Перейти к основному содержанию

«ДИКТАНТ»

25 октября, 00:00

В важном государственном или межгосударственном документе чрезвычайное значение имеют каждое слово, буква, а порой и знак препинания. (Всем известна хрестоматийная формула «казнить нельзя помиловать»). Вот поэтому-то дипломаты, как и хирурги, издавна семь раз отмеряют, прежде чем отрезать (подписать). Но если в процессе каких-либо переговоров один из партнеров пытается учить другого грамматике, одновременно подгоняя и с нетерпением указывая на часы, то это ничего, кроме нервозности и подозрительности, в их общее дело не привносит. Особенно, если речь идет о национальных интересах одной из сторон. Словом, заповедь «не спеши» давно уже входит в азбуку дипломатии.

Доказательства этого поступили на днях от такого умудренного государственным и человеческим опытом дипломатического «тяжеловеса», как посол России в Киеве Виктор Черномырдин. Отвечая на вопрос о возможности строительства Россией газопровода в обход Украины, он уверенно заявил о том, что этот вопрос «снят подписанием документов» о создании международного газотранспортного консорциума. Однако тут же не менее уверенно заявил о том, что если украинская сторона будет затягивать с реализацией договоренностей (по консорциуму. — Авт. ), то Россия «будет вынуждена» вернуться к этому варианту. Похоже, посол решил (выступая во вторник в прямом эфире телекана ла ICTV) слегка нажать на «замешкавшихся» украинских переговорщиков, занимающихся сейчас совместно со своими российскими коллегами детализацией подписанных 7 октября в Кишиневе украинско-российских соглашений, предусматривающих создание международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой. После этого В.Черномырдин выразил убеждение, что процесс создания международного консорциума не будет затягиваться. «Ну, не должен он затягиваться. Ну, как может затягиваться, когда есть документы подписанные. Есть второй документ, который подписали два хозяйствующих органа — НАК («Нафтогаз Украины») и «Газпром» о создании этого консорциума, который будет создан», — сказал посол, еще две недели тому назад уверявший, что различие во мнениях вызвано недостаточной информированностью о причинах и перспективах его создания. Следовательно, для него не было тайной, что в Украине имеются различные точки зрения на соответствие консорциумных договоров национальным интересам страны. Тогда Черномырдин выдвинул в общем-то приемлемый тезис: «Необходимо много работать, а не долго обсуждать», говорящий также и о том, что его автору известна и понятна глубина проблем, разделяющих пока что переговорщиков. (Пре мьер-министр Украины Анатолий Кинах через несколько дней после подписания упомянутых выше межправительственных документов заявил о том, что создаст государственную межведомственную аналитическую комиссию, которая будет проводить технико- экономические расчеты в связи с созданием международно го консорциума. Не этот ли орган, судя по словам посла, «затягивает» переговоры?).

Но стоит ли так открыто проявлять нетерпение тому, кто ратует за прозрачность соглашений по газовому консорциуму и за то, чтобы убедить украинскую общественность в его преимуществах и экономической целесообразности для Украины? Между тем «недипломатичное» нетерпение опытного дипломата (а реанимация Черномырдиным темы «обхода» напоминает именно такой прием) не столько работает на открытость, сколько подыгрывает тем откровенным противникам и критикам этих украинско-российских соглашений, которые считают, что целью консорциума является «превращение нашего государства в неоколониальный придаток России».

Кроме того, в жесткой позиции Черномырдина, не исключено, может присутствовать и не только элемент переговорной игры. Не даром же источник в правительстве России, уверявший, что российско-украинский газотранспортный консорциум может стать юридическим лицом уже через месяц, также поведал агентству Интерфакс, что Россия не отказывается от альтернативных украинскому маршрутов транспортировки газа в Европу. «Все яйца в одну корзину никто складывать не собирается», — сказал он, никак не связывая это с позицией украинской стороны по воплощению в жизнь нынешних газотранспортных договоренностей. Так что угроза «обхода», возможно, является не только инструментом российских интересов в «газовых» отношениях с Киевом. Правда, на нее украинской стороне есть чем ответить. Международное энергетическое агентство (IEA) предлагает привлечь европейских газотрейдеров к газотранспортному консорциуму, о чем информировал его исполнительный директор Вильям Ремзи.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать