Экономическая инициатива Лаврова
Россия предлагает США и ЕС дружить в треугольникеНе секрет, что кавказская войны нанесла ущерб международной репутации России. И для ее восстановления российская дипломатия использует все имеющиеся у нее ресурсы. В начале лета российский президент Дмитрий Медведев воскресил старую идею дипломатии своей страны: реструктурировать европейскую безопасность, создать более крупную и гибкую структуру и принять соответствующее соглашение о новых формах коллективной безопасности. Поначалу многие страны Европы восприняли это предложение даже благосклоннее, чем шаги Кремля в разгар холодной войны, приведшие в 1975 году к подписанию Хельсинкского соглашения и созданию ОБСЕ. Так, президент Франции Николя Саркози публично высказался за пересмотр оснований безопасности «от Ванкувера до Владивостока» в рамках дискуссий в ОБСЕ.
Однако, на прошлой неделе европейские государства дали более взвешенный и уклончивый ответ на предложения России. В ходе встрече министры иностранных дел стран-участниц ОБСЕ отметили, что необходимо уточнить контуры новой организации и решить многочисленные вопросы, касающиеся круга участников, особенно азиатских. Западу нужны гарантии того, что российская инициатива не направлена на развал НАТО. Кроме того, американцы не хотели бы, чтобы европейцы еще больше связывали себя с российскими интересами.
Очевидно, поняв бесперспективность создания общего дома безопасности «от Ванкувера до Владивостока», Москва предлагает сосредоточить внимание на экономическом сотрудничестве, тем более, что подобных подходов придерживается Германия. С инициативой экономического сотрудничества выступил позавчера глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров на встрече представителям европейских компаний, работающих в России. По его мнению, Россия, европейские страны и США могли бы объединить свои экономики, как «три участника, представляющих европейскую цивилизацию». Выступление Лаврова перед Ассоциацией европейского бизнеса было проникнуто оптимизмом по поводу дальнейшего развития отношений России и ЕС.
Министр заявил, что стороны преодолели период охлаждения отношений, наступивший после войны в Грузии в августе этого года. Лавров вновь вспомнил об идее отмены виз в Россию для граждан стран-членов ЕС, при условии, что и россияне смогут ездить в Европу без виз. Аналогичными условиями он обставил и другие шаги к интеграции с западными странами. «ЕС и США рассматривают тему общего экономического пространства», — сказал российский министр. «Общее экономическое пространство трех участников — тоже далеко не виртуальный проект, и мы можем над ним работать», — добавил Лавров подчеркнув, что объединение двух пространств «не должно идти в ущерб третьему участнику». «Три участника представляют европейскую цивилизацию», — заявил он, выразив желание, чтобы трехстороннее партнерство приняло форму «равностороннего треугольника».
Многие обозреватели отмечают, что общее экономическое пространство во многом уже сформировалось между Россией и ЕС, куда Россия поставляет энергоносители и откуда она импортирует многие промышленные товары. Даже навязчивые разговоры о диверсификации источников энергии пока не вылились в реальные действия по ограничению зависимости от российской нефти и газа. В то же время, экономические связи между Россией и США не столь значительны. Возникает вопрос, не является ли включение США в этот треугольник скорее примирительным жестом?
КОММЕНТАРИЙ
Евгений КАМИНСКИЙ, заведующий отделом Института мировой экономики и международных отношений, Киев:
— На мой взгляд, это блестящая идея. Она является блестящей хотя бы потому, что позволяет Украине избежать роли буфера, моста... Мы можем в этой ситуации усилить переговорный процесс с Россией и Европейским Союзом и приобщиться к этому экономическому пространству. Я не вижу другого выхода, кроме объединения усилий у таких интеграционных группировок больших государств, чтобы общими усилиями преодолеть кризис. Вместе с тем, для нас в этой ситуации решается проблема безопасности Украины. Если Россия вместе с Европейским Союзом и Соединенными Штатами Америки создаст глобальное региональное экономическое пространство, то проблема безопасности, проблема внешних угроз для нас радикально уменьшается. Мы перестаем быть яблоком раздора в рамках этого треугольника. Кроме того исчезает идея раскола, которая была внесена в новую концепцию внешней политики России о расколе между Соединенными Штатами Америки и Европой. То есть в таком случае финансовый кризис, если это действительно было бы реализовано, может посодействовать решению многих политических и безопасностных проблем.
Что касается принадлежности России к европейской цивилизации, на мой взгляд, на этом вопрос не нужно заострять внимание. Не то время сегодня, чтобы выяснять, насколько Россия является частью европейской цивилизации. Это отдельная тема, которая в данном случае не должна быть в центре нашего внимания. Не нужно здесь ничего накручивать, поскольку это очень противоречивый вопрос. В конечном итоге, если Россия в полном смысле не является частью европейской цивилизации, то вхождение в такой треугольник может способствовать тому, что в России начнутся реальные демократические процессы. Это также следует учитывать. На мой взгляд, это более важно, чем спорить о том, является ли Россия европейским государством или нет. Самым главным, вероятно, является то, что из российского политического арсенала исчезнет тезис о воссоздании регионального баланса сил, в котором Россия доминировала на постсоветском пространстве. Потому что проблема политического доминирования будет занимать в этом случае второе место.
Думаю, что со стороны официального Киева должна прозвучать позитивная реакция на предложение российского министра. Мы должны их поддержать. Возможно, не только в рамках межгосударственной стратегической группы, которую возглавляет Раиса Богатырева, но и в рамках консолидированного мнения всех политических сил, включая парламент. Нам следует поддержать эту идею всем украинским политикумом.
Выпуск газеты №:
№227, (2008)Section
Nota bene