ДЕСЯТЬ ПРИЧИН ГОРДИТЬСЯ УКРАИНОЙ
Чтобы продемонстрировать возможность другого — полярно противоположного — взгляда на нашу украинскую действительность, ниже приводим наблюдения британца Мартина Нанна, напечатанные в последнем номере 2002 года журнала «The Ukrаinian» (Pickard & Co.Ltd).
Перед тем как вы прочитаете эту статью, протестируйте себя. Возьмите чистый лист бумаги и напишите с одной стороны десять негативных аспектов жизни в Украине, а с другой стороны — десять позитивных. Имею все основания думать, у вас не возникло никаких затруднений с негативами. А что касается позитивов — сомневаюсь, что многие из вас определят их хотя бы больше пяти или шести.
Вы спросите — почему? Справедливо можно обвинить СМИ в идеологической обработке нашего сознания — это именно СМИ приучили нас запоминать только негативы — они почти ничего другого нам не дают. Посмотрите новости CNN или BBC (или, кстати, украинские новости. — К.Г. ), и вы убедитесь — 24 часа в сутки идет поток информации о терроризме, войнах, преступлениях, дефолтах, банкротствах. Кто из нас не отслеживал дело Гонгадзе или этапы «кассетного скандала»? Кто не смаковал скандалы, связанные с ведущими политиками? Действительно ли мы любим негативные новости или только так «воспитаны» средствами массовой информации? Я верю в последнее. Спросите себя, когда вы в последний раз читали действительно позитивную информацию в прессе или смотрели на что-то хорошее по телевидению? Плохие политические новости, стихийные бедствия и другие человеческие неурядицы — это предлог для эффектных острых заголовков, а значит — и для успешной распродажи изданий. Им это выгодно, но что нам делать?
Психологи утверждают, что если невозможно изменить ситуацию, решить ту или другую болезненную проблему, то нужно изменить свое отношение к ней. Поэтому я делаю персональную попытку изменить отношение к нынешней жизни в Украине, ибо уверен, что есть по меньшей мере десять весомых причин гордиться Украиной. Для начала давайте вспомним что-то очевидное, такое, что невозможно опровергнуть. Таков, например, тот факт, что украинские женщины одни из самых красивых и элегантных в мире. А что еще? И что такое позитив? Думаю, что таковыми являются те явления или факторы, которые оказывают позитивное влияние на все население, а не только на какую-то его часть.
Когда я впервые приехал в Украину, средняя ежемесячная зарплата была меньше, чем то, что я мог заработать в Лондоне за час. Что изменилось с тех пор? Частные предприятия установили пристойную оплату за квалифицированный труд, новые отрасли промышленности создали новые потребности; на их основе уже выработались новые стандарты жизни и труда для тех, кто способен и желает двигаться вперед.
Первый позитив, таким образом, заключается в том, что сегодня многие украинцы, в частности, молодые, взяли свою жизнь под собственный контроль. А что может быть лучше этого? И не нужно забывать, в каких условиях работали их родители и деды. Это обстоятельство — большое неравенство заработков младших и старших членов семьи — кое-кто может оценить негативно. Вряд ли, однако, ситуацию, в которой сын зарабатывает вдесятеро больше, чем его отец, кто-то действительно будет считать слишком неприятной — серьезным негативом. Сейчас люди имеют право выбирать себе работу, вообще — жизненную позицию; в результате имеется общее оживление экономики в стране.
Трудно отрицать, что сегодня Украина — в движении. Промышленное производство ежегодно растет довольно существенно. Циники, правда, скажут: если отправной точкой является дно, то чего же еще можно ожидать? Я не согласен, ибо Украина никогда не была на дне. Даже тогда, когда официально экономика находилась в ужасном спаде, многие украинцы делали то, что было необходимо делать. Официально это называлось «теневой экономикой». Но это было только здоровым человеческим инстинктом выживания. Ведь когда у тебя есть голодные рты, которые нужно кормить, то ты делаешь то, что можешь. Таким образом, вторым позитивом я могу назвать то, что, пройдя «школу теневой экономики», многие изучили основы торговли и современного предпринимательства. Теневую экономику можно считать фундаментом нынешнего экономического роста, поразительные показатели которого отнюдь не являются следствием международных инвестиций иностранных предприятий, а только результатом успешной деятельности украинских. Некоторые методы и практика сначала были несколько «сумасшедшими», но нам всем нужно как-то учиться. Интенсивность развития экономики в Украине — одна из высших в Европе. И вот мой третий позитив: украинская промышленность доказала, что может быть успешной, несмотря на все бюрократические препятствия.
Следует всегда помнить, что Украина не может в одно прекрасное утро очнуться другой, чем была до того. Думаю, что корень успеха лежит в сочетании 1) возможностей, 2) необходимости и 3) способности эту необходимость реализовать. Возможности появились благодаря распаду Союза, необходимость — вследствие потребности выжить, но способность к реализации имелась в наличии всегда. Просто раньше она использовалась в другом направлении.
Я работал в разных частях света, но за всю свою жизнь не встречал таких высокообразованных людей, как в Украине. Впервые я приехал в Киев в 1992 году, чтобы основать программу общественного образования. В нашем штате было 80 человек, из них 22 — доктора наук; в частности, у адвоката было две докторских степени, хотя ей было только 32 года! В Украине академическое образование — не исключение, как на Западе, это, скорее, способ жизни. Одна молодая госпожа, которая в 18 лет пришла в нашу компанию секретарем, знала три языка, а сегодня, спустя шесть лет, она стала менеджером по маркетингу одного из крупных международных инвесторов. Она достигла этого настойчивым трудом, способностями и целенаправленностью. Поэтому четвертым позитивом я считаю то, что немало украинцев сумели использовать свои академические знания в предпринимательской деятельности.
Большую часть того, что я знаю из русского и украинского языка, я изучил, наслаждаясь продолжительными беседами с ГАИ на дорогах. Ее работники, очевидно, считают, что желтые номера на автомобиле — это лицензия на печатание денег. Таким образом, мой пятый позитив — отмена практики взимания штрафов непосредственно на дорогах. Отличная работа, ребята, — вождение машины опять стало приятным!
Позитив номер шесть адресован матери-природе и украинскому селу. Здесь я вынужден сделать небольшое отступление. Английская система пищевого снабжения основана на том, что для удовлетворения существующего спроса ввозятся продукты со всего мира. В любой день года вы можете купить клубнику, малину, персики, ананасы и тому подобное. Но большинство из них практически безвкусны. До моего приезда в Украину я почти забыл, какой вкус у свежей клубники. Мне нравится сезонность выращиваемых на огороде овощей и фруктов. И пусть они продаются недостаточно отсортированными, вымытыми и упакованными в пластик, если их вкус полностью органический! А цены! Они во много крат ниже, чем в Лондоне. Нет, Украина все-таки рай для тех, кто ценит хорошую еду!
Седьмой позитив — заслуга украинских пивоваров. Моя семья держала английский паб, где продавалось настоящее английское пиво, и мы часто выигрывали награды за лучшее пиво в регионе. Это было настоящее пиво в деревянных бочках. Вы можете представить себе мой ужас, когда я впервые попробовал русское пиво в гостинице «Интурист» в Москве в 1986 году. Оно было гадкое, старое, испорченное и напоминало уксус. И прошло пять лет, прежде чем я опять осмелился попробовать украинское пиво. Сегодня я только его и пью — я спокойно могу пойти в бар и насладиться кружкой.
Для определения следующего позитива нужно вернуться к серьезным вещам. Если посмотреть на новейшую историю постсоветских стран, картина окажется невеселой. Общественные беспорядки на Кавказе, полномасштабная война в Чечне, на улицах Москвы танки стреляют по зданию парламента, диктатура в Беларуси, религиозные конфликты в среднеазиатских странах. Через этот период Украина прошла относительно мирно. Как-то я спросил тогдашнего вице-премьер-министра, ожидал ли он беспорядки в Донбассе после протестов шахтеров. В его ответе содержался глубинный взгляд на психологию украинцев. Он сказал, что украинцы давно поняли, что встревать в раздоры — это напрасная трата времени и что в период обострения противоречий лучше идти домой и варить борщ. Это значительно полезнее, чем подогревать страсти.
За время моего пребывания в статусе гостя в Украине я пришел к пониманию того, что уроки прошлого здесь оставили страшные рубцы. Но они многому научили людей. За 28 лет (с 1917-го по 1945 й) погибли22 миллиона украинцев, что оставляет позади масштаб Холокоста. Но где понимание со стороны мирового сообщества? Если бы Украина получала помощь, сравнимую с той, которую получает Израиль, то жизнь на этой земле была бы совсем другой. Поэтому восьмой позитив — люди этой страны. Они преодолели самые тяжелые из когда-либо хоженых путей и научились жить с бедой. Украина пережила страшные времена, но сегодня это одно из самых стабильных государств бывшего Союза, за что, бесспорно, нужно благодарить ее народ.
Возможно, за то, что я скажу сейчас, меня депортируют, но я считаю: одним из важнейших достижений нескольких последних лет является то, что к власти приходят, в конечном счете, профессиональные политики. Когда-то я слышал, как украинское правительство высмеивали за то, что его проекты всегда превышают возможности. По-видимому, раньше это было справедливое обвинение, поскольку политиков, реально способных что-то сделать и в то же время социально ориентированных, было очень мало. Этот вакуум дал ход политике денег, когда несколько богачей купили власть, а потом использовали свое богатство, чтобы крепко держать ее в своих руках. К сожалению, такая ситуация, в определенной мере, сохраняется и сейчас. Это серьезное основание для обвинения Украины в том, что ее демократия не совсем «полноценная». Сегодня, однако, набирают силу политики, готовые использовать свой опыт на благо нации. Поэтому девятый позитив — это надежда, что украинский электорат изберет того, кто стремится к благосостоянию народа, а не собственного кармана.
Десятый позитив — сам Киев, самое лучшее место для жизни на территории СНГ. Киевляне, вы даже не осознаете, какие вы счастливые! Хотя бы такой небольшой пример — в Лондоне средняя скорость передвижения по городу на автомобиле составляет 6 км/час, тогда как в Киеве десять машин в одном ряду уже считается проблемой!
Поэтому я изложил десять весомых оснований для оптимизма, хотя с легкостью назвал бы и двадцать. Да, я оптимист, я верю в Украину, и больше всего я верю в способность этого прекрасного народа преодолеть трудности сегодняшнего дня, воспользоваться новыми реальными возможностями достичь процветания. Это в его силах. Все зависит от того, как воспринимать трудности. С Новым Годом вас всех!
Выпуск газеты №:
№1, (2002)Section
Nota bene