Перейти к основному содержанию

Битва за «украинские оффшоры»

Считать ли импортное мясо комплектующими к колбасе или инвестициями?
11 апреля, 00:00

Свободные экономические зоны в Украине обречены на революционные изменения. После критики Президента руководство Кабинета Министров уже неоднократно заявляло о необходимости подремонтировать на ходу работу СЭЗ. В среду правительственные предложения рассмотрел Комитет Верховной Рады по вопросам экономической политики, на этом заседании присутствовали и руководители нескольких СЭЗ — «украинских оффшоров». Оказалось, что они тоже не довольны нынешним законодательством, регулирующим их работу. Верхи не могут, низы не хотят — значит, до революции недалеко. Осталось обсудить дизайн броневика.

Суть правительственных претензий сводится к тому, что налоговые льготы, предоставленные депрессивным территориям, используются не по назначению. Все как-то забыли, что изначально СЭЗ были созданы для решения проблем безработицы и привлечения инвестиций. Сегодня же компании, зарегистрированные в СЭЗ, занимаются преимущественно импортом товаров, пользуясь правом не уплачивать ввозные пошлины. На таможенные платежи в 2002 году пришлось 52% стоимости льгот, полученных СЭЗ. Вчера заместитель госсекретаря Минэкономики Сергей Романюк предложил депутатам рассмотреть идею сохранения налоговых льгот только тем компаниям, которые ориентированы на экспорт, а не на ввоз товаров из-за рубежа.

Против этого предложения тут же выступил генеральный директор СЭЗ «Закарпатье» Владимир Приходько. По его словам, в Закарпатской области льготным налоговым режимом пользуются преимущественно предприятия по сборке автомобилей из иностранных комплектующих. Речь идет об автомобилях «Шкода» и «Фольксваген». Благодаря автомобильному проекту «Еврокар», по словам Владимира Приходько, удалось заметно оживить экономику региона. Ведь на одно рабочее место на предприятиях по сборке иномарок приходится до 6 рабочих, задействованных в качестве подрядчиков. Владимир Приходько считает что сейчас СЭЗ не готовы вот так вдруг одновременно взять и переориентироваться на экспорт.

Ввести единые правила для работы всех украинских свободных экономических зон и территорий приоритетного развития предлагает Министерство экономики. Министр Валерий Хорошковский считает, что разные налоговые режимы стали причиной банального перетекания капитала из одних СЭЗ в другие. То есть безналоговые зоны в нашей стране уже конкурируют между собой. Например, для того, чтобы получить налоговые льготы, в Донецкой области достаточно внести инвестицию в размере 250 тысяч долларов. Для соседней Луганской области эта сумма несколько выше, и в результате луганчане в прошлом году не привлекли в свою ТПР ни одной копейки инвестиций. Теперь их «зоне» грозит закрытие, поскольку Минэкономики требует избавиться от «мертвых» СЭЗ и ТПР.

Предполагается, что новый Закон о свободных экономических зонах решит и разгорающийся конфликт вокруг импорта мяса. Таможенники сомневаются, что мясо является сырьем, и считают, что предоставлять льготы на уплату по нему ввозной пошлины нецелесообразно. Наибольшее количество мяса импортируется в Донецкую область, и тамошние производители колбасы считают, что ввозят чистое сырье. В крайнем случае они согласны, чтобы мясо считали комплектующими и запчастями к их колбасе. В прошлом году Верховная Рада освободила от налоговых льгот импорт сельхозпродукции. Но уже в этом году донецкие фирмы выиграли шесть судебных дел, добившись права на сохранение льгот. Дело в том, что согласно Конституции, законы в Украине не имеют обратного действия, а значит, не могут отменить ранее провозглашенных льгот. Соответствующее разъяснение по этому поводу по настоянию «донецких фермеров» сделало и Министерство юстиции. Первый заместитель председателя Таможенной службы Александр Егоров вчера развел руками и признался, что ситуация до боли напоминает ему скандально известную историю с отменой льгот для СП.

А вот секретарь Совета по вопросам СЭЗ Донецкой области Виктор Письмак, в свою очередь, пожаловался депутатам на действия таможенников. По его словам, часто на таможне искусственно затягивается оформление грузов с импортным мясом, и продукт из- за этого портится, так и не добравшись до колбасных цехов. Виктор Письмак заявил, что наша страна сейчас переживает дефицит мясопродуктов. В связи с этим действие ввозной пошлины на мясо он считает бессмысленным. До тех пор, пока пошлина действует, мясной импорт просто обречен идти проторенными дорожками через СЭЗ. Вице-премьер по вопросам АПК Иван Кириленко считает, что при условии государственной поддержки отечественные производители без проблем смогут удовлетворить внутренний спрос. А вот в Донецкой СЭЗ ссылаются на некие секретные данные Министерства аграрной политики, согласно которым стране угрожает дефицит мяса. И это дает вдохновение для чуть ли не «джихада» против Таможенной службы.

В «коалиции» критиков СЭЗ наиболее ясную позицию занимают налоговики. Заместитель председателя Налоговой администрации Алексей Шитря считает, что СЭЗ в Украине нужно сохранить, но только те, которые показывают экономическую эффективность. Измерять такую эффективность Налоговая предлагает наличием разницы между суммой уплаченных субъектами «зон» платежей в бюджет и полученных льгот. За последние три года сумма предоставленных украинским СЭЗ льгот выросла в 3,3 раза, а налоговые платежи — лишь в 1,5 раза. В итоге суммарное сальдо в прошлом году впервые оказалось отрицательным. Льгот СЭЗ и ТПР получили на 367 миллионов гривен, а в бюджет уплатили 322 миллиона.

Оценивать парламентские перспективы предложений Кабинета Министров пока рано. В том, что они будут, можно уже не сомневаться. Депутаты всегда с удовольствием принимали участие в перераспределении рынков путем госрегулирования. А именно так они, судя по всему, и воспринимают инициированное правительством изменение правил работы СЭЗ. «Под шумок» дополнительные льготы могут получить и некоторые отрасли, имеющие достойных лоббистов. Первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики Владимир Демехин, например, вчера заявил, что налоговых льгот заслуживают, прежде всего, судо-, авиа- и автомобилестроение. В общем, ревизия работы украинских оффшоров, похоже, находится лишь в начале захватывающего сюжета.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать