Дети начинают спрашивать...
«Список Анны». Обсуждение «Дня»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040423/473-4-1_0.jpg)
Реакция на «Список Анны» даже превзошла наши ожидания. (Чтобы сообщить об этом Анне Вакуленко, мы отправили ей телеграмму, которую в лишенной современных средств массовой коммуникации Михайловке получили аж через сутки!..) В ответах на вопросы девочки — как записанных нашими журналистами, так и поступивших в редакцию по электронной и обычной почте, — проявилась целая гамма самых искренних чувств: от наивных детских воспоминаний до глубоко философских размышлений. Впрочем, об уровне дискуссии — судить читателям.
Кстати, вчера мы узнали, что «Список Анны» не оставил равнодушными и местные власти: в Михайловку приезжали представители районной и областной госадминистраций и просили, в частности, показать им непаханые поля... В связи с этим выражаем надежду на то, что и местные чиновники, и односельчане с пониманием отнесутся к установлению контактов между «Днем» и семьей Вакуленко, и будут адекватно на это реагировать. Отмечаем, что этот разговор отнюдь не закончен, поскольку в редакцию продолжают поступать письма от желающих принять участие в нашем обсуждении.
Остается добавить, что журналисты «Дня» собираются в командировку. Мы хотим своими глазами увидеть, как живут наши читатели из села Михайловка.
«МЫ ПОСТРОИМ УКРАИНУ, ИЗ КОТОРОЙ НЕ ЗАХОЧЕТСЯ УЕЗЖАТЬ»
Олег БЕСПАЛОВ, народный депутат Украины:
«Уважаемая Аня! Мне было одновременно интересно и горько читать твое письмо. Интересно потому, что я сам отец и мне очень приятно читать острые и точные вопросы умного, развитого, неравнодушного ребенка. Отрадно видеть, что ты не замыкаешься только на школьной программе, хочешь знать больше, лучше, шагать в ногу с нашим веком. Почему горько? Вольно или невольно на примере села, в котором живешь, ты показала практически все проблемы нашей Родины.
Обидно ли мне? Очень. Можно ли что-то сделать? Думаю, да. В стране не только происходят положительные изменения на макроэкономическом уровне, но и растет реальная зарплата, значит — жизнь людей станет лучше. Увы, жизнь невозможно изменить одним взмахом волшебной палочки. Так получилось, что и я, и твои родители, и миллионы других людей жили в Советском Союзе, где зачастую царили уравниловка и очковтирательство. В 1991 году Украина обрела независимость, но не сумела сразу стать богаче. Ты росла вместе с нашей страной, еще очень молодой, но уже борющейся за свое место под политическим солнцем. Наверное, ты помнишь, как тяжело было делать первые шаги, как часто приходилось начинать сначала, как трудно было там, где трудностей, на первый взгляд, просто не было. Поэтому нам нужно еще многое сделать, изменить, возможно, переломить — для того, чтобы и ты, и мои дети, и миллионы других детей не чувствовали себя обделенными, а росли и достигали успехов. Я верю, что это произойдет, что ты сможешь пробиться в нашей непростой жизни, добиться успеха и исполнить свои заветные мечты.
Я об одном только хотел просить тебя. Не мечтай о том, чтобы уехать из Украины. Родину не выбирают — поверь, это не пустые слова. Я хочу верить, что ты сможешь написать в газету «День» письмо уже через год или два, чтобы рассказать ее читателям о том, как жизнь вокруг тебя меняется к лучшему. Главное — твои родители могут гордиться тем, что вырастили такую неравнодушную и пытливую дочку, девочку, способную задавать вопросы взрослым дядям и требовать ответов на них. Знаешь, это здорово, что есть такие дети, как ты, не дающие в хорошем смысле покоя нам, взрослым».
Станислав НИКОЛАЕНКО, народный депутат Украины, председатель парламентского комитета по вопросам науки и образования:
О списывании в школах:
— Тот, кто в детстве списывает, кто в детстве живет за счет чужого труда, горько пожалеет в будущем. Человек, не приученный к труду, а умственный труд — это один из наиболее тяжелых видов деятельности, может оказаться абсолютно не адаптированным к будущему. Ведь дальше жизнь более легкой не будет: исчерпываются природные ресурсы, иссякает здоровье людей, существует множество негативных экологических факторов. Поэтому нашим детям умственно придется очень много работать. А если они уже сегодня списывают, то это беда. В связи с этим мне хочется обратиться ко всем педагогам. Неужели они не могут различить, списывает ребенок, или он сам решил ту или иную задачу?
Об отсутствии внеклассных кружков и секций:
— Я на днях выступал на совещании по вопросам инновационного развития, где присутствовали Президент и глава правительства. И я привел такой пример: мы говорим об инновационном развитии, то есть развитии, основанном на новых знаниях. Но какие могут быть новые знания, какая наука и какое образование, когда государство, которое должно заботиться об этих сферах, выделяет на образование вместо 10% ВВП только немногим больше 4%? А то, что называется сумма в 5,5% от ВВП, то это за счет того, что туда включена плата родителей за обучение, то есть так называемое платное обучение. А это не бюджетное финансирование. Поэтому и кружки не финансируются — не до них. У нас олигархи сегодня отложили $30 млрд. за рубежом. Если бы эти деньги были в бюджете, этих проблем не было бы.
О приезде в школу народного депутата:
— Я за 2 года своего депутатства провел 237 встреч, в частности, посетил около 100 школ. Когда сейчас я как народный депутат приезжаю в школы, никто не делает ничего дополнительного по поводу моего визита. Я вижу жизнь такой, какой она есть. И когда у меня есть возможность помочь учебному заведению, я помогаю. Я считаю, что то, о чем пишет эта девочка, — это какая-то «отрыжка рабства», которую из себя нужно выдавливать.
О дискотеках:
— Мой брат работает директором сельской школы. На Пасху я был в этом селе. Собрал председателя сельского совета, директора школы, активистов и спросил: «Вам не стыдно, что сейчас в селе одни только кафе работают?» По моему мнению, это делается потому, что, во-первых, у детей, у людей в селе нет чувства перспективы, а во-вторых, все уже давно опустили руки. Власть работает сама на себя.
О русскоязычии депутатов и СМИ:
— Просто эти депутаты не считают себя гражданами Украины. А во-вторых, они очень и очень ленивы. Они, наверное, так же задания в школе делали, как и дети из первого вопроса. Если человек за 13 лет не выучил украинский язык, то он (я перефразирую одного французского просветителя) — или захватчик, или гость, или не в своем уме.
О книжечке на родном языке за 18 гривен:
— Потому, что президент и правительство ввели налог на добавленную стоимость на книги и учебники, а на предложение народного депутата Николаенко, которое было проголосовано в законопроекте 4001, президент наложил вето. Сегодня книжный бизнес — это большие деньги. И на нем наживаются, как наживаются на лекарствах, на спирте, на табаке, на хлебе.
Олег ЗАРУБИНСКИЙ, народный депутат Украины:
О списывании домашних заданий:
— Результаты долго искать не нужно — посмотрим на людей, которые на властном Олимпе. Поднимем их аттестаты средней школы, дипломы институтов. Часто это просто «двоечники». И в этом проблема нашего общества, которую мы унаследовали еще с советских времен — «двоечники» заправляют всеми остальными. Человек, у которого не было жажды знаний в период с 7 до 17 лет, который после учебы оставляет себе только «корочку» от диплома, а вкладыш с оценками торжественно сжигает — чтобы никто не увидел, как он учился, всегда будет «двоечником» и по жизни. В лучшем случае он станет бизнесменом, — у нас очень много бывших «пэтэушников» ими становятся, и я могу объяснить, почему. Украинский бизнес — в большинстве случаев бизнес «беспредельный». А что, разве отличники привыкли к тому, что проблемы можно решать не только локтями, но и кастетами?.. Хотелось бы, чтобы наше общество стало таким, в котором именно те люди, которые добросовестно учатся, потом поднимались и в карьере.
О кружках и секциях:
— То, что они не работают — явление позорное. Школа должна формировать всесторонне развитого человека. Нельзя на уроке одновременно и учить, и воспитывать. Кружки и секции как раз и дают возможность воспитывать личность. А чем человек воспитаннее, тем он законопослушнее, гуманнее.
О поездках на олимпиады на папиной машине:
— Жизнь такова, что сначала нужно чего-то достичь, показать, что ты можешь, а потом уж общество должно поддерживать самых лучших, самых одаренных, самых талантливых. Значит, скажите спасибо папе, что он не водку дома пьет, а заботится о вашем будущем.
О депутатах, к приезду которых в школу дети готовятся две недели:
— К сожалению, мы живем в постсоветской стране. В советские времена было нормой, когда к дням рождения наших «великих рулевых» сдавались разные промышленные объекты, в том числе и атомные электростанции. Результаты тех «трудовых подвигов» известны.
О компьютерах, которых боятся взрослые:
— К сожалению, часть нашей интеллигенции доказывает, что ручкой писать легче. Но ведь дайте, господа, хоть детям мир увидеть! Компьютер сегодня не роскошь, а путь к элементарным, необходимым ежедневно знаниям.
О сигаретах и алкогольных напитках около школы:
— Это — элементарное нарушение действующего законодательства. Родители учеников должны поднять этот вопрос.
О дискотеке без трезвых:
— К сожалению, большая часть нашей молодежи не знает, как самовыразиться, неспособна привлечь к себе внимание противоположного пола чем-то конструктивным — знаниями или спортивными достижениями. Алкоголь — компенсация бездарности.
О телевидении для детей:
— Я удивлен, что до сих пор в такой большой стране, как Украина, нет учебного канала. Вот пусть бы бизнесмены—бывшие «двоечники» искупали свои грехи за нерадивость в школьные годы, организовав такой канал.
О народных депутатах Украины, которые не знают украинский язык:
— Очевидно, эти господа либо лентяи, либо просто не уважают украинский язык. Значит, их избирателям следовало бы подумать, кого они выбирают. Возможно, кому-то из моих коллег было бы лучше отправиться в народные депутаты в Госдуму РФ, сменив гражданство.
О книжечке о животных на родном языке, которая стоит 18 грн:
— Безусловно, нужно поддерживать свое книгоиздание, особенно — на украинском языке. Это нормальная практика для Франции, например, других европейских стран — заботиться о языке своего народа.
О детских мечтах о выезде за границу:
— Нужно ориентироваться на политиков новой генерации. Я думаю, что вместе с этой девочкой мы построим такую Украину, из которой уезжать не захочется.
ДЕТИ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ВЗРОСЛЫМ СЧЕТ
Ирина КАРССКАЯ, главный бухгалтер частной фирмы (г. Луганск):
«Уважаемая Аня! Твое письмо, твои вопросы показывают, что ты — девочка думающая и неравнодушная. Честно тебе признаюсь: я, взрослый человек, аналогичные вопросы задаю себе каждый день и, увы, не знаю на них точного ответа. Твои вопросы, строго говоря, и не вопросы вовсе. Ты просто перечисляешь все то, что тебе в нашей жизни не нравится. Возможно, ты уже знаешь, что существуют так называемые риторические вопросы. Их человек ставит не для того, чтобы получить ответ, которого часто просто нет, а для того, чтобы обозначить проблему и свое отношение к ней. «Почему на дискотеке все пьяные?», «Почему люди стараются украсть даже то, что можно получить честно и бесплатно?», «Почему в селе не выписывают серьезные газеты и мало читают?», «Почему школьники не учат уроки, а стараются списать?» Все эти явления имеют одну причину, и она, увы, в низком моральном уровне нашего народа, в утраченной силе духа, чувстве собственного достоинства. Хотя, если смотреть шире, во все времена были люди, которые мучались из-за несовершенства жизни в своих странах, бичевали пороки своих сограждан, обличали низкие нравы и своеволие власти. Они мечтали о лучшем будущем и даже предлагали рецепты его достижения.
Многие годы мы жили при власти, которая все решала за нас, от первого до последнего дня нашей жизни. Правда, она гарантировала нам и определенный уровень жизни, бесплатное образование и здравоохранение, но не требовала от нас серьезной собственной инициативы, умения жить самостоятельно и отвечать за себя. Многих людей это устраивало, и они тоскуют по тем временам. У многих была вера в светлое будущее, в доброе человеческое начало. Я бы не стала, как другие, перечеркивать все то хорошее и светлое, что было в то время. Но и не забывала бы о плохом.
Сегодня все переменилось, люди могут и должны каждый день решать серьезные проблемы выбора — как жить, как зарабатывать, как воспитывать детей, какие прививать им моральные ценности? Для многих такой выбор оказывается непосильной задачей, ведь плыть по течению легче.
Меня тоже многое раздражает, оскорбляет и приводит в недоумение. Я не понимаю, как люди, носящие крест на груди и соблюдающие, хотя бы внешне, православные праздники и традиции, могут осквернить могилу, разбить памятник, украсть металлическую ограду. Или обрезать провода и оставить целый населенный пункт без света. Я не понимаю, почему столько злобы вокруг. Почему ценность образования становится все ниже, в то время как во всем цивилизованном мире — как раз наоборот. Почему так распространилось взяточничество, и тот, кто вчера осуждал чиновника за взятки, сегодня, став чиновником, берет подношения с еще большим удовольствием. Почему студенты не стараются учиться, а готовы платить преподавателям за «липовые» оценки. Но, успокоившись, говорю себе: ведь не все таковы. Много людей честных и неравнодушных, которые хотят изменить нашу жизнь. Вот ты, например, хочешь. Иначе ты ведь не задавала бы себе и взрослым эти горькие вопросы.
Наша страна пережила несколько очень болезненных социальных переломов, катастроф. Во время гражданской войны, потом Великой Отечественной, в годы репрессий погибли десятки миллионов людей, и часто это были лучшие люди — самые смелые, самые независимые, самые думающие. А поощрялись люди неблагородные, готовые к предательству, склонные ко всевозможной показухе, заискиванию перед начальниками. Это ведь не могло не сказаться на генофонде нации, на ее чувстве собственного достоинства, традициях, образе мыслей. Сколько поколений понадобится, чтобы залечить эти раны, нанесенные войнами, репрессиями, тоталитарным правлением?
Наша власть, увы, мало заботится о нас. Стремясь в высшие органы власти, люди часто говорят о благородных мотивах, но, попав туда, начинают беспокоиться только о своем благе. Но ведь эту власть выбираем мы сами. Может быть, ваше поколение сможет лучше справляться с этой задачей?
Я думаю, и родители твои тоже отличаются от тех, о ком ты задаешь вопросы. Вот воспитали же они тебя — мыслящую, гордую девочку. Уверена, что таких, как ты, в нашей стране тоже много. Просто иногда их трудно разглядеть за толпами пьяниц, наркоманов, просто неумных и ленивых людей.
Мечтать ли тебе уехать из страны? Не знаю. Я тоже часто задумываюсь об этом. Ничего плохого в том, чтобы увидеть мир, поучиться, поработать за рубежом, нет. Но многим ли мы там нужны? Может, лучше пытаться обустраивать свою Родину, которая дана нам по факту рождения как мать? Есть такое выражение, его обычно говорят друг другу любящие люди: «Я люблю тебя даже тогда, когда мне не нравится твое поведение». Наверно, так можно сказать и о своей Родине. Если ты не принимаешь положение вещей, которое сложилось сегодня, то, я думаю, нужно каждый день пытаться изменить его. И начать с себя. Когда-то я видела американский фильм «Три добрых дела». Его герой, мальчик 8—9 лет, начал менять жизнь с того, что пытался делать добрые дела для других. А взамен благодарности просил : «Сделай и ты три добрых дела, и это будет лучшей благодарностью» Так, по цепочке, и будет распространяться добро. Возможно, такой подход покажется наивным, но, согласись, никакое другое решение, кроме каждодневной работы над собой, невозможно. Не революции и перевороты приведут людей к счастью, а спокойные и последовательные попытки менять жизнь к лучшему.
У меня есть любимая книга — «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Ее смысл в том, чтобы не довольствоваться малым, стремиться в небо и быть терпимым к недостаткам и несовершенствам других людей. Людей любить вообще трудно, особенно конкретных, тех, кто рядом с тобой.
Отвечая на твои «детские» вопросы, я пытаюсь ответить и себе на свои, взрослые. Хотя иногда отчаяние от человеческой глупости, жадности, завистливости перехлестывает все разумные мысли. Но вера в победу добра, разума, лучшего в человеке все равно со мной и помогает жить».
Ирина ПРЕДБОРСКАЯ, доктор философских наук, профессор Хмельницкого гуманитарно- педагогического института:
«Именно дети могут с присущей им непосредственностью решиться спросить о том, о чем большинство взрослых думают ежедневно, но, скованные различными условностями, молчат. Воистину: «устами младенца глаголит истина».
Конечно, я не могу дать ответ на каждый вопрос в отдельности. И не потому, что не хватает знаний, информации, газет. Дело в том, что вопросы достаточно типичные, и, как пишет Анна, «таких вопросов можно задать множество». Вместо нее я продолжу этот список. Например, почему некоторые студенты, в частности те, кто платит за обучение, вместо того чтобы учиться, списывают рефераты и курсовые из Интернета? Почему некоторые соискатели научных степеней вместо того чтобы разрабатывать научные проблемы, списывают диссертации или покупают их? Если сравнить эти вопросы с поднятыми Анной (первые в списке), то можно увидеть, что причина здесь одна — глубинный кризис системы образования. Последний является следствием более общего кризиса в обществе — культуры поведения, культуры потребления, экологической и политической культуры, культуры речи, культуры мышления, культуры управления и т. п. Это — один подход (назовем его культурологическим) к поиску ответа.
Второй (институциональный) — рассмотрение социальных институтов. Таких, как политика, воспитание, семья, культура, образование, экономика, анализ процессов, которые в них происходят. Главным действующим лицом в обоих подходах выступает каждый отдельный человек. Поэтому все наши поиски будут сводиться к выяснению взаимодействия человека и общества.
После провозглашения независимости в нашем социуме увлеклись «перестройкой государственности». Государство — чрезвычайно агрессивная и экспансионистская среда. Сколько нужно государственности? Кстати, весь процесс развития цивилизации направлен на «укрощение» государственности, установление контроля над ней. В демократическом обществе активность личности должна расти, а активность государства — уменьшаться. Наш земляк, выдающийся мыслитель ХХ в. Н. Бердяев, в свое время дал интересную характеристику России, которая стала жертвой своих огромных размеров, «инстинкта государственного могущества» (Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990). Все усилия были направлены на упрочение могущества государства, личность же была подавлена этими ее огромными размерами. Подобная «перестройка» осуществлялась и в советские времена. Фактически государство заменило собой общество, став единым инициатором деятельности и контролером всех важных сфер жизни. Кажется невозможным построить богатую страну за счет обнищания народа. Но на самом деле было совсем иначе — «стройки столетия», «великие цели» и другие лозунги известны советским людям. Могущество государства возрастало, а население пребывало в ожидании «светлого будущего». «Величие социалистической идеи» — другая разновидность жертвы.
Наша государственность не является исключением и работает в основном на себя. В центре сосредоточились значительные распределительские и контролирующие функции: супервласть — возможность плодить бюрократию. Для сохранения своей власти над личностью государство также прибегает к распространению привлекательных идей. В частности, ведутся разговоры о гуманизации образования, а на самом деле растет количество детей, не посещающих школу. Фактически идет наступление на личность. Школьница упоминает о встрече депутата, из-за которой отменили уроки. Это же типичный пример сервилизма (пресмыкательства)!..
Поднятые девочкой проблемы даже могут служить иллюстрацией безразличия государства к проблемам конкретной личности, процессов ее «отделения» от государства.
Переходный период, который переживает наша страна, обостряет противостояние человека и государства, натурализует отношения между людьми. Деятельность человека направляется на решение исключительно проблем своего выживания. Следствием упомянутой ситуации является формирование адаптивной поведенческой реакции, которая в отечественной науке получила название «идентификация с ситуацией». Такая жизненная позиция характеризуется сговорчиво- компромиссным стилем поведения.
Поэтому на первый план выходят сегодня проблемы «перестройки личности», формирования активного гражданина Украины, способного: воспринять ценности демократического общества, стать хозяином своей страны, смело ставить вопросы и требовать ответов на них. Этот процесс прежде всего предусматривает преодоление стереотипа тоталитарной сознательности, являющегося существенным тормозом на этом пути. Стереотипы, как известно, мы выносим из детства, в значительной степени — из школы. Поэтому проблемы образования я как преподаватель считаю целесообразным рассмотреть отдельно. Тем более, что осуществляется его реформирование и ставится целью покорение мирового образовательного пространства.
В заключение хочу отметить, что положение аморфности, нестабильности (на будничном языке — когда кто-то живет за счет другого, безразличен к своей судьбе и судьбе страны) не может быть продолжительным. В Украине не все так плохо, Анна. Вы же мечтаете о прекрасных учебных заведениях, которые есть у нас! Кстати, я недавно получила информацию, которая будет интересна вам по двум причинам. Во-первых, она характеризует ваше любимое учебное заведение — Киево-Могилянскую академию. Во-вторых, иллюстрирует позитивные процессы в образовании. Речь идет о приглашении на работу ученых, владеющих украинским и английским языками, имеющих научные труды и опыт презентаций, а также способных преподавать предложенные предметы. Есть спрос на ум в нашей страны. Так что не теряйте веры и учитесь!
P.S. Школьница, которая живет в селе, но знает об отсутствии украиноязычного сектора в Интернете, обязательно станет студенткой Киево-Могилянской академии».
Сергей КУСТОВ, народный артист Украины, актер Первого украинского театра для детей и юношества, Львов:
«Недавно нашему контролеру, Василию Гласу, исполнилось 93 года. Так что наш Первый украинский театр для детей и юношества помоложе его будет: осенью исполнится 85. Семилетний Василько мог быть среди первых зрителей нашего театра и увидеть спектакль по пьесе Владимира Гжицкого «За звездами». Гуцульские дети ищут в нем свою звезду счастья и, конечно, находят ее, как и должно быть в детских спектаклях, где добро всегда побеждает зло и птица счастья садится на плечи благородных героев.
Я как-то спросил Василия Михайловича — не скучно ли ему всю жизнь разрывать билетики? На что он мне ответил: «Я пропускаю детей в сказку — самая лучшая на свете работа». А ведь и правда, — он видит каждый день счастливые глаза, может быть, эта положительная энергетика и даровала немолодому Гласу долгую, активную жизнь. Хотя шумливые ребятишки сегодняшних дней, практически лишенные всяческих комплексов, доставляют обслуживающему персоналу театра немало хлопот. Многие взрослые на это даже нарекают — «дети нынче не те». Конечно, не те. Они намного образованнее и умнее нашего поколения. Они растут вместе с телевизором и Интернетом, и мир перед ними открытее и доступнее, чем был когда-то для нас. Ведь мы росли в замкнутом пространстве, где взрослые все время дергали своих чад за рукав, останавливали и поучали. Сегодня дети сами судят взрослых без боязни, и ох сколько предъявят еще нам счетов! Время ведь настало лицемерное, и девочка Аня, написавшая в газету «День», очень точно это подметила. Наверное, самый большой счет будет именно из-за лжи. Лжет практически все общество — от депутатов, бьющих себя в грудь и перескакивающих из фракции в фракцию за, если верить слухам, 150 тысяч долларов (хотя точнее будет написать — сребренников), до нищих, трясущих перед лицами прохожих липовыми справками и направлениями на операции. В «Наталке-Полтавке» Возный, которого я играю, говорит: «Сейчас все врут, и, как ни крути, как ни верти, получается круговая порука. Если бы Ангел с неба с огненной розгой спустился на землю и закричал: «Лжецы и обманщики, падайте на землю!» — то все бы попадали...». Хотя мне кажется, что дети бы устояли. И поэтому можно сказать, что несколько серьезных завоеваний в нашей действительности все-таки есть, и одно из них очень важное: девочка Аня может открыто написать все, что ее тревожит. Вопрос в другом — возымеет ли это какой-нибудь результат или станет, что вероятнее, напрасным сотрясением воздуха?! Я даже, грешным делом, подумал: а вот пусть бы только дети голосовали на предстоящих выборах. Послушали бы всех кандидатов в президенты и совершенно точно определили, кто врет поболе других, и, может, сделали бы более точный выбор.
Мне приятно и удивительно, что ныне перед нашими театральными кассами стоят очереди. Люди звонят и спрашивают, какой будет нынче спектакль, интересуются, какая и когда предстоит премьера. А по воскресным дням с детьми приходит очень много взрослых. И я сделал для себя вывод — родители спасают в детских театрах души своих детей. А заодно врачуют и себя. Перед телевизором ведь души не отвести. Там лишь научат, как бить, находить наемных убийц и, возможно, убивать самому. А мы дарим надежду, представляем чистоту и благородство. И пускай тысячу раз говорят о бьющей в глаза наивности — эта наивность сродни живительному глотку.
Я не политик, я не знаю, что немедленно и решительно предпринять. Я лишь, как и мои собратья по искусству, каждый день выхожу на сцену. Вот уже тридцать шестой театральный сезон. Выхожу из ужасающей нищеты кулис, прохожу быстрее мимо вонючих туалетов, сто лет не знавших ремонта, отвожу глаза от обвалившегося фасада, чтобы скорее-скорее пройти в сказку. Мы, актеры, преодолеваем множество преград и, конечно, по большому счету, все это сродни духовному подвигу. Поэтому я хочу запечатлеть, пускай не навсегда, ибо ничего вечного нет, своих друзей в книге, которую назвал «Скомороший звездопад». Я вспоминаю наши капустники, наши шутки и наши беды — потери близких. Рассказываю, о чем мы спорили и о чем мечтали. Я даже без утайки говорю, как дед-морозил у «крутых». Ведь ни для кого не секрет, что богатые люди приглашают нас на свои праздники тамадами. И трудно отказаться, ибо это порой единственная возможность купить к старым подтяжкам штаны…
А девочку Аню, несомненно умную и честную, мне хотелось бы предостеречь, ибо почувствовал я в ее письме некоторое высокомерие. Она предъявляет претензии взрослым — очень правильно, но делает это тоном, в котором слышится: вы обязаны предоставить нам счастливую жизнь. А хочется, чтобы в ее голосе слышалась еще и боль, и готовность, повзрослев, менять жизнь к лучшему. И еще — пусть она ценит, что у нее есть папа, готовый отстаивать ее будущее. И именно поддержка близких дает ей право мечтать о поступлении в Киево-Могилянскую либо Острожскую академию. А сколько детей не знают, на кого надеяться! И думают не об академии, а о том, что сегодня Бог пошлет на ужин, и удастся ли найти теплый ночлег? На перекрестке у театра немало бегает таких гаврошей. Некоторых иногда я провожу в театр. Жаль, что ничего большего для них не могу сделать…
Помочь молодому поколению «освободить в себе человека», как писал Экзюпери, и призван театр. Юная поросль — наше будущее, и хочется верить, что оно будет лучшим». «ЩЕ НЕ ВМЕРЛА УКРАЇНА!»
Владимир ПАНЧЕНКО, народный депутат Украины 1990—1994 гг., вице- президент Национального университета «Киево- Могилянская академия»:
«Вопросы Анны Вакуленко, моей юной землячки из Кировоградщины, — это, я бы сказал, ее «домашнее задание» не только политикам, но и всем нам. Может показаться, что почти половина из них — сугубо локальные, касающиеся конкретной Михайловки и конкретной Александровки. Однако в том-то и дело, что из таких Михайловок и Александровок складывается сегодняшняя Украина. Аня многое заметила в нашей жизни. Собственно, она спрашивает нас о причинах экономического и морального опустошения Украины. Она понимает, что реальность не такова, как ей каждый день торжественно сообщают послушные СМИ: невспаханные степи, пустые фермы, односельчане в валенках с глубокими калошами посреди Европы, обрусение Украины, невысокие интеллектуальные и культурные запросы сельского люда, пьянство, ложь сильных мира сего, донкихотство родителей, которые ценой колоссальных усилий и социального унижения хотят дать своим детям образование и вывести их в люди, — это то, из чего рождается боль, а не гордость.
Мне кажется, я знаю ответ на нелегкие вопросы Ани Вакуленко. В физике есть такое понятие: критическая масса. В обществе также должна быть своя критическая масса людей, которые ставили бы перед собой и перед другими вопросы, подобные тем, над которыми размышляет Аня. Когда ее нет, тогда начинается деградация общества. Тогда власть становится предельно циничной (потому что мы ей это позволяем!), тогда мужчины спиваются, а миллионы женщин едут на заработки за границу, чтобы прокормить детей и тех же мужчин; тогда молодые интеллектуалы начинают мечтать об эмиграции...
Все это можно как-то объяснить, оглядываясь на нашу историю ХХ века, когда войны и репрессии уничтожили такое количество украинцев, что не могло не сказаться на генофонде нации. Однако жизнь продолжается, и посыпать голову пеплом не стоит. Каждый человек что-то может изменить вокруг себя. Если в это не верить, все теряет смысл. Поэтому, хотя вопросы Ани и горькие, все же ее письмо рождает надежду.
Я понимаю, что таким, как Аня, нелегко. Но у нее есть опора — родители, которых она любит и которые, очевидно, знают, ради кого и чего живут. Я только пожелал бы Ане не разочаровываться, верить в себя и идти к поставленным целям. И еще — искать единомышленников среди ровесников, наращивая ту критическую массу, о которой я говорил выше. «Бродильная среда», из которой в Украине возникла бы новая — ответственная — элита, крайне необходима. Ведь нынешний украинский истеблишмент до статуса национальной элиты по-настоящему еще не дорос. Не потому ли, что общество к нему не очень требовательно?»
Антон ТУРЧАК, Харьков:
«Уважаемые господа журналисты!
В вашей газете опубликовано письмо не по летам развитой школьницы Анны Вакуленко с вопросами к «дядям, занимающим руководящие должности». Хотя я не являюсь таким «дядей», попытаюсь дать ответ на некоторые из них. Для удобства объединим ряд вопросов в один.
Итак, на вопрос о причинах духовной деградации нашего общества в современный период можно дать такой ответ: «Потому, что в 90-х годах был запущен процесс изоляции большинства наших граждан от источников художественной культуры». Этот процесс продолжается и в настоящее время. Например, источником воспитания является кино. Когда-то у нас существовало множество кинолюбителей, к которым принадлежал и я. По нескольку раз мы пересматривали любимые фильмы, обсуждали их. Существовали многочисленные общества кинолюбителей, клубы. Сейчас же кинолюбителей нет, потому что любить нечего. Художественные кинофильмы были вытеснены зарубежными блокбастерами, в которых главное — это насилие и спецэффекты. Если вы зайдете в кинотеатр, то увидите там скучающих подростков и случайных зрителей. Несмотря на обилие перестрелок, половых актов и спецэффектов, блокбастер смотреть скучно: в нем нет человека, а только он интересен в искусстве.
Другой источник художественной культуры — это книги. Сейчас для состоятельных книголюбов — рай. Они могут приобрести практически любую книгу, изданную в Украине или России. Но для большинства наших граждан книги стали недоступны по цене: выложить 30—60 гривен за книгу они не могут. Публичные библиотеки закрываются, а те, которые еще не закрыты, влачат жалкое существование и не пополняются уже много лет. Потребность в чтении утрачивается, растет поколение, которое ничего не знает о художественной литературе.
Наконец, очень важным источником воспитания является телевидение. К сожалению, поспешная и непродуманная вестернизация нанесла ему тяжелый урон. Руководители телеканалов пошли по пути заимствования и копирования самых низкопробных образцов американской телепродукции.
Ведущий культуролог США Б.Парамонов свидетельствует, что наибольшую аудиторию в этой стране собирают не совсем пристойные передачи, которые он называет искусством для бедных. Бедных умом и эстетической культурой. Но американское телевидение такими передачами не ограничивается. Работает множество других каналов. По ним демонстрируются образцы элитарного искусства, передачи для школьников, научно-популярные, исторические, политические, географические фильмы. Эти телеканалы имеют низкий рейтинг популярности и экономически невыгодны, но телестанции содержат их, чтобы каждый американец мог выбрать тот канал, который ему нравится.
В Украине ничего подобного нет. Предметом особой гордости работников телевидения является высокий рейтинг популярности отдельных телеканалов. Выше рейтинг — больше плата за рекламу. Но высокий рейтинг — это свидетельство ориентации на низменные вкусы.
Что же делать? Надо проводить определенную политику в области культуры. У нас такой политики нет, все происходит стихийно».
Ростислав ХОМЯК, Киев:
«Хочется обнять эту Анну Вакуленко из Михайловки за ее здоровые, взрослые мысли, и вас — за то, что вы «бахнули» этот материал на первую страницу «Дня». Когда читал вопрос этого «ребенка 91-го», глаза наполнялись слезами радости.
Нет, еще не умерла Украина!
P.S. Надеюсь, господа Брюховецкий и Пасичник поинтересуются Аннушкой из Михайловки».
Выпуск газеты №:
№73, (2004)Section
Nota bene