Две «составляющие» ареста Мельника
Эксперт: «Только на тендерах еще два года тому назад мы зафиксировали пять-шесть случаев, по которым можно было открывать уголовные дела»![](/sites/default/files/main/articles/01082013/5melnik.jpg)
История с ректором университета Налоговой службы Петром Мельником имеет две составляющие. Первая — социально-экономическая, вторая — политическая. Прежде чем перейдем к анализу этих двух пунктов, стоит немного остановиться на актуальных событиях, ведь ситуация не просто показательная, она приобретает элементы шоу.
Задержали Мельника 27 июля во время получения от двух граждан Украины взяток в размере 40 и 80 тысяч грн за поступление их родственников в возглавляемый им вуз. Заседание суда, который должен был избрать меру пресечения, несколько раз переносили, потому что сторона Мельника заявляет о тяжелом состоянии его здоровья. Прокуроры с этим не соглашаются, считая, что он симулирует, избегая судебного заседания.
В среду суд принял решение о принудительной доставке Мельника в суд 1 августа для избрания ему мер пресечения. На вчерашнее заседание Печерского суда бывшего народного депутата доставили на инвалидной коляске. Говоря об операции, ректор (написал уже заявление об увольнении с должности), расстегнул ширинку и показал перевязку, хотя раньше сообщалось, что у Мельника больное сердце и его готовят к операции на нем. В результате суд присудил ректору 60 суток домашнего ареста в качестве меры пресечения.
Мельник является достаточно одиозной фигурой, неоднократно попадал в скандалы. В частности, можно вспомнить случай во время выборов мэра Обухова в марте 2012 года, когда он пытался силой вытеснить из участка депутата от оппозиции — Ирину Геращенко. Пришлось дарить цветы и извиняться, хотя это не спасло от сокрушительной критики.
Не обошлось без политики и на этот раз. По крайней мере, об этом много говорят. Но прежде всего нужно подчеркнуть другое и главное. Во-первых, есть факт взятки, на которой поймали ректора высшего учебного заведения. А в каком состоянии сегодня находится система образования, мы все прекрасно знаем — она является одной из наиболее коррумпированных. После случая с Мельником — повод задуматься ректорам других вузов. Во-вторых, случай — символический, ведь поймали ректора университета налоговой, что подчеркивает глубину проблемы.
«Мы очень радовались, что такое случилось с Мельником, — откровенно говорит главный редактор сайта «Наши деньги» Олекса Шалайский. — Это правильно. Так должно быть со всеми коррупционерами. Впервые о его «деятельности» мы писали еще два года тому назад. Только на тендерах зафиксировали пять-шесть случаев, по которым можно было открывать уголовные дела. Если другие стремятся хотя бы номинально сделать тендеры более-менее чистыми, то здесь все было абсолютно очевидно — в конкурсе принимали участие братья, сестры, сыновья и выигрывали. На самом деле, так грязно редко проходили тендеры».
«Я где-то прочитал, что милиционеры говорили: мы не можем его задержать, потому что он был народным депутатом, — вспоминает Шалайский. — Это странно, потому что закон позволяет арестовывать народных депутатов, просто перед этим должна дать разрешение Верховная Рада. Следовательно, милиционеры были уверены, что парламент, состоящий из таких же мельников, не даст разрешения на его арест».
Что же изменилось? Здесь мы переходим к политической составляющей истории с ректором. Эксперт сразу подчеркнул, что это не так важно — какая там идет подковерная борьба, однако обойти ее нельзя.
«Проводить так тендеры, значит чувствовать за собой большую силу, — продолжает Шалайский. — Во-первых, из-за Азарова, во-вторых, из-за того, что он народный депутат, в-третьих, потому, что он так сказать «хозяин» в городе (Ирпень. — Авт.). Даже сейчас мы видим: Мельника поймали на взятке, хотя было вполне достаточно тех бумаг, которые уже обнародованы. О чем это свидетельствует? Если открывать уголовное производство по тендерам, а там есть и печати, и подписи... — от этого очень сложно «отмазаться». В случае же со взяткой, всегда можно сказать, например, что мне это подбросили. Тем более, взятка, на которой его задержали, никчемная по сравнению с тендерами в десятки миллионов гривен. Из этого я делаю вывод, что «операция» по Мельнику была сделана для того, чтобы оставить ему или его патронам варианты для отступа».
Еще один аспект. «Мы знаем, что когда экс-председатель Верховной Рады Владимир Литвин проводил «неправильное» голосование, то у его брата пограничника возникали проблемы коррупционного состава. Как только через колено голосовали «правильно», то есть Литвин исправлял ситуацию, проблемы у пограничника сразу исчезали. Поэтому, я думаю, что это, собственно, удар не по Мельнику, а по тому же Азарову, ведь они шли рука об руку еще со времен Налоговой службы, возможно, по другому человеку. Мельник — это лакмусовая бумажка. Если через несколько месяцев у нас изменится премьер, то я буду уверен, что Мельник просто пазл в этой игре».
Выпуск газеты №:
№135, (2013)Section
Nota bene