Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что произошло и что нужно сделать

Чтобы это не повторилось, выясняли корреспонденты «Дня»
05 июля, 10:33
3 ИЮЛЯ 2013 ГОДА

«Нас никто сюда не звал. Когда услышали, что случилось, люди сами пришли в центр поселка. Пришли защищать своих детей. От... милиции...». Так говорят женщины, которые уже несколько дней подряд дежурят в палатках в центре Врадиевки. В то же время, пройдясь по улицам этого райцентра, я не почувствовал какой-то воинственный дух, атмосферу разбойничества и революции. Возле обшарпанного отдела милиции катается на велосипедах молодежь, с родителями прогуливаются маленькие дети и другие жители. Врадиевка производит впечатление самого обычного райцентра (население ее — восемь тысяч человек), которых сотни по всей стране: плохенькие дороги, Ленин на центральной площади, серые административные здания, простенькие магазины. Учитывая терпеливость нашего народа, думается: как же нужно было издеваться над людьми, чтобы вызвать такое сопротивление?

Работники СБУ давят людей на дорогах, милиционеры насилуют девушек, стражи порядка прикрывают преступления друг друга, а «мажоров» «отмазывают» влиятельные родственники... Чувство безнаказанности и вседозволенности людей в погонах, и, как следствие, ужасные инциденты при их участии, очень часто становятся первыми новостями украинского информпространства. И после каждой из таких новостей «летят головы» начальников и прокуроров. А затем эти головы тихонько вырастают в таких же райотделах, но других городов, или же в рангах заместителей и помощников. Трагедия во Врадиевке в который раз подтвердила — без радикальных реформ в системе правоохранительных органов такие случаи будут повторяться и в дальнейшем.

Что же касается райцентра в Николаевской области, то местная милиция уже давно зарекомендовала себя не наилучшим образом. Расследования убийств Алины Поркул и Виктории Яковецкой, произошедших в поселке за последние два года, оставили немало «белых пятен» на синих мундирах. «Жаловаться не на кого, людям просто страшно связываться с милицией. Все знают, что правду там не найдешь. Тот кум, тот брат, тот сват... Обворовали ювелирный магазин — глухо, никого не нашли; побили ребят посреди улицы — родителям горе, а виновных нет; убили девушку — расследовали так хорошо, что три человека замордовали до смерти», — в один голос утверждают несколько женщин, которых встречаю возле эпицентра недавних столкновений. И вот случай с изнасилованием и избиением Ирины Крашковой... Такой наглости своей милиции местные жители простить уже не могли.

Один из подозреваемых в изнасиловании, Евгений Дрижак, никогда не отличался доблестными поступками, зато часто вел себя грубо. Не удивительно, что после того, как люди начали требовать от стражей порядка арестовать его, Дрижак и начальник райотдела, которого уже сняли с должности, Виталий Синицкий, пытались запугать некоторых активистов и обещали разобраться с ними после того, как все утихнет. «Я знаю его очень хорошо еще с детства. Был ребенком, как все. А когда начал в милиции работать, очень изменился, стал надменным, пренебрежительно общался с жителями, будто знал, что ему никто ничего не скажет, потому что начальник областной милиции — его отец крестный. Никогда не думала, что из этого парня вырастет такой идиот», — говорит о Дрижаке женщина, попросившая не называть ее имя. Всем трем подозреваемым еще нет 30-ти лет. Местные жители рассказывают, что отец Дрижака лет восемь тому назад был заместителем председателя райгосадминистрации, а теперь и отец, и мать поехали на заработки в Россию, Евгений женат. Двое других подозреваемых — не женаты, о семье таксиста жители ничего особенного сказать не могут, а у Полищука мать-домохозяйка, отец периодически проходить лечение в связи с психическим заболеванием. Относительно Дмитрия Полищука его бывший преподаватель из Херсонского юридического института Сергей Никитенко написал в сети Фейсбук: «Последние дни лента пестрит сообщениями о жутком преступлении во Врадиевке. Не хотел ничего писать, но, узнав о том, что один из подозреваемых мне знаком лично, хочу спросить у фейсбукеров: господа, а что вас удивило? Вы не знали, КТО идет работать в милиции и ЗАЧЕМ? Или для кого-то станет новостью, что Дмитрий Полищук поступил в Херсонский юридический институт, заплатив круглую сумму (я слышал о 10000 долларов)? Так чего мы ждем от такой милиции? И хочу вас предупредить: Полищук, по сравнению с однокурсниками некоторыми, выглядел еще очень и очень... На третьем курсе даже статью в студенческий сборник у меня писал».

Как рассказал «не для диктофона» один из руководителей следственной группы Врадиевской районной прокуратуры, покрывать подозреваемых никто не собирался, однако и внимание, которое уделяют этому делу, может навредить объективному следствию. То есть виновные могут быть наказаны жестче, чем это демонстрирует судебная практика таких преступлений. Мол, это подтверждает и случай с Оксаной Макар. В словах следователя чувствовался какой-то нездоровый цинизм, злоба на окружающих... Но не стыд или хотя бы доля ответственности за своих коллег (конечно, на чисто моральном уровне), которые сейчас находятся в изоляторе. К слову, пристыженным не выглядел никто из стражей порядка, которых я видел в городе. Они передвигались по центральным улицам поселка группами. Да и о какой ответственности можно говорить, когда даже гнев массового протеста не заставил милицию вести себя достойно. Имею в виду инцидент с арестом журналистов канала «1+1», ТВі и издание LB.ua, которые ездили домой к Виталию Синицкому, чтобы получить комментарии бывшего начальника РО УМВД.

— Когда мы постучали в ворота, нам никто не открыл, тогда я решил подойти ближе к дому. У дверей нас встретила жена Синицкого со словами «без комментариев» (научились!). Она продолжила разговаривать с кем-то по телефону и зашла в дом. Тогда вместе с коллегами мы решили спросить у соседей о том, знают ли они, кто живет рядом с ними и что могут сказать об этом человеке. Мы нормально пообщались с молодым мужчиной, ничего особенного он не рассказал. А как только мы вышли на улицу, нас встретил наряд милиции со словами, что им поступил вызов от кого-то из соседей Синицкого о том, что в дом милиционера ворвались незнакомые. Почти три часа мы ожидали в райотделе, пока с нами кто-то пообщается. После того как взяли свидетельства, нас отпустили, — рассказал «Дню» журналист ТВі Владимир Силяков. Теперь известно, что журналистов обвиняют по ст. 182 Уголовного кодекса — нарушение неприкосновенности частной жизни. Фактически, попытка нормально поговорить из Синицким стала поводом для задержания.

Невзирая на то, что рабочий день уже закончился, в своем кабинете еще был Врадиевский поселковый председатель Николай Москаленко. Глава поселка не спешит обвинять своих жителей за разбой в участке, ведь это, по его словам, проявление отчаяния в атмосфере незащищенности. «Непрофессиональные действия отдельных представителей милиции привели к тому, что люди со временем накапливали гнев в сердцах, сдерживали обиды и недовольство. Врадиевка — мирный поселок с трудолюбивым невоинственным народом, громких массовых протестов у нас не было раньше. Однако этот случай стал последней каплей, которая заставила людей восстать. Конечно, досадно, что мы «прославились» таким делом. К тому же снова речь идет о людях, имеющих семейные связи в руководстве. Но, надеюсь, что этот пример натолкнет нас на качественные изменения: как в рядах стражей порядка, так и среди общества, которому нужно научиться грамотно отстаивать свои права в соответствии с законом», — отметил Николай Москаленко.

Вчера, 4 июля во Врадиевке состоялся очередной митинг. Под стенами райотдела милиции собралось несколько сотен протестующих, среди которых были жители Львова, Киева, Николаева и соседних населенных пунктов. С жителями поселка общались народные депутаты от «Удара», «Свободы», а также общественные активисты и журналисты. Выступали и сами врадиевцы. Каждый из выступавших, рассказывал о произволе милиции, который совершался в течение предыдущих лет. Тем временем прокуратура Николаевской области задержала заместителя начальника Врадиевского РО УМВД, которого обвиняют в превышении служебных обязанностей во время расследования дела Ирины Крашковой. По мнению прокурора Николаевской области Николая Курыся, задержанный милиционер, «находясь в дружеских отношениях с подозреваемыми и имея целью укрыть их от ответственности, незаконно требовал от подчиненных скрыть важные факты». Продолжаются следственные действия и относительно других подозреваемых в изнасиловании Ирины Крашковой: работников милиции Дмитрия Полищука и Евгения Дрижака и таксиста Сергея Рябиненко.

В ряде городов Украины граждане проводят акции в поддержку жителей Врадиевки.

Требования — наказание виновных милиционеров, реформа системы МВД, отставка министра Захарченко. Такие акции уже состоялись во Львове и Киеве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать