Человек года-2011 по версии «Дня» — Наталия ЗАБОЛОТНАЯ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20111229/4240-1-2.jpg)
В 2009-ом и 2010-ом Человеком года «День» называл тех, кого, как нам показалось, незаслуженно обошло внимание наших коллег и общества. В позапрошлом году это был Анатолий Квасюк, который в течение десяти лет совершал «тихий подвиг», реставрируя бесценную Холмскую икону Божьей матери ХI—ХII вв. В 2010-ом Человеком года стал Николай Хриенко, который реализовал свой исследовательско-журналистский проект «Украинцы за Уралом», доказав медийной среде, что школа журналистики в Украине есть. В этот же раз Человеком года мы назвали лицо известное и публичное. Но — применили к нему те же критерии и мерки.
Да, отношение к генеральному директору «Мистецького Арсеналу» Наталии Заболотной неровное — от восхищения до непонимания. Но, учитывая масштабы той деятельности, которую она развернула, это нормально. Мы же видим в ней человека с солидным набором высоты, культурным уровнем, менеджерскими способностями, и не в последнюю очередь — работоспособностью. Наконец, Наталия Заболотная навсегда, по крайней мере для нас, остается человеком, который музей Ленина сумела трансформировать в современный культурный прецедент. А это, согласитесь, уже немало.
Есть ощущение, что, помимо прочего, нашему пространству недостает не только культуры, эстетики и вкуса, сочетаемых с менеджерским талантом, но и каких-то простых «арифметических действий». Вежливость, уважение друг к другу, наконец, ремонт коммуникаций, убранный мусор. Когда однажды Наталию Заболотную спросили, как ей удалось обогреть огромный (50 тысяч м2!) «Мистецький Арсенал», она ответила: мы просто заменили трубы. Свое директорство, без лишних украшений, в скандальном «Мистецькому Арсеналі» она начала полтора года назад. Не только с высоких слов, но и именно с тех простых «арифметических действий»: ремонта крыши, пола и стен, замены водосточных труб...
А сейчас «Мистецький Арсенал» готовится к грандиозному событию — первой Киевской международной биеналле современного искусства ARSENALE, которая, ожидается, очень серьезно заявит о художественных амбициях Украины на международной арене, а главное — в своей собственной стране, где искусство, между прочим, начиналось тысячи лет назад, со скифских баб.
Наталия Заболотная в своих интервью часто цитирует Иоанна Миллера, известного немецкого архитектора, который, спроектировав нынешний «Мистецький Арсенал», почти 300 лет назад сказал: «Пройдет много лет, прежде чем все поймут, что я построил этот Арсенал не для оружия, а для людей».
Или, возможно, все же для оружия — единственно эффективного в сегодняшнем мире — оружия идентичности, к которому мы возвращаемся, в том числе благодаря «Мистецькому Арсеналу».
В беседе с «Днем» Человек года-2011 Наталия Заболотная говорит о принципе музея-диалога, а также впервые (!) рассказывает о будущих участниках ARSENALE.
— Это был мощный год для Национального культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький Арсенал». В промежутке между Art Kyiv Contemporary 2010 и Art Kyiv Contemporary 2011 мы воплотили 12 масштабных арт-проектов. «Арсенал» посетили сотни тысяч людей.
Иногда говорят, что работа, связанная с искусством, — это лучшее, о чем можно мечтать. Да, но в этой отрасли также нужно очень много работать. А на это способен не каждый. Нам не спускают планы, с нас не требуют отчетов, но мы работаем на совесть. Этот год «Мистецький Арсенал» отработал как студент на зачетку. Теперь есть надежда, что «зачетка» поработает на нас.
