ГОД, ОБРЕЧЕННЫЙ НА ПЕРЕМЕНЫ
Наступивший год знаменателен во всех отношениях. Вполне очевидным является то, что год президентских выборов определяется всей предыдущей деятельностью нынешнего руководства страны. Равно как и то, что экономическую сферу в наступившем году ожидает приведение в болезненно напряженное предвыборное состояние.
ИТОГИ МИНУВШЕГО ГОДА
Прошедший год можно охарактеризовать как достаточно видное событие в жизни государства и экономической политики современной Украины.
Прежде всего, в 1998 году было утрачено единственное позитивное достижение нынешнего руководства страны — стабильность курса национальной денежной единицы. Традиционным считалось обеспечение стабильности курса гривни путем осуществления жесткой монетарной политики. Развертывание финансового кризиса в августе прошедшего года привело к девальвации гривни, а последовавшие заявления Президента о фактическом отказе от проводимой монетарной политики и призывы к отмене валютного коридора, способствовали усугублению ситуации.
Далее, текущий год не оправдал прогнозов в плане экономической стабилизации и роста. На официальном уровне существовал ряд прогнозов роста ВВП на конец года, которые постоянно пересматривались, но так и не были достигнуты.
Не прогнозированным для высшего политического и экономическою руководства страны стало развертывание финансового кризиса. До этого, делались заявления о том, что азиатский финансовый кризис, равно как и кризис в России не сможет воздействовать на Украину. А о собственных причинах финансового кризиса умалчивалось.
Болезненным остается внешний фактор. Здесь речь идет как об общем видении роли и места Украины в мире, так и о конкретных взаимоотношениях Украины с международными финансово-кредитными организациями, на которые постоянно возлагаются большие надежды. При этом привязанность деятельности Кабинета Министров к Меморандуму с МВФ граничит с пределами национальной безопасности, а в ряде случаев переходит их.
В стране сохраняется и усиливается социальная напряженность. Это связано с сокращением социальных расходов бюджета и ростом задолженности по пенсиям и другим социальным выплатам. Если оперировать официальными выступлениями, то основными возможностями решения социальных вопросов для властей являются эмиссия и приватизация «Укртелекома», что в обоих случаях весьма сомнительно.
Традиционно неясным остается видение экономическим и политическим руководством страны путей выхода из кризиса. Если руководствоваться посланиями Президента Верховной Раде, сделанными в мае и ноябре — они противоречат друг другу и не имеют какого-либо разумного конструктива. Если использовать последние выступления — то постоянное требование каких-то дополнительных полномочий вовсе не является рычагом, который выведет страну из кризиса. Равно как не выведут страну из кризиса почти патологические заявления типа «парламент плохой». Поэтому, скорее всего, на государственном уровне нет механизмов, которые позволили бы вывести страну из кризиса. Кроме этого, последние кадровые приобретения экономистов администрации Президента вызывают почти жутковатые эмоции.
Прошедший год имел, пожалуй, один относительный позитив. Основные макроэкономические показатели страны не являются провальными, особенно по сравнению с последствиями финансового кризиса для России. В то же время нельзя не учитывать тот факт, что России было откуда так ощутимо падать. При всей общности трансформационных процессов в бывших союзных республиках, в силу объективных и субъективных условий Россия находилась на более продвинутом уровне. Кстати, почти официальное злорадство по поводу российского финансового кризиса не свидетельствует о высоком интеллектуальном потенциале инициаторов такого злорадства.
УКРАИНА В ОЦЕНКАХ ИЗВНЕ
Оценки Украины, сделанные зарубежными аналитиками не отличаются чем-то изыскано новым. Традиционно имидж государства омрачается разгулом коррупции и тенизации всех сторон общества, отсутствием каких-либо реальных шагов в направлении экономических реформ, нестабильностью правовой базы, политической ситуации и массой других факторов. Так, в середине 1998 года швейцарский «World Economic Forum» опубликовал доклад о конкурентоспособности в мире. В этом докладе Украина, среди прочего, относится к странам, где: а) взятки являются нормой жизни; б) граждане уклоняются от уплаты налогов; в) организованная преступность мешает бизнесу; г) полиция не обеспечивает личную безопасность граждан.
По данным «Transition Report» Европейского банка реконструкции и развития, Украина в 1998 году по совокупному показателю трансформационных процессов занимала 15 место из 17 представленных стран Центральной и Восточной Европы. Ниже Украины в рейтинге находятся только Босния и Беларусь.
О месте Украины в международных экономических отношениях можно судить по рейтингу интегрированности в мировую экономику, приводимому новогодним номером «Central European Economic Review». Среди используемых в рейтинге 27 постсоциалистических стран Европы и союзных республик Украина занимает 23 место, опережая только Узбекистан, Туркмению, Беларусь и Таджикистан.
Что касается статистических параметров, прогнозируемых на 1999 год, то австрийский «Erste Bank Research» отводит Украине падение ВВП в — 4,0% с непрогнозируемым уровнем инфляции. По его расчетам уровень падения ВВП второй после России (—6,0%) и пропускает вперед Румынию (—2,0%), а по другим постсоциалистическим странам падения нет вообще. Уже цитируемый «Central European Economic Review» прогнозирует для Украины в 1999 году падение ВВП в — 3,2% при инфляции 34,8%. Среди представленных 27 стран падение прогнозируется только у России (— 4,6%), Беларуси (— 2,1%) и Молдовы (— 0,4%).
При этом приведенные выше параметры базируются на собственных расчетах указанных организаций, и не используют полупропагандистские прогнозы официальных украинских структур. Кстати, год назад, в большей мере именно под воздействием официальных украинских источников на 1998 год рост на уровне 1,0—1,5% прогнозировался «Deutschr Bank Research», ежегодником журнала «The Economist» и влиятельным изданием по проблемам экономического прогнозирования «Consensus Forecasts».
Что касается прогнозов экономического и социального развития, то наступивший год нельзя анализировать, используя традиционный инструментарий. Помимо специфики национальной экономики, которая не позволяет применять общемировые схемы и критерии, существует довольно специфическое влияние предстоящих президентских выборов.
Прежде всего, однозначным является два факта: во-первых, у нынешнего руководства страны нет реальных механизмов стабилизации ситуации и удержания экономики в относительно нормальном состоянии до президентских выборов и, во-вторых, нет денежных средств, необходимых для выполнения социальных программ. Поэтому достаточно проблематичным является воздействие на электорат так называемым «естественным путем» с помощью того, что «жизнь станет лучше благодаря заботе горячо любимого лидера нации».
Применительно к возможным вариантам развертывания событий и их влиянию на экономическую ситуацию в стране в общих чертах можно выделить три таких варианта:
— во-первых, сохраняется вероятность так называемой «мягкой» отмены президентских выборов. В таком случае экономическая сфера может некоторое время удерживаться в текущем состоянии, однако рост социальной напряженности, бюджетные неурядицы, последствия проблемы долговой пирамиды и масса других национальных особенностей расшатают стойкость нынешней власти. Ускорится процесс сворачивания экономических и политических отношений с Украиной и ее изоляция в мире. Учитывая неспособность нынешних властей к проведению каких-либо реформ, можно констатировать их обреченность в таком случае;
— во-вторых, возможно ужесточение существующей власти с отменой президентских выборов и установлением полувоенного режима. Теоретически возможным является возврат к жесткой административной системе под лозунгами «сохранения завоеваний независимости» или просто борьбы с чем-нибудь еще. В таком случае экономика должна будет переведена на полукарточное нормированное распределение с фактической ликвидацией немногих проблесков рынка. Хотя власти вряд ли пойдут на такой вариант. Такие действия будут однозначно осуждены международным сообществом, а кроме этого, развитой теневой сектор просто не даст нынешним властям «закрутить гайки»;
— в-третьих, существует еще один, наиболее вероятный вариант. Согласно данного варианта, нынешним политическим и экономическим руководством страны будет сделано все возможное для того, чтобы выжать из страны все соки именно перед выборами. Здесь несложно прогнозировать включение печатного станка и выплату всех видов задолженностей, решительное повышение зарплат и другие действия по принципу «после нас хоть потоп». В основном за несколько месяцев до выборов страна будет жить по законам, противоречащим не только основам экономической теории, но и какому-либо здравому смыслу. При этом уже никто не будет обращать внимание на точку зрения международных финансово-кредитных организаций, на внутренние и внешние оценки происходящего. Вряд ли стоит напоминать об инфляции и прогрессирующем спаде, который последует за этим. Такой довольно грустный сценарий не приведет к ожидаемым властями результатам и будет иметь самые печальные последствия для будущего страны. Учитывая то, что у Украины нет резервов для таких экспериментов, новому Президенту страны достанется весьма печальное экономическое наследство. И это будет показательным результатом деятельности Президента нынешнего.
Оценивая социально-экономическую ситуацию в стране, можно практически однозначно утверждать — через десять месяцев Украина будет иметь нового президента. Наступивший год просто обречен на перемены, учитывая откровенную усталость избирателей — от пенсионеров и домохозяек до политических деятелей и предпринимателей. И именно такие перемены будут позитивно восприняты не только внутри страны, но и за пределами Украины.