Галичина: измена или хорошие манеры?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070209/423-5-1.jpg)
Мысли по поводу визита во Львов Виктора Януковича и того, как «ославилась» по этому случаю Галичина, все еще гуляют по интернету. Ей, Галичине, это еще долго будут припоминать... Хотя никто не говорит, что же на самом деле произошло во Львове, одна-две цитаты и «слепленное» впечатление, оставляющее горьковато-кислый привкус невразумительности. Поэтому мы предоставляем мнение того, кто на самом деле там был, кто располагает немалым авторитетом и в Западной Украине, и в Украине в целом — Федора Стригуна, народного артиста Украины, художественного руководителя Театра им. Марии Заньковецкой.
— Да, у нас в Украине много спорят, друг другу что-то доказывая: премьер с Президентом, председатель Верховной Рады с премьером и Президентом, оппозиция — с ними вместе взятыми... Идет обычный диалог. И я считаю, что этот диалог и ведется для того, чтобы обнаружить позитивы и негативы, существующие в обществе. И потому, когда я получил приглашение на встречу Виктора Януковича с интеллигенцией, у меня даже и мысли не было туда не пойти. Скажу вам почему. Я являюсь государственным человеком и работаю в государственном коллективе, и знаю об одном законе: не государство в театре, а театр в государстве. А премьер-министр — это премьер-министр. И не важно, от Партии регионов ли он, от коммунистов, или от Народного Руха...
Лично нас, «заньковчан», тревожит весьма наболевший вопрос: идет реконструкция театра и его ремонт. С этим мы оббиваем пороги столько лет в различных инстанциях, так как хотим, чтобы нам помогли. А когда еще выпадет такой случай — поговорить с премьер-министром?! Так чего же им не воспользоваться? Но к сожалению не было серьезного разговора, потому что на него у премьер- министра уже не оставалось времени. Честно говоря, я рассчитывал, что разговор будет протекать иначе, но в том, как он происходил, виновны его помощники, пресс-секретари, они должны были подготовить встречу лучше.
...Выходит премьер, все встали — мы люди интеллигентные. Он сел, мы сели. И если бы Янукович сказал: «Я не знаю предмета в совершенстве, но есть министр культуры... Юрий Петрович, садитесь рядом и послушаем, какие у вас проблемы, пожелания, претензии. Выложите это мне, я все выслушаю и приму во внимание.» Такой ход событий был бы для меня интересен.
Янукович — человек, занятый производством, государственным хозяйством, а сидели перед ним профессора, академики, народные артисты — седоволосые люди. Все пришли. Потому что все были с наболевшим. Там присутствовали издатели, писатели, у которых также есть что сказать. И тот же Николай Петренко, и тот Ризнык, и Безнисько... А сказать же не дали... Однако и при том, я не замечал, чтобы наш губернатор Олийник падал на колени, он вел себя достойно. Горынь вел себя достойно. Очень красиво выступил наш мэр Садовый, сделал акцент на болезненных моментах. Он сказал, что Львов разрушается, что необходимо сейчас внимание государства к этому городу, если хотим его сберечь. Мы сами проблемы не осилим. И должно правительство это осознать, каким бы то правительство не было... Встала Мария Ких, которую я очень уважаю, и просит премьера, чтобы их академия стала национальной. Ну что здесь плохого? Многое хотелось бы высказать. И в форме претензии, и, возможно, критиковали бы существующее правительство, и самого Януковича. На предыдущей встрече мы такие вещи говорили ему...
А кричать: «Львов триумфально встречал Януковича и зализал ему все дырки», — извините, так сегодня могут говорить лишь идиоты. Завтра приедет к нам Президент, которого мы очень любим и уважаем, мы его также очень красиво примем. Послезавтра приедет еще какой-то чиновник и если будет настаивать на встрече с интеллигенцией, то мы придем, потому что у него будут какие- то пожелания, и мы их выслушаем. Это — государство, если это государство... (а не «сбор блатных и шайка нищих»). И в государстве государственные люди должны вести себя по-государственному. А сказать очередной раз острое словцо — я тоже так умею, но еще как умею! И мог бы там сказать, но не для этого я пришел на встречу…
Нужно отдать должное — к нам в театр позже пожаловали вице-премьер- министр Рыбак, министр культуры, обошли помещение. Директор показал — что сделано, чего нет, что необходимо еще техническую документацию готовить. Нам пообещали, что еще раз пожалуют в том же составе в театр...
Но не только состояние нашего помещения меня волновало. Я, как председатель Союза театральных деятелей, пришел на эту встречу с интеллигенцией еще и потому, что меня интересовало (и до сих пор интересует, независимо от того, кто премьер), когда же повысят зарплаты актерам в областных театрах? Мы — Национальный коллектив, я благодарю правительство, президентов, за указ о предоставлении нам статуса национального, за то, что нам идут доплаты и это дает возможность работать на высоком профессиональном уровне, так что у меня есть надежда, что нам удается отвечать требованиям зрителя. Я говорил на встрече о повышении зарплат в таких театрах как Луцкий, Ужгородский, Ивано-Франковский, Мукачевский театр. Потому что в Ровном и Тернополе театры уже стали академическими, и тамошние главы областных госадминистраций повысили зарплаты из местных бюджетов. И люди там уже вне черты голодания, вне черты бедности. Потому что когда народный артист получает зарплату в 550 гривен, а есть актеры, получающие по 350 гривен, 400, то как они могут работать? Не так давно все директора театров «бросились» делать театры академическими. Но к сожалению, появился какой-то «крючкотворец», иначе не скажешь, который сказал, что даже академический не имеет права на повышение зарплаты. И закрыли эту тему. Следовательно, чтобы расставить все точки над «I», по моему убеждению, не нужно нам никаких «академических», как и не нужно, чтобы главы администраций в общем «пробивали» это звание, а нужно издать такое распоряжение Кабмина, чтобы каждая область на сессии Областного совета или по решению администрации определилась и имела право добавлять актерам к тому унизительному минимуму дотацию. Потому что в противном случае эти театры распадутся, и каждый глава областной администрации, и мэр города понимает это, и не хочет остаться без театра. Причем говорил я не только о западном регионе, а и о Полтавском театре, Сумском, Луганском, Черниговском...
Второй вопрос. Вот все говорят запад-восток, восток-запад, я полагаю, что это вздор, так я и сказал. Я, например, с востока, работаю 42 года в Галичине, я уже галичанин, и на это не жалуюсь. Мои друзья — Миша Голубович работает в Луганске, Бравун — в Донецке. Я могу перечислить десятки своих однокурсников, работающих по всей Украине, но беда — бедность на всех одна. А чтобы не было при этом еще и вот этого распределения, нужно устраивать гастроли, которые сегодня организовать сложно, потому что дорогими являются дорога и проживание. Но не может (в одном государстве живем!), например, такой театр как Луганский не приехать на гастроли в Ивано-Франковск. А Ивано-Франковский не поехать в Луганск. Сумской театр должен был поехать, например, в Луцк, а Луцкий отправится в Сумы, и так далее. Это нужно организовывать, потому что ничего так людей не сближает, как искусство и непосредственное общение. Вот все, о чем я говорил, и передал Януковичу письмо, в котором описал все театральные проблемы и сделал некоторые предложения.
А когда я посмотрел «5-й» канал, «5 копеек», где собрались львовяне — бывшие львовяне, переехавшие сейчас в Киев и ставшие такими «большими революционерами» — и начали рассказывать как львовская интеллигенция себя опозорила, «зализуючи всі діри Януковичу»! Кстати, за людьми, пришедшими в студию «5-го» канала, ничего не стоит, они ни за что не отвечают, при том являются неприкосновенными, потому что защищены неприкосновенностью как депутаты Верховной Рады, хотя там были и бывшие депутаты... Признаюсь, мне больно стало и горько за «5-й» канал и за всех, кто там на той передаче выступал, покинув Львов и львовян. Они сейчас начинают говорить: пьемонт уничтожен, пьемонт такой нищий! Да вы еще приедьте сюда и поучитесь, как себя вести культурно в том или другом случае. Разве это хорошо, когда Президент приехал в Донецк, а люди вышли с плакатами: «Долой!». Кого? Президента, которого избрал народ?! Это же гнусность. Что, революционная ситуация какая-то наблюдается? Нет — строим государство, с проблемами строим, с трудностями, но строить-то надо.
Они что хотели, чтобы я встал и сказал: господин Янукович, зачем вы приехали, мы вас не слушаем, мы вас... Что мы вас? За мной стоит 500 человек коллектива — они должны остаться без зарплаты? Чтобы как у Тарасюка, когда министерство иностранных дел осталось без зарплаты? Наведите порядок там, на верху, а тогда к нам имейте претензии. Люди же избрали этого премьера, Президент подал его кандидатуру? — подал. Утвердили? — утвердили. Он может не нравиться мне десять раз, но он является должностным лицом. Я в театре также не всем нравлюсь, но меня слушаются, потому что я руковожу творческой частью театра. Я понимаю, что профессиональные политики и революционеры могут себе позволить многое (причем не всегда хорошее), потому что они живут из партийных фондов. Мы же живем со своего труда, и государство еще нас дотирует.
Не могу не сказать еще об одном: да, мы принимали более активное участие в оранжевой революции, и здесь, и в Киеве на Майдане. И мы остаемся такими, какими были. Кстати, мы оранжевую революцию делали, когда в театре еще в 1999 мпоставили «УБН», и все эти вещи говорили вслух, открыто — и в Киеве на гастролях, и здесь во Львове. Тогда эти политики «злились» и говорили: куда вы лезете? И такое было. Я же помню эту ситуацию, я могу сейчас вынуть 280 рецензий, где они — эти же ребята, которые сейчас очень умные — говорили обратное.
Если мы уже берем пример с Европы, то там, кто бы не руководил, а табель о рангах существует, ибо избран народом. А не устраивают нас эти должностные лица, то в следующий раз будем лучше думать и избирать мудро. А если так наступят на горло, то пусть не думают, что не выйдем, как в прошлый раз. Выйдем, если не на Майдан Незалежности, так здесь — возле Оперного театра. Люди выйдут и скажут — откровенно и правду. Но когда существуют определенные дела, и не митинг собрались проводить, то нужно эти дела делать, господа, а не зарабатывать дешевый авторитет.