На все наши проекты я смотрю с нескольких точек зрения. Во-первых, мне важно мнение куратора выставки, экспертов и искусствоведов. Во-вторых, я всегда пытаюсь посмотреть на выставку с точки зрения людей, наших посетителей, которые должны увидеть интересные и каждый раз новые проекты. И, в-третьих, всегда важно посмотреть на проект глазами отечественных чиновников, по мнению большинства из которых, к сожалению, современного искусства как явления вообще не существует. Между прочим, мне кажется, что этот чиновнический субъективизм существенно повлиял на развитие новейшей украинской культуры. Почему, если фестиваль финансируется Министерством культуры, он непременно должен быть традиционным? Мне кажется, что в нашей стране вряд ли построили бы Эйфелеву башню, ведь мы всегда боимся инноваций. Или взять такой музей, как Центр Помпиду... История его создания — уникальна. Президент Франции Жорж Помпиду долго раздумывал над тем, что же делать с участком земли, на котором столетиями хоронили умерших от страшных болезней людей. В конечном итоге он объявил конкурс на проект музея, который должен был бы вписываться в архитектурный облик города и не быть выше традиционной парижской застройки. А победили в этом конкурсе молодые, свободные от штампов и условностей архитекторы, которые уловили дух времени и эстетические потребности города и, словно издеваясь над заказчиками, предложили проект, в котором все было наоборот: высокое яркое здание, много стекла. Именно этот проект понравился Помпиду. Теперь этот музей — всемирно известный бренд, ведущий мировой арт-центр, который ежегодно посещают свыше шести миллионов туристов! Так же и знаменитый Лувр, который был императорским подарком Наполеона французскому народу. Это я к тому, что строить музеи и дарить им большие художественные коллекции — это дело императоров и президентов, социально сознательных личностей
— Иногда в своих интервью вы упоминаете Китай в качестве примера поддержки государством своего искусства. А на сайте журнала, основателем которого вы являетесь (artukraine.com.ua), я натолкнулась на снимки просто фантастического музея в Китае, который недавно построили в городке Ордос, где-то во Внутренней Монголии. Интересно, как совмещаются в Китае коммунистические парады с самыми современными музеями. Вы об этом задумывались?
— Действительно, «китайский феномен» сегодня обсуждает весь мир. Когда Китай набрал мощные экономические обороты, он начал активно скупать древнее китайское искусство по всему миру. Аукционные дома, в том числе Sotheby’s и Christie’s, открыли в Китае свои филиалы. А в прошлом году в эту страну пришел известный художественный форум Art Basel, выкупив ярмарку Hong Kong Art Fair. Почему? Потому что Китай разработал государственную программу, согласно которой с 2010 до 2015 гг. должно быть построено 5 тысяч музеев! И этот план реализуется! Две трети из этих музеев посвящены современному искусству. Китай инвестирует огромные средства в то, чтобы сделать собственное современное искусство самым актуальным мировым трендом.
Кое-кто, особенно из авторитетов старой гвардии, упрекает меня, дескать, Заболотная хочет сделать из комплекса «Мистецький Арсенал» музей современного искусства. Мы стремимся, чтобы «Мистецький Арсенал» стал одним из самых современных музеев мира. А это две большие разницы. Отсюда люди должны выходить со словами: «Мы живем в замечательной стране, с богатейшей историей, с талантливыми современными художниками!!!». Мы должны сделать из нашего искусства легенду, которой будет восхищаться мир. «Мистецький Арсенал» будет охватывать историю украинского искусства длительностью в 10 тысяч лет. Звучит вызывающе, согласна. Я хотела бы «бросить шапку» еще дальше, но сразу посыпались «исторические упреки».
Музей — не только история. «Мистецький Арсенал» — такой, каким мы себе его представляем, — это симбиоз разных периодов и направлений украинского искусства, плюс мировые шедевры, плюс инновационные технологии. Мы намереваемся создать при музее масштабную электронную библиотеку, внедрить мощную образовательную программу (на этот счет уже ведем переговоры с указанным Центром Помпиду). Уже сегодня мы закладываем фундамент для создания собственной школы искусств комплекса «Мистецький Арсенал».
Музей должен быть современным и интересным, чему бы он не был посвящен — сакральному искусству, краеведческой тематике, истории. Он должен привлекать детей, которые в быту пользуются последними гаджетами, говорить с ними на актуальном для них языке. Вообще украинские музеи должны изменить свою ключевую функцию: от хранения искусства к диалогу. И это не мои домыслы, а вызовы времени. Да и в культуре не должно быть голой идеологии. Главное — в идеологии не потерять эстетику.
— Вы говорите о том, что нужно избавляться от идеологии, а я вспоминаю, как недавно Лувр принимал полугодовую выставку «Святая Русь», которая была организована на средства «Газпрома» и позиционировалась как выставка русского древнего искусства, на которой были представлены руськие иконы, в том числе фреска из нашей Десятинной церкви. Следовательно, для нас музейное пространство остается «полем боя» за свою историю, идентичность... Как в этом смысле видите роль комплекса «Мистецький Арсенал»?
— Нужно отметить, что россияне «хорошо поработали» над этим проектом. Лувру даже сегодня немного не по себе. У меня был с ними разговор. Они даже готовы на совместный культурный проект с Украиной. И этим нужно воспользоваться. Я же — патриот. Даже своему мужу (а он народный депутат) говорю: все на твоей совести, я не имею права ничего тебе диктовать, прошу только о двух вещах: не голосуй за смертную казнь — ведь это исключительная прерогатива Всевышнего, и за второй государственный язык, потому что родной украинский — это наш едва ли не единственный стержень. Конечно, геополитические обстоятельства никогда не были благоприятными для нас. Украина долгое время считалась таким вот селом в предместье «мегаполиса». В Москву выезжали лучшие — либо учиться, либо на руководящие должности. Это в огромной степени касалось и изобразительного искусства. Мы не имеем собственных Эрмитажа и Метрополитен-музея — их просто некому было ни инициировать, ни строить. Именно поэтому большое счастье, что мы, наконец, имеем шанс подарить Украине, которая всегда теряла все лучше (недавно я с огорчением отметила, что тот же Казимир Малевич, который родился в Киеве, в двух самых известных музеях мира назван «русским художником»), нечто грандиозное, что может сравняться с мировыми музейными институциями. Лет через сто многих современных политиков, публичных людей даже строчкой не вспомнят, а вот тех, кто опекал украинских художников, приобщился к созданию комплекса «Мистецький Арсенал», несомненно, будут помнить. Я глубоко убеждена, что поддержать «Мистецький Арсенал» — это то же, что получить билет в вечность.
Сейчас мы ведем переговоры о показе в Украине шедевров мирового искусства. Такое сотрудничество возможно уже с 2015 года. И абсолютно реально, консолидировав усилия, открыть обновленный музей до конца 2014-го.
Между прочим, мир очень живо реагирует на появление одного из крупнейших в Европе музеев в достаточно небогатой стране с довольно сомнительной репутацией. Часто зарубежные журналисты спрашивают меня: не слишком ли дорого и вовремя ли? Но, знаете, в Украине никогда не было хороших времен. А социальные катаклизмы были и во Франции, и в Британии, но во все времена, во все века там строились музеи.
Проблема нашего искусства еще и в том, что оно не имеет мощного провенанса, то есть не прошло мировые музеи, его мало знают в мире. Хорошо было бы, если бы ключевые визиты наших ведущих политиков — Президента, премьер-министра — сопровождались большими арт-проектами — выставками как классических, проверенных временем, так и концептуальных, молодых художников.
— А Президент, между прочим, у вас уже был?
— К сожалению, Президент Украины пока еще не был. Но был Президент Польши. Ему чрезвычайно понравился «Мистецький Арсенал».
— Недавно в интервью «Русскому репортеру» известный диссидент Владимир Войнович сказал такую фразу: «С советской властью у меня были эстетические разногласия». Это к вопросу об эстетике. Эстетика, действительно, важна. И действенна. Как вы думаете, удалось ли вам «расшатать» чиновничество?
— Убедить в том, что «Мистецький Арсенал» должен работать уже сегодня, сначала было очень сложно. Теория не действует. Аргументом «за» стала лишь его чрезвычайно активная работа. И очереди — на Большой Скульптурный Салон, на котором впервые в Украине была представлена коллекция скульптуры Эдгара Дега, на арт-форумы современного искусства, на неожиданный «Книжный Арсенал» и «АРТ-Киев». Теперь приходит очень много гостей, конечно, не все понимают определенные направления искусства, но равнодушным «Арсенал» не оставляет никого. Ведь известно, что настоящее искусство не дает ответа, а задает вопрос. Многие из соотечественников не знают о замечательных произведениях украинских художников, которые десятилетиями хранятся в фондах столичных и провинциальных музеев. «Арсенал» имеет возможность открыть эти имена Украине и миру. Так в рамках Большого Антикварного Салона, который проходил в начале декабря, мы собрали самую большую ретроспективу произведений Виктора Зарецкого из 20-ти музеев Украины. Это было непросто, переговоры относительно организации выставки мы вели почти четыре месяца. Но усилия стоили того, чтобы тысячи людей открыли для себя имя Зарецкого. Возможно, благодаря этой выставке люди поняли, что Украина — страна грандиозной силы, которая породила такое явление как шестидесятничество. А жена Зарецкого Алла Горская? Она была россиянкой, приехала в Украину, выучила украинский язык и отстаивала украинскую идентичность вместе со своими друзьями — коллегами по цеху. Она пыталась разорвать «железный занавес», за которым, откровенно говоря, и сегодня многие продолжают жить — потому что так удобнее, «сквозняка» нет...
— Чиновники — народ непростой. Вам постоянно, по-видимому, приходится преодолевать обстоятельства, а иногда, очевидно, приходится идти на компромиссы. А есть ситуации, когда вы говорите принципиальное «нет»?
— Больше всего мне достается за современное искусство. Порой даже кажется, что у нас объявлена охота на ведьм. Но моим иммунитетом сегодня являются люди, десятки тысяч посетителей «Арсенала». Они — яркое подтверждение того, насколько Украине не хватало такого мощного пространства. По-видимому, если бы мы ничего не делали, то нас бы вообще не критиковали, но ко всему нужно относиться по-философски. Хотя к конструктивной критике прислушиваюсь, постоянно учусь. И конечно, я осознаю, какая это честь — быть директором «Арсенала».
Несмотря ни на что, нужно сказать, что в течение последнего года наши отношения с другими украинскими музеями стали значительно теплее. Прежнее напряжение угасает. Работы, которые одалживаем для экспозиции, мы оформляем в рамы, некоторые из них отдаем на реставрацию и возвращаем их музеям вовремя и в достойном виде. На Большой Антикварный Салон, который завершился недавно, к нам без разговоров привезли уникальную коллекцию доспехов однокрылых гусар. Они хранятся только во Львовском историческом музее. Аналогов этой коллекции нет нигде в мире.
— А большинство украинцев об этом ни сном ни духом...
— Да, почти никто об этом не знает. Помните, на прошлогодний Большой Антикварный Салон мы привезли почти пятиметровый оклад киота чудотворной иконы Ильинской Богоматери? Это беспрецедентное произведение искусства общегосударственного значения. Этот оклад все время хранился и сейчас сберегается в Черниговском краеведческом музее. Через какое-то время после выставки директор музея рассказал, что после поездки в Киев оклад получил невероятную популярность у себя дома, о нем узнал местный люд и пошел в музей посмотреть на то, о чем гудела столица и что всю жизнь было рядом. И таких примеров — достаточно. Поэтому мы считаем, что за этот год «Арсенал» открыл украинцам много интересного об Украине и ее художниках.
Кстати, сейчас мы работаем над пополнением коллекции археологии. Поэтому при любом удобном случае я обращаюсь к людям: если у вас во дворе есть скифская баба, знайте, что она очень нужна комплексу «Мистецький Арсенал». И если вы передадите эту реликвию одному из самых больших музеев в мире, вы увековечите этим свое имя.
— В свое время из того, что называется Украинский дом (а до того был музей Ленина) вам удалось слепить культурный прецедент. За относительно непродолжительный период вам удалось сделать в комплексе «Мистецький Арсенал» то, что другим не удавалось годами. Что вас вдохновляет?
— Я не занимаюсь анализом, мне просто нравится искусство, мне нравится общаться с художниками и мобилизовать их вокруг больших художественных проектов, и — что важно — у меня нет необходимости зарабатывать на искусстве.
Работая в Украинском доме (до того как стала его директором), я ходила на выставки и думала: почему толпы людей не приходят посмотреть, скажем, на работы Светлицкого, Яблонской или Шишко? Почему эти выставки не сопровождаются рекламной кампанией? Меня каждый раз поражала инертность и убожество организации. И когда я стала директором Украинского дома, то начала создавать собственные проекты. Первой была выставка скульптуры под названием «Зимний сад». Уже тогда мне все говорили, дескать, заниматься художественными акциями — это же очень сложно, нерентабельно и т.д.... Позже мы провели первый «Арт-Киев». Сегодня я, сознаться, немного его стыжусь, но тогда это казалось мне почти невероятным — создать проект, связанный исключительно с современным искусством, который будет в центре внимания общественности и СМИ. Чтобы сделать проект интересным широкой общественности, мы решили представить в его рамках частные художественные коллекции известных личностей. Конечно, народ повалил смотреть прежде всего не на искусство, а на картины из жилищ президентов и министров, но таким образом мы постепенно приучали людей и к современному искусству.
— Между прочим, в рамках финансирования Евро-2012 комплексу «Мистецький Арсенал» должны были выделить какие-то средства...
— Мы постоянно обращаемся с соответствующими просьбами к уполномоченным институциям, но пока еще ответа не получили. Это поражает, но Украина не готовит к ЕВРО-2012 специальную или параллельную культурную программу. Первая Киевская международная биеннале современного искусства обеспечит мощную культурную программу. Биеннале открывается за три недели до начала чемпионата. Кстати, недавно мне позвонили по телефону из западной пиар-компании, с которой мы консультируемся, и пожаловались: дескать, мы пытаемся раскрутить ваш ARSENALE, а в имиджевом ролике «Посетите Украину», который транслируется на CNN, показаны купола церквей, река, в которой купаются дети, футбольное поле и — никакого упоминания о культуре, искусстве и одном из крупнейших музеев мира — комплексе «Мистецький Арсенал». Ведь само искусство и резонансные международные проекты как ничто иное стимулируют культурный туризм. Вывод таков: у нас в стране, помимо остального, недостает качественной горизонтальной коммуникации между министерствами, властными институциями, люди заботятся только о своем направлении.
Александр Попов также обещал поддержать «Арсенал», главное, чтобы этот пункт не исчез из киевского бюджета.
Кстати, замечательно, что к разработке стратегии развития Киева до 2025 года городская власть привлекла The Boston Consulting Group. Но очень важно, чтобы, кроме хорошей стратегии, была продумана и тактика, и профессиональные исполнители. Как члену экспертной группы по вопросам культуры и как человеку, для которого не существует мелочей, мне кажется, что в этой стратегии есть определенные несоответствия, касающиеся комплекса «Мистецький Арсенал» и культурных проектов национального и международного значения. Сколько разговоров о европейской культурной столице, но нужно понимать, что на кулинарный фестиваль гости из Парижа или Токио не поедут. А на первую киевскую биеннале — поедут. Об ARSENALE уже написали сотни публикаций в ведущих изданиях мира: New York Observer, News Week, New York Times, Financial Times, Flash Arte, итальянские, британские, немецкие издания, сайты. Почему? Потому что мы создали культурный прецедент, интересный миру, который способен переформатировать его культурную карту. На два с половиной месяца «Мистецький Арсенал» превратится в музей мирового уровня. Это звездное собрание будет иметь свою миссию: Украина в мире, мир — Украине. Знаете, на изломе веков и эпох, во времена революций всегда появляется что-то новое. Сегодня у Украины есть шанс родить собственный мировой авангард.
Конечно, события с таким размахом и музеи такого масштаба нуждаются в личной опеке со стороны государства. Теперь нас поддерживает Министерство культуры и Киевская администрация. Кстати, главное условие организации биеннале — это минимум 40-процентное государственное финансирование.
— А какими, с вашей точки зрения, будут главные художественные тенденции ближайших лет?
— Сегодня мы живем в сверхподвижном мире. Конъюнктура — политическая, экономическая, технологическая — постоянно меняется. А предсказание в художественной отрасли — вообще неблагодарная вещь. Искусство трудно планировать, рассчитывать. Если анализировать художественную плоскость с точки зрения быстротекущей «моды», то, конечно, можно было бы сказать, что на выставках будут все больше встречаться цифровые изображения, а через год-два традиционная живопись окончательно уступит место инсталляции и новым медиа, возможно, реанимируется портретный и батальный жанры, тема труда, позитивный герой, а на смену фигуративу придет абстракция. Но все это — внешние факторы, которые не затрагивают сущность изменений. А саму сущность мы сможем уловить только... завтра. Но главные тенденции, художественные векторы все же можно попробовать обрисовать. С одной стороны, искусство все больше становится частью философского мировоззрения, а не просто профессиональным ремеслом, а с другой — технологический прогресс дает новые возможности для художественного высказывания. Поиск новых средств изображения будет вестись всегда, но главным фактором в творчестве становится революция мышления.
Единственное, что я могу спрогнозировать окончательно на 2012 год, — это то, что 17 мая в Киеве, в комплексе «Мистецький Арсенал», откроется Первая Киевская международная биеннале современного искусства. В биеннале — вдумайтесь! — примут участие 110 художников из 42(!) стран мира! И все они — звезды международного уровня. Я являюсь комиссаром биеннале и могу вам пообещать — следующий год станет переломным в истории украинского искусства. Проект, куратором которого выступил всемирно известный критик и теоретик искусства, британец Дэвид Эллиотт, будет сенсационным.
Откровенно говоря, сложно даже сказать, что привлечет наибольшее внимание зрителей, что их больше всего поразит в этом проекте. С одной стороны, главная экспозиция будет содержать невероятные произведения известнейших художников ХХ и XXI века, подлинные шедевры мирового искусства, большинство которых никогда ранее не экспонировалась в Украине — в то же время украшала и украшает самые известные музеи и галереи мира. Вообще-то, имена участников — это пока закрытая информация, но могу привести несколько фамилий. На ARSENALE можно будет увидеть произведения корифея видеоарта, уже много лет «музейного» художника Билла Виолы, известного немецкого художника Ансельма Кифера, чьи работы находятся, помимо прочего, в собрании Лувра. У ценителей искусства будет возможность также увидеть произведения знаменитой Луиз Буржуа, чьи скульптуры, живопись и графику называют энциклопедией современного искусства. Представлены будут также выдающиеся русские художники, что также драгоценно — несмотря территориальную близость, украинцы довольно редко видят классику современного российского искусства, которая уже давно заняла достойное место в музеях и энциклопедиях по современному искусству. Главная экспозиция биеннале будет содержать произведения известного российского и американского художника, одного из знаковых фигур московского концептуализма Ильи Кабакова (сейчас он работает в соавторстве с Эмилией Кабаковой) и не менее известной московской арт-группы AES + F.
Вместе с тем, главный проект ARSENALE откроет заинтересованным ценителям новые, неизведанные для нашего зрителя сферы современного искусства. Среди приглашенных художников — художники из Албании, Камбоджи, Казахстана, Монголии и других не очень известных на художественной карте мира страны. Отдельно хочется привлечь внимание к масштабному «десанту» китайских художников, которые несколько последних лет являются самой горячей сенсацией мирового современного искусства.
Отдельный, уникальный проект биеннале — дискуссионная платформа, которая, уверена, станет мощным толчком для развития отечественной гуманитарной мысли. Бесспорно, наблюдать за ее работой большинство посетителей ARSENALE не смогут, но по итогам работы этого элитного дискуссионного клуба, в работе которого примут участие ведущие мировые теоретики искусства, арт-критики и искусствоведы, мы выдадим книгу, которая попадет в книжные магазины ведущих музеев мира и библиотеки культурных институций. Очень важно, чтобы о художественном ренессансе в Украине узнавал мир.
Выпуск газеты №:
№240, (2011)Section
Nota bene