная оппозиция, в которую должны войти небезразличные люди. И политические партии, и общественные организации должны объединиться. В конечном итоге, им нечего делить сейчас, когда на Украину надвигается серьезная опасность — передача всей полноты власти одному клану. Если этого не понять, мы снова будем переживать Руину.

Но историческая справедливость все равно восторжествует, и случится это намного раньше, чем думают те господа, которые планируют свою власть на 25 лет вперед. А справедливость может восторжествовать в очень драматических формах социального неповиновения, и урок Киргизстана должен научить власть, что нельзя игнорировать национальные интересы. Кроме того, следует учитывать то, что за Януковича проголосовало менее 50 процентов избирателей, очень сильной была оппозиция. И теперь ему нельзя пренебрегать интересами половины населения Украины, чтобы решать свои проблемы и прислуживать Москве.

УКРАИНСКИЙ НАРОД ВЫСТУПИТ ПРОТИВ ТАКОГО ШАГА

Александр ПАЛИЙ, эксперт Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины:

— Очевидным является тот факт, что эти соглашения подрывают суверенитет Украины. Поскольку размещение любой иностранной военной базы на территории Украины означает подрыв ее государственного суверенитета. Стоит напомнить, что, согласно законодательству Украины, подрыв государственного суверенитета, в том числе должностным лицом, это очень серьезная вещь, не такая простая, как многим кажется. При этом фактически продолжение базирования Черноморского флота на территории Украины означает, что у нынешней политической элиты нет никакого стратегического видения развития Украины, нет уникального понимания значения ее независимости и самобытности.

Это соглашение является невыгодным и неравноценным. Поскольку, по его условиям, Украина получает газ всего-навсего по 230-240 долларов за 1000 кубометров. Это абсолютно рыночная цена, исходя из тех цен, которые имеет Западная Европа. Там цены приблизительно такие же, плюс, разве что, стоимость транзита.

В то же время, те государства, которые построили заводы по получению сжиженного газа, сейчас получают газ по цене 140—170 долларов за 1000 кубометров. Сжиженный газ, который доставляется танкерами в Европу, стоит именно столько и, судя по ситуации на мировом рынке, цена на него не будет расти. Кроме того, существуют новые технологии добычи газа, которые позволяют получать газ по цене от 90 до 130 долларов за 1000 кубометров. Эти технологии уже активно работают в США и начинают развиваться в Европе.

Украина так и не начала разработку собственных газовых месторождений в Черноморском шельфе. Ни при правительстве Януковича, ни при правительстве Тимошенко этого не произошло. Правительство Януковича не делает ничего для диверсификации поставок энергоносителей, для увеличения добычи, для строительства заводов по получению сжиженного газа, для разработки проектов энергосбережения. Но фактически за газ продается часть государственной территории. Это показатель неэффективной, некомпетентной и непатриотичной политики.

Оппозиция должна акцентировать внимание на том, что такие важные для страны решения должны приниматься исключительно путем всеукраинского референдума, как было сделано с вопросом о членстве Украины в НАТО. Президент, за которого проголосовало 48% граждан, полномочия которого не будут длиться до 2042 года, не имеет никакого политического права принимать такие решения без народного волеизъявления. И я более чем убежден, что украинский народ выступит против такого шага.

ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ТЕКСТ ДОГОВОРА БЫЛ ПОДГОТОВЛЕН В МОСКВЕ

Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел:

— В последнее время новая власть демонстрирует свое абсолютное невежество в международных делах. Даже студенты-международники первых курсов вам подробно объяснят, что никакого военного значения Черноморский флот РФ не имеет. На сегодня это куча ржавого железа. Если так будет продолжаться и дальше, то до 2017 года в ЧФ останется не более трех-четырех кораблей. Остальные по исторической традиции, вероятно, будут затоплены на рейде. Такова уж карма всех Черноморских флотов. Собственно, и сейчас уже от ЧФ остается флотилия, зажатая в Черном море, не имеющая возможности выйти в Средиземное море и в военном отношении не играющая никакой роли. Если сравнить ЧФ с военными флотами Турции, Болгарии, стран —членов НАТО, то станет очевидно, что этот флот действительно не имеет военного значения. Но он имеет для России значение политическое, поэтому Москва так настойчиво пытается размещать как можно дольше этот флот в Украине. Ей это нужно, чтобы и в дальнейшем дестабилизировать Крым и весь юг Украины. Оправдывать настоящий договор — значит цинично врать своему народу.

В силу своей предыдущей работы я знаю, как проводится согласование документов такого типа. У меня есть большое сомнение, что все процедуры, необходимые для выполнения документов, были задействованы. Ведь когда проводились переговоры в 1996—1997 гг. о ЧФ, были задействованы министерства иностранных дел, обороны, финансов, экономики, экологии. На это уходит много времени, и это требует серьезных шагов. У меня возникает ощущение, что текст настоящего договора вообще был подготовлен в столице России. Абсурдно то, что таким образом пытаются подменить четкие формулировки, выписанные в Конституции. Уже много говорилось о том, что есть четкая и прямая норма статьи 17 Основного Закона, — там записано, что на территории Украины не могут быть размещены иностранные базы. Переходные положения потому так и называются, что означали переход от де-факто существующей базы к ситуации, когда эта база прекратит свое существование.

ДЫМОВАЯ ЗАВЕСА

Андрей ПАВЛИШИН, независимый политический эксперт, историк, главный редактор Западной аналитической группы, Львов:

— Моя точка зрения такова: для Партии регионов и для ее сателитных меньших политических сил тезис о нейтралитете всегда был лживым. Они понимали под этим что-то иное — не шла речь о нейтралитете в австрийском или швейцарском стиле, потому что это дорого, это предусматривает обеспечение страны для себя всей безопасности ни без каких союзников — финансирования полной обороны против всего мира. Для Украины это нереально, она должна входить в какой-то системы безопасности. Размещение военных русских сил в Крыму не имеет отношения к нейтралитету, это грубое нарушение Конституции, причем совершенно не правительством, а Президентом, который должен был бы быть гарантом Конституции. Но он уже один раз наплевал на Конституцию, когда презрел ее в части формирования правительства и был поддержан криминальным конституционным судом. А теперь он ее презрел во второй раз, и я считаю, это полностью достаточным основанием для народного восстания. Соглашение о пребывании ЧФ РФ в Украине к безопасности никакого отношения не имеет. Черноморский флот — это ржавые сосуды, какие болтаются в плохо приспособленной инфраструктуре. В данном случае идет речь о дачах и больших земельных участках для русских генералов, которые живут в Крыму и пользуются большой военной инфраструктурой, какая неподконтрольная Украине. А украинская налоговая инспекция в это время «достает» пасечников и крестьян на предмет того, что они что-то там недоплатили налоговой администрации имени Азарова. Поэтому все просто-напросто дымовая завеса для прикрытия интересов коллег господ Медведева и Януковича.

ПОРА ВЫХОДИТЬ НА РЫНОЧНЫЕ МЕТОДЫ

Ярослав ЖАЛИЛО, президент Центра антикризисных исследований:

— Речь идет о снижении стоимости природного газа для Украины, а, следовательно, выигрыша можно ждать как для промышленности, так и для населения. Это, во-первых, снижение себестоимости продукции, что повышает конкурентоспособность отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках. Во-вторых, уменьшается нагрузка на государственный бюджет, который через прямое или косвенное администрирование того же «Нафтогазу України» фиксировал значительные потери. И, в-третьих, следует ждать улучшения платежного баланса страны, потому что такая «скидка» уменьшает стоимость импортированного природного газа, а, следовательно, и всего импорта.

С другой стороны, нужно все же понимать, что пора уже выходить на рыночные методы образования цены на природный газ. Ведь если цена не является экономически обоснованной, то она тормозит структурную перестройку национальной экономики. Могут возникнуть вопросы и у наших торговых партнеров по поводу скрытого субсидирования промышленности государством. Поэтому, прежде всего, нам нужно оценить, насколько эта «скидка» обоснована с экономической точки зрения.

Договоренности, предусматривающие продление пребывания на территории Украины Черноморского флота, прямых последствий для экономической безопасности не несут. Если же говорить о возможности договора с Черноморским флотом по поводу участия в формировании коммунального сектора или других аспектов экономики Севастополя, то можно даже ждать определенного позитива. Поэтому рисков для экономической безопасности в этом плане я не вижу. Конечно, при условии, что будет установлена экономически обоснованная стоимость аренды, которая бы учитывала и прямые расходы, которые несет Украина, и упущенные «возможности» от того, что ее территория занята таким объектом.

СНИЖЕНИЕ ЦЕНЫ НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ТЕНДЕНЦИЮ РАЗВИТИЯ

Богдан ДАНИЛИШИН, экс-министр экономики Украины, глава Совета по изучению производительных сил Украины Национальной академии наук:

— Само снижение цены на природный газ не определяет ключевую тенденцию развития экономики страны на перспективу.

Главная задача Украины в том, что мы должны формировать такую экономическую политику, которая будет стимулировать газозамещение и энергосбережение в государстве. Предприятия должны получать соответствующие стимулы для того, чтобы уменьшать потребление газа. А именно цена этого ресурса должна побуждать к таким действиям. Процедуры газоснабжения должны быть прозрачными и понятными для субъектов предпринимательской деятельности. Нам следует смотреть на проблемы энергетического сектора в плане газоснабжения не только с позиции сегодняшнего дня, но и планировать будущее развитие отраслей нашего народного хозяйства.

К примеру, для металлургии главное значение имеет не политика газоснабжения и потребления, а цена на металл и сырьевая база. Поэтому особые перемены в этой отрасли мы вряд ли почувствуем, лишь снизив цену на природный газ. Что же касается химической промышленности, где около 80% себестоимости продукции занимает именно газовая составляющая, то даже при таком уменьшении цены на импортированный природный газ она не сможет конкурировать, скажем, с той же российской химической промышленностью, где этот энергетический ресурс для производства конечной продукции потребляется в значительно меньших объемах.

И нужно принимать во внимание еще один вопрос: для населения мы используем газ внутренней добычи. Если кто-то думает, что можно нивелировать этот фактор, то он глубоко ошибается. Неразумно не учитывать всю тенденцию добычи собственного газа на территории Украины.

«ЛИШНИЙ ЭЛЕМЕНТ» В КОММЕРЧЕСКОЙ СХЕМЕ

Александр ПАСХАВЕР, президент Центра экономического развития:

— Рыночной цены на газ нужно было достигать, но какой ценой? На мой взгляд, схема снижения стоимости газа для Украины в обмен на повышение аренды за пребывание российского флота вполне приемлема. Но при чем здесь продление срока пребывания российского флота в Крыму? Мне кажется, что это какой-то лишний элемент в такой коммерческой схеме.

Действительно, если экономика страны потребляет более дорогой газ, чем в других странах, то она не конкурентоспособна. Но когда начинают говорить, что нужно дать низкую цену на газ, потому что страдают все потребители, то следует разобраться, кто же от этого действительно выиграет. На мой взгляд, от снижения цены на газ большую часть выигрыша получат довольно обеспеченные люди и предприниматели, а не действительно бедное население. Рыночной цены следовало добиваться другим путем: противопоставляя России наши монопольные возможности (повышая ставку аренды за пребывание флота в Крыму, используя в интересах России наши газовые хранилища, но кроме варианта их аренды).

Я считаю, что достигнутые правительством газовые договоренности действительно принесли экономике рыночную цену, ведь стоимость газа снизится. Но за эту скидку заплатили другими ценными активами государства. Таким образом, мы просто ничего не добились.

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НЕ ТОРГУЮТ

Тарас СТЕЦЬКИВ, народный депутат Украины:

— Во-первых, для оппозиции сейчас очень важно, чтобы настоящий договор не был ратифицирован. Об адекватности этого решения вообще не может быть и речи, потому что суверенитетом и национальной безопасностью не торгуют. Сама постановка вопроса недопустима. Но даже если стать на позицию тех 40 % наших граждан, которые допускают продление пребывания ЧФ РФ в обмен на экономические преференции, то я хочу сказать, что Янукович сильно продешевил. В действительности никакой скидки на газ не произошло, просто с потолка взяли цифру 330 долларов. Никто не знает, по какой методе она рассчитывалась. И потом якобы нам сделали скидочку — 100 долларов. На самом деле произошел взаимозачет, потому что если посчитать, сколько нам должна Россия за аренду земли в Севастополе, то по приблизительным оценкам, действующим в Восточной Европе, это примерно 1,9 млрд. долларов.

Янукович хочет, как танком, как бульдозером, додавить всех и вся. Они считают, что оппозиция им ничего не сделает, не противопоставит. Сейчас они хотят заработать денег, сдать все, чего просит Россия, и ликвидировать любую оппозицию. А вот используем ли мы этот повод, это уже вопрос не к Януковичу, а к самой оппозиции.

УКРАИНА СТАЛА УЯЗВИМОЙ

Леонид КРАВЧУК, первый президент Украины:

— Надо просто реально оценить ситуацию. Нельзя сегодня сказать, что Президент Украины не имеет полномочий подписывать договоры и соглашения, но эти документы должны соответствовать украинскому законодательству, Конституции Украины и, естественно, международным принципам. Тогда эти договоры являются легитимными, и к ним не может быть никаких претензий.

Договор, который подписал Янукович в Харькове, не соответствует Конституции Украины. Я не могу оценивать будущее этого документа, говорить о его позитиве или негативе, потому что он изначально нарушает Конституцию Украины. Это моя официальная позиция. То есть я не против подписания Президентом Украины любого документа, потому что это его право в рамках существующей Конституции и украинского законодательства, но Президент при любых раскладах не может нарушать закон.

Если возникла такая необходимость — продлить пребывания ЧФ РФ в Крыму, то сначала нужно было внести изменения в Конституцию, и тогда принимать решения на основе внесенных изменений.

С Россией у нас, конечно, особые отношения, но, несмотря на эту особость, мы не должны забывать, что мы — две разные страны. Если есть на территории страны флот другого государства, то эту страну нельзя считать стопроцентно суверенной. Нельзя!

Все страны, не территории которых находятся другие войска, не имеют полной самостоятельности. Выходит, что сегодня внешняя политика Украины не может проходить без согласования с Россией. Мы, например, не можем сегодня говорить о НАТО. Мы не можем говорить о других политических шагах в Европе без согласования своих действий с Россией. Украина стала уязвимой. На нас уже смотрят, как на страну подчиненную, зависимую от российской внешней концептуальной политики. Мы должны это осознавать. Поддерживаем или не поддерживаем — это другой вопрос. Просто нужно это открыто признать.

Если бы Россия обратилась к нам с просьбой продлить на три-пять лет возможность пребывания флота в Севастополе, пока не построит свою базу в другом месте, это можно было бы рассмотреть и принять решение отдельным законом. Но нельзя это делать, торгуясь: вы нам даете Севастополь на 30 лет, а мы вам — скидку на газ. Да и скидка сомнительная. Мы ведь знаем, сколько стоит газ в Европе.

«...УКРАИНА ФАКТИЧЕСКИ ОТДАЕТ НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СВОЕГО ВНУТРЕННЕГО СУВЕРЕНИТЕТА»

Павел КОВАЛЬ, глава делегации Европейского парламента в Комитете парламентского сотрудничества «ЕС—Украина»:

— Следовало ожидать, что Россия использует газовый вопрос в переговорах по базированию Черноморского флота в Украине. С другой стороны, скорость принятия решения о продлении срока пребывания на следующие 25 лет показала, что это было не очень важной проблемой для украинского правительства.

Этот вопрос был с легкостью использовано для смягчения будущих реформ, которые необходимы для последующей интеграции в Европейский Союз.

Однако такой механизм близкого сотрудничества с Россией кажется опасным, потому что Украина фактически отдает некоторые элементы своего внутреннего суверенитета, а именно — контроль над частью собственной территории. Это также вызывает обеспокоенность, поскольку именно такой подход был использован в соглашении о цене на газ. Пример Беларуси показывает, что выбраться из сетей взаимозависимости с Россией очень тяжело. И действительно, возможно, что такая взаимозависимость будет углубляться, и Москва снова попытается получить больше промышленных объектов и больше влияния на внутренние дела в Украине.

Если такая тенденция подтвердится, то для наблюдателей в Брюсселе это будет означать, что Украина постепенно теряет настроенность на европейскую интеграцию. Это может привести к дальнейшему регрессу заинтересованности Евросоюза в укреплении сотрудничества с Украиной.

Подготовили Наталия РОМАШОВА, Иван КАПСАМУН, Мыкола СИРУК, Алена ЯХНО, Алла ДУБРОВЫК, Наталья БИЛОУСОВА, Алина ЕРЕМЕЕВА, Людмила ЖУКОВИЧ, Николай СЕМЕНА (Симферополь), Татьяна КОЗЫРЕВА (Львов), «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать