Перейти к основному содержанию

Гость про гостей...

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА: Российские заявления означают стремление вернуть старый статус-кво, когда существовал только один субъект военно-морской деятельности в Чорном море — Россия
30 июля, 19:59
ФОТО РЕЙТЕР

В СМИ как-то малозаметной осталась реакция Министерства иностранных дел Украины на недавнее заявление главнокомандующего ВМФ России Владимира Высоцкого во время морского парада в Севастополе, посвященного Дню ВМФ России, о целесообразности пребывания части ЧФ РФ в Севастополе после 2017 года. В очередной раз МИД Украины дал понять, что базирование российского флота в Крыму до 2017 года является четкой государственной позицией Украины, — тем самым опровергнув слова Высоцкого о том, что со стороны украинского руководства никто нигде однозначно не говорил, что до 2017 года ВМФ России в части, касающейся ЧФ, из Севастополя уйдет. «Хотел бы подчеркнуть, что в вопросе по поводу срока базирования ЧФ РФ нет разных мнений, есть четкая государственная позиция, обнародованная на всех уровнях», — сообщил пресс-секретарь МИД Василий Кирилич. Также он подчеркнул, что сегодня на самом высоком уровне принято решение подготовить базовые документы, которые будут предусматривать, что действие соглашения, дающего право российскому флоту базироваться до 2017 года в Украине, — завершается.

В целом, многое из того, что говорил главнокомандующий в тот день, вызывает ряд вопросов (газета «День» об этом уже писала, читайте №129, 28 июля). Некоторые высказывания Владимира Высоцкого требуют экспертной оценки с украинской стороны. В частности, говоря о перспективном сотрудничестве между ВМФ России и ВМС Украины, российский адмирал сказал: «По сути дела, у нас есть единая позиция с Военно-морскими силами Украины. Мы считаем, что эту задачу надо решать, опираясь на возможности черноморских государств. Всем остальным здесь, по большому счету, делать нечего. В гости — да, мы рады кого угодно принимать. Проводить здесь определенные мероприятия, связанные с безопасностью судоходства, — может быть, да. А что касается проведения учений, даже двусторонних, даже с самыми, скажем так, хорошими друзьями или союзниками... Я думаю, что это излишне». То есть, находясь, по сути, гостем на территории Украины, как и весь ЧФ РФ, Владимир Высоцкий пытается определить, кому быть гостем в Украине, а кому нет.

Неоднозначным выглядит и обещание Высоцкого о ежегодном пополнении ЧФ РФ одним кораблем дальней морской зоны и одной подводной лодкой, что не совсем соответствует двусторонним соглашениям о статусе и условиях пребывания российского флота на территории Украины. О том, что данные договоренности нарушались буквально недавно, свидетельствует задержание украинскими правоохранительными органами машин, причем трижды, перевозящих по Севастополю российскую военную технику для ЧФ. Правда, это нарушение главнокомандующий признал и пообещал провести расследование.

Как итог: интересной выглядит фраза адмирала о том, что «никто, нигде и никогда с позиции силы от ВМФ России не говорил и говорить не будет». Странно, но почему-то получается наоборот.

Неприятным моментом для россиян во время праздника стала в этом году встреча с обманутыми севастопольцами, у которых Строительное управление флота собрало деньги и пообещало квартиры, но не выполнило обещание и не вернуло деньги. И все это длится уже два года. Специально для «Дня» эту ситуацию прокомментировала корреспондент «5 канала» в Крыму Юлия Крючкова:

— Представители Черноморского флота реагируют на протестующих и журналистов очень странно — они просто отказываются общаться. Если журналисты внаглую задают вопросы, то отвечают односложно: мол, денег нету, когда будут — тогда и продолжим строительство. Ссылаются на Москву, Минобороны. Несколько дней назад у меня была попытка пообщаться с руководством Черноморского флота, но они не ответили на мой вопрос. И к людям не вышли. Утром перед началом парада под штаб ЧФ в Севастополе в очередной раз пришли митингующие с плакатами, но на них опять никто не отреагировал. Люди утверждают, что это продолжается с начала весны: каждую неделю они приходят под штаб ЧФ, но на них никто не реагирует. Они в растерянности. Вплоть до того, что один из митингующих приковал себя наручниками к забору штаба. Тогда, правда, к ним вышел человек из строительного представительства и объяснил то же самое — что денег нет. А у людей все документы, договоры на руках есть. Ведь это коммерческое жилье.

В 2005 году ЧФ подрядился строить коммерческое жилье. Деньги в это строительство вложили самые разные люди (не обязательно моряки-черноморцы). Согласно договору, в 2007 году, накануне Нового года, они должны были получить квартиры. Но не получили их до сих пор. Обманутые вкладчики уже писали обращения и к Путину, и к Медведеву, и к главнокомандующему флота. Люди говорят, что, вспоминая «Элита-центр», они боялись вкладывать деньги в коммерческие структуры, поэтому решили, что Черноморский флот, который уже 226 лет стоит в Севастополе, — это надежная государственная структура. Вот и понесли туда деньги без всяких сомнений. А сейчас оказалось, что коммерческие компании уже давно сдали жилье вкладчикам, а вот ЧФ... Я не могу оценивать ситуацию, с одной стороны,я просто вижу этих людей в отчаянии, а с другой стороны — вижу Черноморский флот, и никакой реакции с его стороны.

КОММЕНТАРИИ

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, директор Института внешней политики Дипломатической академии Украины при Министерстве иностранных дел Украины:

— Заявление о сотрудничестве только с российским флотом — это претензия на превращение Черного моря в русское озеро, в сферу абсолютного доминирования России и принижения суверенитета Украины. Но наши ВМС могут развивать сотрудничество со всеми флотами мира, ведь это наше право. Конечно, российские заявления означают попытку вернуть прежний статус-кво, когда существовал только один субъект военно-морской деятельности на Черном море — Россия. Только с ней должны иметь дело другие военно-морские флоты, в том числе и Украина, потому что Россия рассматривает нас как часть своей сферы влияния. Конечно, это ущемление независимого статуса Украины.

В соглашении о статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины обозначена общая численность военной техники и личного состава. Эта численность заявлена на уровне того корабельного состава, который был на момент подписания соглашения. Сейчас этот состав значительно меньший, поэтому в количественном измерении Россия имеет право наращивать численность кораблей ЧФ в Севастополе, но только с разрешения нашего государства. За время действия соглашения такое произошло буквально один-два раза. Украина ,прежде чем позволить России пополнить состав ЧФ, поставила условие — передать матросский клуб ВМС Украины. Россия не пошла навстречу, но разрешение от Украины все-таки получила. Вообще, без официального разрешения Украины, Россия не имеет права наращивать свой корабельный состав на территории Украины.

Поведение ЧФ РФ в своей деятельности подчинено тенденциям российской политики. Передвижение российских ракет по Севастополю — это демонстративное нарушение условий договора и внутреннего законодательства Украины. Соглашение 1997 года между Украиной и Россией четко определяет, что деятельность ЧФ на территории Украины осуществляется в пределах нашего законодательства. Нужно отметить, что в прошлом году нарушения двустороннего соглашения со стороны России также имели место, особенно во время грузинско-российской войны. Это целенаправленная политика на непризнание Украины как независимого государства, игнорирование ее законов, даже такими по факту мелкими нарушениями, которые были в Севастополе. Признание Владимиром Высоцким этих нарушений является новой тенденцией для России. С одной стороны, она интересная, с другой — становится очевидным, что Россия уже сейчас готовит почву для пролонгации соглашения 1997 года, дабы закрепить пребывание ЧФ на территории Украины навсегда. И таким образом осуществлять контроль над внешней и внутренней политикой Украины через свое военно-морское присутствие в Крыму.

Александр СУШКО, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины:

— Подписанные соглашения позволяют исключительно замену кораблей старых на новые. Это единственный сценарий, который допускается. Для того, чтобы увеличивать общую численность корабельного состава, нужно менять соглашение от 1997 года. Что касается вопроса сотрудничества. Понятно, что любой иностранный корабль возле украинских берегов является гостем. Высказывание Высоцкого можно отнести к определенной идеологической борьбе для того, чтобы представить российское военное присутствие как специфическое, которое отличается от других. Конечно, это в определенной степени риторика, которая находится в фарватере того мышления, которое практикует Кремль. Тревожит другое. Главнокомандующий ВМФ РФ говорит, что украинскому флоту не нужны другие партнеры кроме российского, кроме того, если страна не принадлежит к бассейну Черного моря, она не должна иметь возможность проводить обучение в Черном море. Такая позиция России расходится с украинской, потому что Украина неоднократно заявляла, что Черное море является открытым для судоходства и учений с привлечением широкого круга стран.

Месседжи главнокомандующего ВМФ РФ Владимира Высоцкого в Севастополе были достаточно противоречивыми. С одной стороны, он как будто бы и признал, что российская сторона нарушила двустороннее украино-российское соглашение о временном базировании Черноморского флота, с другой — он высказался, что Россия желает оставить ЧФ в Севастополе после 2017 года. Я думаю, что это взаимосвязанные позиции, поскольку у российской стороны существует понимание того, что эти вопросы будут очень непростыми. Тем более, что на сегодняшний день Украина четко отметила, что не имеет намерения продолжать базирование ЧФ РФ после 2017 года. Но у россиян все равно существуют надежды, что следующее руководство Украины может по-другому подойти к вопросу ЧФ. Но для этого России нужно максимально дистанцироваться от нарушений, которые имели место, и продемонстрировать свою добрую волю для того, чтобы бесконфликтно подойти к началу будущих переговоров относительно российского флота в Крыму. Это двойная тактика, которая, с одной стороны, показывает, что Россия готова признавать свои нарушения, а с другой — демонстрирует, что подобная политика проводится РФ с дипломатической целью, чтобы создать более благоприятное информационное поле для начала пролонгации базирования флота.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать