Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Евгений МАРЧУК: «Каневская четверка» продемонстрировала общепринятый в европейской политике принцип консолидации различных политических сил

15 октября, 00:00

Предвидение в политике является важнейшим элементом тактики. Легко заметить, что политический прогноз опытных политиков часто своей большей точностью отличается от прогнозов политологов, журналистов. И это естественно. Ибо разная степень ответственности. Еще месяц назад на пресс-конференции в Симферополе я заявил, что «каневская четверка» может превратиться в каневскую «двойку» и что я не вижу в этом трагедии. Тогда мало кто обратил на это внимание.

Думаю, что никто не будет отрицать того, что «четверка» заставила говорить о себе всех — и СМИ, и лично Президента.

Различного рода нападки и даже агрессия против «каневской четверки», к тому же еще с участием Президента, хорошо содействовали прорыву информационной блокады, устроенной властями против меня и других кандидатов. К тому же, на уровне обыденного сознания, как известно, действует устойчивый стереотип: нападают на того, кого действительно боятся больше всего. У кого сила. Кто реальный конкурент.

Команда Л. Кучмы за время существования «каневской четверки» убедительно продемонстрировала, что она не боится коммунистов. Вся индустрия атаки была направлена не на них. О них забыли. Именно «каневская четверка» стала направлением главного удара.

В пылу борьбы произошла расшифровка скрытых союзников нынешнего Президента и идентификация истинных его конкурентов. Штабные функционеры Л. Кучмы не оглядывались назад. Они себя не анализировали. В результате — они «засветили» своих в рядах оппозиции. Некоторые политические новички среди кандидатов в президенты и их структуры, не имея опыта политической борьбы на таком уровне, охотно присоединялись к выпадам против «каневской четверки». Я уж не говорю о том, какой прокол был допущен ими при формировании избирательных комиссий. Этот процесс проходил, как известно, в большинстве случаев под контролем людей Л. Кучмы. И тот факт, что малоизвестные политики и их партии, да еще и не имеющие развитых структур в регионах, в ряде областей получили большинство должностей руководителей участковых комиссий, говорит сам за себя. Это не требует комментариев.

Ну, а «каневская четверка» перешла ко второму этапу избирательной кампании.

Из «четверки» пока выделено двое: Марчук и Мороз. В Соглашении по этому поводу дан ориентир сторонникам каждого кандидата. В этом шаге заложена мощная динамика. Изменение схемы выдвижения единого кандидата через промежуточное выдвижение двоих вызвано тактическими соображениями с учетом новой волны агрессивности команды Л.Кучмы.

Да, не все члены «каневской четверки» сразу восприняли эту идею. Но, в конце концов, был достигнут компромисс. Как я и предполагал еще месяц назад.

Члены «каневской четверки» и не скрывали, что они самодостаточные политики, у которых разные точки зрения по ряду важных вопросов, но имеющие очень много общего. Главным образом, по вопросу предотвращения угрозы экономическому суверенитету Украины, а значит, и государственному суверенитету вообще.

Очень динамичная смена политической ситуации в стране, соотношения популярности конкурирующих между собой политиков и поддерживающих их структур, наконец, просто удивительная глубина падения морали команды во главе с действующим Президентом, что для людей с элементарными морально-этическими нормами и ограничениями делает действия этой команды мало предсказуемыми, вносит значительный элемент неопределенности в проблему выбора выигрышной стратегии политической борьбы на заключительном этапе президентской кампании.

Я, в частности, уверен, что Л.Кучму можно и нужно победить уже в первом туре. Иначе во втором — вся мощь машины дискредитации и провокаций с самым широким использованием государственных структур и ресурсов будет направлена против одного конкурента Л.Кучмы (в первом он вынужден распылять ее потенциал, по крайней мере, между несколькими серьезными кандидатами). Причем стратегию борьбы необходимо строить, опираясь не на одну идеологию, политическую силу или социальную группу, а напротив, поставив во главу угла всей выборной кампании идею консолидации общества, отражающую или, точнее, воплощающую в своей совокупности идею единства всех членов украинского общества.

К сожалению, мне пока не удалось убедить партнеров по «К-4» в том, что только такая стратегия может сегодня привести нас к победе.

Да, у нас есть разные взгляды, например, на то, как надо развивать отношения с Россией, с СНГ. У меня есть практический опыт этой работы с очень широким спектром российских политиков, государственных деятелей и конкретные результаты этой работы.

Мы по-разному смотрим на тактику, на методы, но сходимся на том, что с Россией надо сотрудничать более эффективно, более взаимовыгодно. Я сторонник того, что сотрудничать надо не с одной какой-то политической силой в России, но и с новыми политическими течениями в этой важной для нас стране, и особенно с теми, которые имеют политическую перспективу.

Кое-кто из президентской команды и его средств массовой информации выдавали как якобы очень сильное умозаключение — открытие, что члены «каневской четверки» имеют разные взгляды на некоторые важные вещи. Но ведь этого никто и не скрывал изначально. Марчук не стал Ткаченко, а Ткаченко — Морозом. И наоборот.

Я прекрасно понимал, что нам придется пройти непростой путь поиска компромиссов. Понимали это и мои коллеги. Чем крупнее политики, тем сложнее даются компромиссы. И мы показали, что первый этап поиска компромиссов мы прошли. Представьте себе, как непросто было А. Ткаченко в его статусе председателя Верховной Рады уступить А. Морозу. Но он сделал это. А думаете, это просто было сделать молодому политику В. Олийныку?

«Каневская четверка» как политический феномен этого года пока не осмысливается серьезно политологами. Большинство зациклилось на одном: когда и кого выдвинут от «четверки»? Хотя явление это куда более сложное для политической жизни страны.

Участникам «каневской четверки» придется пройти еще непростой путь согласований и компромиссов. Не исключено, что некоторые спорные вопросы надо будет выносить на более широкое обсуждение, чтобы принять правильное решение. Это — норма политической жизни. Правда, для демократических государств.

О каком коалиционном правительстве может идти речь (чем сейчас заманивает Л. Кучма некоторых политиков в ряды своих сторонников), если до сегодняшнего дня в правительстве исповедуется другой принцип? Сказал бывший первый вице-премьер В. Куратченко, что приватизация облэнерго — дело пока вредное, — на другой день — отставка без публичного объяснения.

В том-то и весь вопрос, что «каневская четверка» продемонстрировала общепринятый в европейской политике принцип консолидации различных политических сил и фигур на основе компромисса.

Конечно, легко предвидеть, что теперь атаки на каневскую «двойку» (Марчук, Мороз) усилятся, помогая ее раскрутке. Тактика каневской «двойки» также видоизменится.

То обстоятельство, что А.А. Мороза будут поддерживать А. Ткаченко и В. Олийнык, а Е.К. Марчук продолжает свою избирательную кампанию самостоятельно, меня устраивает.

Впрочем, на президентских выборах никто ничего самостоятельно не делает.

Меня выдвинул блок четырех политических партий, к которому присоединилась партийная коалиция из 14 партий.

Меня поддерживает Всеукраинское общественное объединение «Народная Солидарность», коалиция 253-х общественных организаций, 183 молодежных организаций, стачкомы угольщиков Донбасса, Лига женских организаций СДС, Всеукраинский Союз обманутых вкладчиков, общественная организация «Военные — с Марчуком в ХХI век» и еще целый ряд других общественных и профсоюзных организаций.

После этого решения число моих сторонников увеличится.

К тому же «каневская четверка», как заявлено, продолжает координировать свои шаги по противодействию фальсификации выборов, по оказанию разнообразной поддержки друг другу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать