Если бы ветеранов услышали...
Мы привыкли искать стрелочника. Во Львове этот стрелочник — коллективный: городской совет, который подтвердил свое постановление от 4 сентября 2000 года, отвечающее международным нормам по военным захоронениям. Напомним, что надпись на центральной плите польских военных захоронений должна звучать так: «Неизвестным польским воинам, павшим в войне за Польшу 1918 — 1919 гг.» Польская сторона настаивает на словосочетании «героически павшим».
Неуважение к решению органа самоуправления было спровоцировано… украинской стороной. Об этом почему-то стыдливо молчат. Итак, в декабре 2001 года встретились председатель Государственной межведомственной комиссии по делам увековечения памяти жертв войны и политических репрессий Валерий Череп и генеральный секретарь Совета охраны памяти борьбы и мученичества Республики Польша Анджей Пшевозник и подписали протокол, которым авторитарно «исправили» постановление городского совета. Протокол предусматривал слово «героически», а также некоторые архитектурные детали довоенного пантеона — «Кладбища орлят», неприемлемые для львовской власти и общины. По-видимому, они не слишком энергично противились. Потому что польский «пантеон» (при поддержке официального Киева) все-таки появился на украинской территории. Он претендует, очевидно, на отдельное место среди многочисленных военных захоронений — сдержанных и скромных, обустроенных в других европейских государствах. Об этом также молчат те, которые осуждают «неразумное» решение городского совета, ставшее причиной международного скандала. Но постановление ли тому виной?
Не нужно спорить о слове «героически»; достаточно было на могиле неизвестного польского солдата установить меч-щербец — известный полякам в качестве символа завоевания Украины и… акценты расставлены, можно делать выводы. Директор заповедника «Лычаковское кладбище» Игорь Гавришкевич говорит, что некоторые польские туристы отказываются от приглашенного экскурсовода. Среди них находится «комментатор» с брошюрами, предлагающий свою версию давних событий. Почему бы и нет? Сам вид «пантеона» на фоне недостроенного мемориала воинам Украинской Галицкой армии наводит на мысль: кто же в этом доме хозяин?
А нынешнее самобичевание украинской стороны еще и добавляет уверенности. Городской голова Львова Любомир Буняк не подписал постановление сессии и таким образом «отмежевался». Областная облгосадминистрация резко осудила действия городского совета. Многие публикации во львовских газетах направлены на однозначное осуждение городского совета, а комментариев специалистов практически нет. Потому что специалисты, в частности так или иначе связанные с административным аппаратом (должностью, креслом), панически отмалчиваются или же… бьют себя в грудь с покаянием, например:
«Решение депутатов Львовского горсовета стало причиной большого скандала. Но на самом деле оно не отражает мнение всех украинцев и поляков, — говорит начальник отдела внешних связей Львовского городского совета, культуролог Тарас Возняк. — По моему глубокому убеждению, наиболее крикливые группки политиканов, а не политиков, во Львове в меньшинстве. Так сложилось, что львовские местечковые политики пошли у них на поводу…» Тарас Возняк констатирует, что сегодня «активно проходят встречи господина Путина и господина Кучмы. Отсюда следует простой вывод: на кого работали те господа, которые пробовали устроить такую смешную войну с поляками во Львове?»
Лукавит господин Возняк. Вовсе не смешная, а трагикомическая та «война», в которой мы стреляем из пушек по собственному достоинству. А директор Института исторических исследований, доктор исторических наук Ярослав Грицак — в унисон:
«Для меня решение депутатов горсовета — больше, чем преступление. Это просто глупость. Думаю, Львов еще раз показал свою провинциальность. Оказалось, что львовские депутаты и интеллектуалы не умеют мыслить более широкими категориями… С точки зрения интересов Украины нет ничего важнее отношений с Польшей, которые наиболее перспективны. Поэтому нужно переступить через все эти мелкие преграды, мешающие налаживанию добрых отношений с соседями». Стоит ли комментировать? Пусть «мелкие преграды» останутся на совести интеллектуалов из «провинциального» Львова.
Взвешенность и мудрость в оценке событий прошлого в контексте сегодняшнего дня проявили ветераны. Львовское областное отделение Всеукраинского объединения ветеранов на своей конференции приняло воззвание к комбатантам Украины и Польши: «Господа-товарищи, побратимы, нас объединяет память, военные раны и верность Родине. Судьбы Украины и Польши схожи, а на определенных исторических этапах были общими. Мы глубоко почитаем Тадеуша Костюшко и польских повстанцев 30 — 60-х годов ХIХ в. против русской тирании. Мы почитаем тех поляков, которые сразу же после провозглашения Западно-Украинской Народной Республики подняли знамя возрождения Польского государства. Нам обидно и больно, что именно Польша и ЗУНР с провозглашением своей независимости вступили в неравную и кровопролитную войну, которая закончилась нашей катастрофой и аннексией наших земель.
Мы склоняем головы перед теми нашими предшественниками, которые на собственной земле боролись за собственное государство и отдаем дань памяти павшим в этой войне польским жовнирам. Мы не можем воспринимать в качестве проявления добрых и равных отношений между нашими народами попытки определенных кругов польской общественности осуществить реставрационное воссоздание военных захоронений на Лычакове во Львове с идеологией и символикой довоенной Речи Посполитой. Пантеон военной славы может сооружать каждый народ, но на своей государственной территории. Для нас оскорбление и позор — воссоздание пантеона военной славы Польши во Львове, в городе, где в 1918 — 1919 гг. в борьбе с поляками пали смертью героев лучшие сыновья и дочери Украины.
Мы сожалеем, что определенные круги в руководстве Украины, как и определенные представители местного самоуправления во Львове допустили это оскорбление. Мы не хотим украинских пантеонов на территориях других государств, но хотим восстановления по-военному скромных памятников нашим героям и рассчитываем на соответствующее понимание этой проблемы со стороны польских комбатантов. Павшим не нужно величие в бронзе и камне, а только наша память и наше уважение как проявление нашего неоплатного долга перед ними».
Это воззвание приняли за три дня до запланированной встречи Президентов Украины и Польши.