Без правды нам не жить
В Украинском доме состоялся круглый стол, посвященный Голодомору в УкраинеКогда из жизни уходит человек — вместе с ним уходит целый мир. А когда продуманно, планомерно, с адской жестокостью уничтожается целый народ, то какие слова, какой безумный крик души будут соразмерны такой трагедии? По-видимому, нет таких слов в украинском (и любом) языке; даже «конец света»; «апокалипсис», «страшный суд» — все это звучит воистину слабо.
Есть народы в мире, которые знают, что такое геноцид. Человечество никогда не забудет Холокост еврейской нации, совершенный гитлеровцами, массовое уничтожение армян властью Оттоманской империи в 1915 году. Украинцы, которые испытали катастрофу планетарного масштаба — Голодомор 1932—1933 годов, также имеют бесспорное право утверждать: наша нация также прошла через геноцид. Осознание этого вопиющего факта является абсолютным императивом именно для нас, кто живет в году 2006-м. Потому что нам не жить без правды о прошлом, какой бы ужасной она ни была (и без правды о Голодоморе в первую очередь) — лишь тогда мы постигнем, каким обществом (постгеноцидным!) мы являемся.
Поэтому главной целью круглого стола, который был проведен в Украинском доме под патронатом Секретариата Президента Украины и при участии новосозданного Института национальной памяти, было не только обсуждение общественностью инициативы Президента Виктора Ющенко о политико-правовой оценке Голодомора 1932—1933 гг. в Украине (глава государства уже представил в Верховную Раду Украины соответствующий законопроект, который предусматривает признание этой ужасной катастрофы геноцидом украинского народа), но и поиск консенсуса по основному вопросу: как исключить повторение чего-то подобного в будущем.
Перед началом дискуссии все присутствующие имели возможность посмотреть документальный фильм «Голодомор. Украина (технология геноцида)». Лента — только 10 минут сдержанного, строгого рассказа, скорбной, кипящей памяти, но эти 10 минут действительно являются потрясением. Авторы произведения рассказали нам о терроре голодом только в одном украинском селе — Капустинцах на Киевщине. Там установлен обелиск в честь героев—уроженцев Капустинцев, которые погибли во Второй мировой войне. Таких было 170 за четыре года (все названы поименно). Недавно появился еще один памятный знак — жертвам Голодомора 1932— 1933 годов. За 5 месяцев (с ноября 1932 по апрель 1933 года) Большой Голод забрал — только в этом одном селе! — жизни 1124 человек. Старые люди, которые еще помнят Голодомор, на вопросы: что более ужасно, голод или война? — отвечают без колебаний: голод; так утверждает даже пожилая женщина, которая прошла Освенцим...
Открывая круглый стол, первый заместитель главы Секретариата Президента Украины Иван Васюник отметил, что украинская власть, учитывая приближение 75-й годовщины Голодомора (будет отмечаться в 2008 году), стремится отдать долг своему народу и дать, наконец, на государственном уровне надлежащую политико-правовую оценку событиям 1932—1933 годов в Украине. Парламенты 10 стран (Австралия, Эстония, Италия, Канада, Литва, Грузия, Польша, США, Венгрия, Аргентина) официально признали украинский Голодомор геноцидом нашего народа. Но этого до сих пор не сделала Верховная Рада Украины. И это при том, что больше половины опрошенных социологами украинцев однозначно поддержали бы такую акцию! Задача круглого стола, подчеркнул И. Васюник, не борьба с призраками прошлого, а самое решительное отмежевание от практики тоталитаризма, сталинского режима, который уничтожил в 30-е годы до четверти населения Украины. Профессиональное обсуждение на круглом столе, надеется Президент Виктор Ющенко, будет содействовать тому, чтобы Верховная Рада исполнила, наконец, свой долг перед украинским народом и до 25 ноября признала факт тоталитарного геноцида.
По оценке академика Игоря Юхновского, руководителя Института национальной памяти, Голодомор — это логическое завершение определенной цепочки событий, которые тянулись с 1918 года, а не внезапная, мгновенная катастрофа. С этим мнением согласились уважаемые ученые, которые выступили с докладами: доктора исторических наук Василий Марочко, Руслан Пыриг, Владислав Верстюк, Валентина Борисенко. Василий Марочко процитировал ключевое положение знаменитой Конвенции ООН о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 года, согласно которому геноцид — «это действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую—либо национальную, расовую, этническую или религиозную группу как таковую». В. Марочко обратил внимание присутствующих, что речь идет о конкретных действиях, не о намерении; но и намерение, вне сомнения, также было — достаточно вспомнить о бешенной сталинской «классовой борьбе» против «кулака» (по—существу — украинского крестьянина), «черных досках» для «неблагонадежных» сел (что реально означало изоляцию и истребление подавляющей части населения), о заградительных отрядах и тому подобное. Следовательно, все признаки геноцида имелись в наличии; вопрос только в политической воле Верховной Рады.
Глава внешнеполитического ведомства Украины Борис Тарасюк в коротком выступлении вспомнил недавнюю поездку в Полтаву и полемику с одним из убежденных коммунистов, который заявил дословно такое: «Зачем вы, власть, морочите головы людям — вплоть до ООН — своим голодомором и геноцидом?». Можно ли, задал риторический вопрос Борис Тарасюк, представить еврея или армянина, который так относился бы к катастрофе родного народа? Министр напомнил о Совместном заявлении Генассамблеи ООН 2003 года, поддержанном 63 государствами, о Голодоморе в Украине; однако, к сожалению, вследствие жесткого сопротивления Российской Федерации и ряда других стран в этом документе нет слова «геноцид». Россия выступила против обсуждения этого вопроса как такового на встрече министров иностранных дел стран СНГ в апреле этого года. Следовательно, впереди исключительно трудная, но абсолютно необходимая работа.
Участники круглого стола отмечали, что существует воистину огромный комплекс документов, которые безоговорочно доказывают как сам факт геноцида, так и его организованный характер (документы московской и республиканской партийной верхушки, секретные указания ОГПУ и НКВД, данные переписей населения 1926 и 1937 годов, дневники очевидцев событий, в конечном счете, их устные свидетельства). Но, как заметил доктор исторических наук Руслан Пыриг, ни каждый из этих документов отдельно, ни даже все они вместе взятые не дают точных цифр количества жертв; вот почему это число оценивается так по- разному — от 3,8 до 12 миллионов... Однако Р. Пыриг еще раз акцентировал: все признаки геноцида, согласно фундаментальной Конвенции ООН, могут получить системное, документальное обоснование.
Это — взгляд ученого-историка. А вот воспоминания человека, который видел весь этот ужас лично. Слово взял 87-летний Григорий Гаращенко, ветеран войны (12 ранений!), мужественный и честный человек — и, кстати, член КПСС с огромным стажем. Этот немолодой, но еще на удивление энергичный человек сказал твердо: «Это ложь, когда утверждают, что в 1932—1933 годах был большой неурожай, что, мол, и привело к трагедии. Говорю ответственно: наоборот, мы тогда в нашем селе на Полесье не знали, что делать с урожаем (!). Но был абсолютно безжалостный приказ ГПУ и местной партвласти: не трогать ни грамма «государственного» зерна — буквально ни грамма, иначе могли арестовать, а то и просто убить. Обмолот происходил под строгим личным контролем лейтенанта ГПУ...».
На круглом столе не раз вспоминали слова великого немца Фридриха Шиллера: «Всемирная история — это всемирный суд». Но это — если говорить на языке совести. Если же говорить на юридическом языке, то присутствующие в Украинском Доме опять и опять настойчиво призывали народных депутатов Украины отдать долг перед святой памятью невиновно убиенных и официально признать факт геноцида 1932—1933 годов. Не забывайте: преступления против человечества (а геноцид — в первую очередь) не имеют и никогда не будут иметь срока давности.
Выпуск газеты №:
№180, (2006)Section
Nota bene