ГАЗОВЫЕ ЛАБИРИНТЫ
Пример публичности показывают... белорусы, а в Киеве ищут варианты «разведения сторон»В муках создающийся Украиной и Россией международный газотранспортный консорциум по управлению украинской газовой трубой, идущей в Европу, — один из крупнейших геоэкономических и одновременно геополитических проектов в мире. Он чуть ли не ежедневно добавляет новые страницы к своей, практически еще не начавшейся, истории. В среду ими стали протоколы встречи премьер- министров Украины и России.
До этих переговоров украинский премьер Виктор Янукович анонсировал обсуждение в Москве хода реализации достигнутых ранее двусторонних договоренностей, в том числе проекта создания международного газотранспортного консорциума. «Этот вопрос постоянно находится в движении на уровне экспертов, специалистов... Мы коснемся этой темы в обязательном порядке, обязательно пройдемся по всем вопросам протокола последнего заседания совместной двусторонней комиссии и сверим часы, посмотрим, что у нас движется вперед, а что нужно еще подтянуть», — сказал В.Янукович. Касьянов был более оптимистичен. После переговоров он сказал, что к концу августа Россия и Украина завершат подготовку всей документации по международному газотранспортному консорциуму, необходимой для перехода к работе с фирмами третьих стран, в первую очередь, с Германией. М.Касьянов отметил, что в ближайшее время вице-премьеры России и Украины представят главам двух государств официальный отчет о проделанной работе по созданию международного газотранспортного консорциума. «К концу августа прединвестиционная фаза, которая завершается, должна быть полностью отработана», — сказал М.Касьянов. Он отметил, что «определены объекты и объемы инвестиций», хотя, по его словам, пока еще рано говорить более подробно...
Тем временем переговоры с «Газпромом» об условиях создания газотранспортного совместного предприятия начала Беларусь. Там базой для него станет ОАО «Белтрансгаз». В соответствии с белорусско-российским межправительственным соглашением соответствующее СП должно быть создано менее чем через месяц — уже к 1 июля 2003 года. Белорусская сторона подготовила несколько вариантов приватизации своей трубы (рыночная стоимость $3,5 млрд.). Это может быть открытый аукцион с инвестиционными условиями покупки 48,99% акций «Белтрансгаза». Второй вариант предусматривает поэтапную продажу пакетов акций в 20,30% и 48,99% акций. Имеется и потенциальная возможность прямой продажи инвестору 48,99% акций (в случае проведения вторичной эмиссии). При этом обязательным условием является выкуп у «Газпрома» белорусского участка газопровода «Ямал — Западная Европа» балансовой стоимостью более $900 млн. В любом из вариантов Белоруссия намерена сохранить в государственной собственности контрольный пакет акций. Кроме того, его продажа инвестору сопровождается рядом серьезных условий, выполнить которые может, естественно, только российский «Газпром». В частности, речь идет об объемах и цене газа, поставляемого в страну до 2020 года, а также об инвестициях в реконструкцию белорусской газотранспортной системы и строительство ее конкретных объектов, а также о социальных гарантиях для работников «Белтрансгаза».
Ирония ситуации налицо. Не станут ли белорусские подходы, особенно в случае, если их реализация опередит украинско-российский «брачный» процесс, ориентиром и для другой пары газовых переговорщиков? Ну хотя бы в плане их открытости для общественности? Ведь что сегодня известно о принципах формирования консорциума в Украине? Разве что кратчайшее описание трех предлагаемых моделей, в соответствии с которыми у него могли бы быть исключительно операторские функции или функции управления поставками газа. По третьему варианту газопроводы могут быть сданы консорциуму в концессию (против этого украинская сторона на данном этапе категорически возражает). Кроме того, не исключена и перспектива приватизации, пока что не предусмотренная для магистральных газопроводов украинским законодательством. Все остальное, включая и существующую договоренность о распределении долей, скрыто во мраке переговоров, в том числе пока что нет полной ясности и в вопросах вхождения в консорциум инвесторов из дальнего зарубежья (Германии, Франции, Италии и т.д.). Все это создает впечатление, что, несмотря на сдержанный оптимизм, излучаемый преимущественно российской стороной, на самом деле переговоры находятся в тупике.
Этот вывод в определенной мере подтверждается версиями парламентских источников «Дня», близких к ТЭКу, о том, что в консорциум решено влить новую кадровую кровь. «Донором», якобы, должен стать нынешний глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко, которому прочат пост руководителя консорциума. Причем, похоже, единоначального, а не только от Украины — судя по добрым отношениям, сложившимся у него с российской стороной (вспомним реверс «Одесса — Броды»), она, вполне возможно, не станет возражать. Одновременно намечается очередная реорганизация (вплоть до ликвидации) самого «Нефтегаза», созданного под слегка уже подзабытого Игоря Бакая для «повышения эффективности работы», но и поныне остающегося крупнейшим должником украинского бюджета.
Если версии о ликвидации НАКа и перемещении Бойко имеют под собой реальную почву, то можно предположить, что с помощью этой многоходовой операции власть пытается решить сразу несколько политических, экономических и управленческих проблем.
Прежде всего с помощью суммы названных мероприятий, очевидно, намечается сдвинуть с точки замерзания консорциум. Опыт, энергия, рыночная хватка, а также вхожесть на Банковую и, одновременно, российские связи Бойко, безусловно, сыграют тут не последнюю роль. Вместе с тем сверхзадача в этом деле — предконсорциумная подготовка самой газотранспортной системы Украины, отягощенной (в нынешнем ее виде) долгами перед бюджетом и векселями. Очиститься от них можно легко и просто, если, скажем, ликвидировать «Нефтегаз», «по-справедливости» распределив между его дочками- наследниками активы и пассивы. И сделать при этом одних чистыми, а других, мягко говоря, не очень. Этот процесс, судя по неодобрительным высказываниям главы Минюста Лавриновича о дисконтной продаже векселей дочерних компаний «Нефтегаза», в какой-то мере уже тлеет...
В то же время судьба Бойко в свете этой кадровой рокировки представляется не до конца ясной. Предание огласке «таинственных» московских протоколов о реверсе нефти по системе Одесса—Броды вызвало у него слишком нервную реакцию (судя по неадекватным заявлениям пресс-службы НАКа). Похоже, в НАКе и вокруг него борются несколько групп, и перемещение Бойко может разрядить ситуацию. Тогда консорциум для Бойко — уж никак не повышение, а перемещение на периферию управленческой пирамиды, где над ним будет не менее трех- четырех руководителей.
Первым призером (в случае реализации описываемых схем) выглядит Минтопэнерго и его правильно и аккуратно ориентирующийся руководитель Сергей Ермилов. Министерство (а точнее — правительство), находившееся в перманентном конфликте с НАКом, могло бы при его ликвидации вернуть себе почти все утерянные ныне позиции по управлению предприятиями ТЭКа и полностью взять в свои руки соответствующие финансовые потоки. Это особенно важно в период подготовки к выборам, когда нельзя допустить шахтерских протестов и волнений, веерных отключений и неправильной политориентации стратегической отрасли.
Что сулит экономике описанный выше вариант решения конфликтов по линии «консорциум—НАК— правительство», пока предсказать сложно. Уже сам процесс определения тех, кто будет управлять активами НАКа, а кто ответит за его пассивы, обещает быть чрезвычайно сложным. Не говоря уже о консорциуме: формула участия Германии и субъект контроля над трубой по-прежнему не определены.
Кстати, премьер-министр Украины Виктор Янукович 16—17 июня будет находиться в Беларуси с официальным визитом. На переговорах речь пойдет, согласно официальной информации, о перспективах расширения двусторонних торгово-экономических отношений и путях решения проблем. Будет подписан ряд двусторонних соглашений. Поинтересуется ли при этом украинский премьер позициями Беларуси в газотранспортном вопросе? Информация об этом пока отсутствует.
Выпуск газеты №:
№102, (2003)Section
Nota bene