Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«И будет вам счастье!»

Эксперты «Дня» — об особенностях политической рекламы сезона-2012
22 июня, 12:05
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Официально избирательная кампания стартует лишь в конце июля, но уже сейчас мы являемся свидетелями многочисленной политической рекламы. Она касается как отдельных кандидатов, так и политических партий в целом. По словам директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Бала, нынешняя реклама в основном подготовительная, она демонстрирует те политические силы, людей, которые будут соревноваться на выборах. «Рекламу, которую мы сегодня видим, по большому счету, трудно назвать политической, — говорит Бала. — Она подготовительная. Пока никаких серьезных лозунгов или призывов, возможно, за исключением визуальной и аудиорекламы, нет. Есть апелляции к определенным слоям населения».

Оценивая качество политической агитации, эксперт подчеркивает, что все как в учебниках. «Внешняя реклама сегодня является классической, — продолжает Бала. — С этой точки зрения, она и качественная, и содержательная. Я часто слышу, что у кого-то реклама плохая, а у других — еще худшая. Здесь есть определенные правила. Каждая политическая сила, как правило, ориентируется на людей, которые могут за нее проголосовать. Реклама обязательно перед запуском проходит фокус-группы, в том числе, те ролики, в которых обвиняется предыдущая власть».

Это политтехнология. Ее за многие годы (многочисленные избирательные кампании) в Украине выучили неплохо. А вот насколько рекламные посылы совпадают с реальными проблемами людей? С этим вопросом мы обратились к экспертам «Дня».

КОММЕНТАРИИ

«ВСЕ — НА СТРАЖУ»

Виталий КИЧКИРУК, член общественного совета при Житомирской ОГА, «Фундация региональных инициатив»:

— В этой парламентской кампании основным средством агитации будет «гречка» — подкуп избирателя продуктовыми пайками, деньгами, церквами, школами и другими благами цивилизации за наши средства (в кредит, потом они свое «отобьют»).

Фактически же гражданам Украины не предоставляется объективная информация о деятельности действующих парламентариев. Мы до сих пор только можем догадываться об именах кандидатов в законодательный орган власти. Но на эти технологии нашлась альтернатива: гражданское движение «Честно» предложило 6 простых критериев, которым должны отвечать те, кто будет решать судьбу Украины в ближайшие годы: отсутствие фактов нарушений прав и свобод человека; соответствие задекларированных доходов и имущества образу жизни; неизменность политической позиции в соответствии с волеизъявлением избирателей; личное голосование в парламенте; непричастность к коррупционным действиям; участие в заседаниях парламента и работе комитетов. Уже сейчас эти активисты «копают» информацию о будущих кандидатах, проверяют их на добропорядочность. Кроме того, молодежь может также узнать объективную информацию о действующих депутатах: общественная организация «Молодежная стража» исследует выполнение уже данных молодежи обещаний политиками. И результаты пока еще неутешительны. Поэтому, хотя у нас существует огромная угроза того, что украинцев и в этот раз купят одноразовой подачкой, надежда на сознательный выбор каждого гражданина еще не умерла.

«ОБЩЕСТВО ПУСТЬ ПОСТЕПЕННО, НО СТАНОВИТСЯ УМНЕЕ»

Илья СТАРИКОВ, доктор педагогических наук, профессор факультета психологии НГУ им. В.А. Сухомлинского, Николаев:

— Действительно, избирательная кампания началась намного раньше официального срока. Только наши слепые наблюдатели делают вид, что ничего не происходит. Видно, такая слепота совсем не «куриная»...

О качестве политической рекламы, используемой в избирательной кампании сегодня, могу сказать только одно: ее авторы и наши политтехнологи плохо понимают различие между рекламой куриных окорочков или гигиенических средств и той, которая может повысить престиж конкретного кандидата или партии. Они все еще продолжают принимать нас за голодное быдло. А мы, пусть постепенно, но все же умнеем....

«КРУПНЫЕ ИГРОКИ МАССОВО ПУСТЯТ РЕКЛАМУ ПОЗДНЕЕ»

Виктор ПАЩЕНКО, доцент кафедры политологии Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара:

— Если деньги тратят сейчас, значит, во-первых, они есть, во-вторых, их не жалко спонсорам. Гораздо эффективней тратить деньги на политическую рекламу ближе к выборам. Впрочем, имиджевая реклама имеет смысл, если политик только начинает «раскручивать» свой проект, как например Королевская, или пытается вернуться в политику, как Медведчук. Крупные игроки массово пустят рекламу позднее, тогда и проявятся особенности предстоящей кампании по выборам в парламент.

«...ЭТО МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Александр КЛЮЖЕВ, политический аналитик, «Комитет избирателей Украины», Донецк:

— Отличие этих выборов от прошлых в том, что теперь появляется мажоритарный компонент. Потенциальные мажоритарные кандидаты уже начинают работать со своими избирателями: решают их коммунальные вопросы, платят им деньги. Закон еще не принят, поэтому судить с точки зрения законодательной мы их еще не можем. Это скорее морально-этическая проблема. Ведь съездов партий не было, мы не знаем, кто выдвигал этих кандидатов, за какие заслуги и так далее. Все это ставит под сомнение демократические устои.

Связывать политическую компанию с Евро-2012 еще рано. Но определенно политики будут обращаться к этой теме. Оппозиция потребует рассмотрения бюджета, потраченного на чемпионат, а власть будет давить на позитивные рычаги своей деятельности за период проведения чемпионата. Все это проблемы переходного периода. Евро не является политическим мероприятием. Это закреплено регламентом УЕФА. И то, что к примеру партия Королевской «Украина — Вперед» позволяет себе раздавать шарфы перед матчами сборной с собственным лозунгом и логотипом, говорит лишь о их стандартах. Если они выбирают такой путь — значит, они выбирают такие стандарты.

«ЕСЛИ В БИЗНЕСЕ ГЛАВНОЕ —ВПАРИТЬ ТОВАР, ЧТОБЫ ЛЮДИ ПРИОБРЕЛИ ЕГО ХОТЯ БЫ РАЗ, ТО НА ТО ЖЕ НАПРАВЛЕНЫ И УКРАИНСКИЕ ПОЛИТИКИ»

Тарас ЛИТКОВЕЦ, политолог, заместитель декана исторического факультета Волынского национального университета имени Леси Украинки, ведущий политических новостей на FM-радио «Луцьк»:

— Избирательная реклама является видом избирательных технологий, в западном мире опыт этой рекламы насчитывает уже десятки лет. В Украине от выборов к выборам, то ли это выборы в органы местного самоуправления, то ли президентские, то ли в Верховную Раду, роль политической рекламы растёт с каждым годом. Но она отображает уровень политической культуры наших граждан, однако эта культура ещё далеко не сформирована, как ни сформированы и политические взгляды украинцев. Не сформированы так, как в США, Британии или Германии. У нас же чётких убеждений у избирателя еще нет. Украинский избиратель ещё очень недоверчивый, не верит любой власти или какой-либо политической силе, потому что его не один раз обманывали.

Часто политическая реклама в Украине не заморачивается, так сказать, над морально-этической направленностью своих текстов и призывов. Если ещё лет пять назад политическая реклама в Украине была на уровне уличных агиток и переполненных ими почтовых ящиков, то в настоящее время, конечно, это красивая продукция, проникшая во все щелки жизни украинца, от интернета, когда тебе вместе с рекламой туфель или отдыха предлагают и какую-то политическую силу, до биг-бордов на всех улицах города и даже дорогах. Характерной особенностью нынешней украинской политической рекламы является то, что она в своём содержании... не изменяется. Недавно я принимал участие в анализе проекта программы объединенной оппозиции, и эксперты констатировали, что на 25 страницах текста — те же лозунги, та же демагогия, которую мы наблюдаем у политических партий в течение всего периода украинской независимости. Продолжает активно использоваться негативная реклама. Вспомним, как Ющенко в Донецке изображали в образе Гитлера. Однако представить сегодня, чтобы Януковича где-то в Западной Украине изобразили негативно, уже невозможно, что свидетельствует о свёртывании демократии. Для наших политических сил выборы то же, что и бизнес-проект. Если в бизнесе главное впарить товар, чтобы люди приобрели его хотя бы раз, то на то же направлены и украинские политики. Поэтому у нас и есть около 200 партий, по несколько социал-демократических, коммунистических, женских, экологических, христианских и тому подобное. В определённых регионах, в частности и на Волыни видим скрытую рекламу нынешней власти, причем проводится она через раздувание хотя бы минимальных достижений.

Интересы партий — отдельно, интересы избирателей — отдельно. Эту суть украинской политики мы сейчас очень ярко видим в политической рекламе. Отношение к избирателю остаётся таким же конъюнктурным, его воспринимают лишь как ступеньки к завершению бизнес-проекта.

«КАК ОТНОСЯТСЯ ИЗБИРАТЕЛИ К ЭТОМУ РАСТОЧИТЕЛЬСТВУ? АДЕКВАТНО»

Игорь ГУЛЫК, политический эксперт, Львов:

— В общем, у меня впечатление, что страна перманентно находится в электоральном безумстве, это началось, по-видимому, после выходки Ющенко с внеочередными выборами в Верховную Раду 2007 года.

Но длительность и непрерывность процесса никоим образом не означает улучшения качества политической рекламы. Это не тот случай, когда «повторение — мать учения». Напротив, с каждой кампанией она становится более примитивной, вопиёт к своему представляемому реципиенту упрощенными лозунгами, по большей части — популистского характера. Да и самого потребителя, как по мне, авторы такого пиара считают идиотом: без памяти, без принципов, без образования.

Недавно приходилось по делам ездить по Тернопольщине. Одного из местных деятелей мне выпало видеть несколько десятков раз на биг-бордах вдоль пути, причем в нескольких ипостасях. Но каждый раз — рагулизм, поверхностность, кричащее пренебрежение к тем, кого этот «лидер» приветствует, кого призывает и тому подобное.

Как относятся избиратели к этому расточительству безумных средств и убожества мысли? Мне кажется, что адекватно, с презрением. Теперь этого никто не демонстрирует, в сердцах, сплевывая лишь в совсем «клинических случаях». Дальше будет охлаждение, поскольку волна политического пиара будет нарастать. Как по мне, то в Украине ККД от всех этих биг-бордов, «джинсы», роликов граничит со статистической погрешностью. Как, к слову, и результаты тех, кто пиарился сильнее всего.

«УВИДИМ, ЧТО БУДУТ ПРЕДЛАГАТЬ НОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ»

Игорь КУЖИК, генеральный директор телевизионной студии «Місто», депутат Полтавского городского совета (2006 — 2010):

— Понятно, что политики сегодня начали забрасывать какие-то лозунги, чтобы они раньше отложились в сознании людей. Однако не думаю, что кто-то очень проникается креативом и поиском новых месседжей. Помните рекламу «Фронту змін» с «полосатым» Яценюком? Политологи потом долго объясняли, что эти полосы значат, что Украина находится на границе, на пределе. Такая креативность — обычное выбивание денег из кандидатов. Пока что, я не увидел чего-то чрезвычайного, что выделялось бы из общего контекста. Обещания политиков обществу — традиционны: будет счастье, будут изменения. Думаю, основной упор во время будущей кампании будет сделан на социальные вопросы, потому что в стране в этом плане сложная ситуация. Что предлагают коммунисты? Национализацию предприятий, бесплатное образование и медицину. Что говорит Королевская? «Новая экономика — новая страна». Что обещает «Батьківщина» с «Фронтом змін»? Новый налоговый кодекс. С чем победил Янукович? «Мы преодолеем бедность», «Улучшение жизни уже сегодня». То есть все используют в первую очередь социально-экономические лозунги, избегая радикальных. Идеологические вопросы будет затрагивать «Свобода» или крайние левые вроде партии Витренко, которая будет кричать, что мы с Россией против НАТО и за русский язык. Вскоре увидим, что будут предлагать избирателю новые политические силы, в частности «УДАР», позиция которого пока непонятна.

«РАСЧЕТ ИДЕТ НА ТО, ЧТО ИЗБИРАТЕЛИ ПРОДАЖНЫ»

Юрий САС, эксперт исследовательского аналитического центра «Енігма»,Черкассы:

— Принципиальное отличие нынешних выборов заключается в том, что оппозиционные кандидаты демонстрируют в своей агитационной работе свою принадлежность к оппозиции, тогда как кандидаты от власти пытаются не демонстрировать свою причастность к власти. Судя по всему, в таком ключе агитационная кампания кандидатов в депутаты и будет проходить в Черкасской области. Партия власти пытается в своей агитационной работе использовать бюджетный, социальный ресурс, и то, что органы власти должны делать в соответствии со своими функциональными обязанностями, ставится в заслугу Партии регионов — такой является тенденция информационной агитационной работы.

Относительно оппозиции, то акцент идет только на ключевые моменты наподобие наличия политического преследования лидеров оппозиции. Какой-то конкретной социальной программы у оппозиции, судя по всему, нет, потому в агитации они это не используют.

Мы на Черкащине уже имеем дело также с такой тенденцией, как агитация против кандидатов. Когда не от имени оппонента, а безличностно, без исходных данных есть образцы «черного пиара» — агитационные материалы против опредёленных будущих кандидатов.

Относительно отношения к избирателям, то здесь, как по мне, никакого секрета нет, что избирателя воспринимают как субъект, у которого нужно любой ценой получить его голос. При этом расчёт идет на то, что избиратели продажны (к сожалению, частично так и есть), что они не имеют политической памяти, не помнят о межпартийных переходах того или иного кандидата, а если и учитывают их, то лишь как второстепенный фактор. Если оппозиция рассчитывает, что её поддержат только потому, что она оппозиция (что тоже является недооценкой нашего избирателя и отсутствием желания что-то интересное ему предложить в плане каких-то идей и ключевых сообщений), то власть вообще всё сводит к тому, что избиратель — это потребитель определённых социальных благ, услуг, материальных благ. И так же кандидаты условно независимы, мажоритарники тоже всё сводят к тому, что избиратель — это потребитель определённых информационных продуктов, определённых социальных благ и материальных вещей, и вокруг этого всё строится.

«НУЖНА ОТКРОВЕННАЯ ДИСКУССИЯ»

Глеб ГОЛОВЧЕНКО, генеральный продюсер ТК ТАК-TV, директор Колледжа прессы и телевидения, Николаев:

— Фальстарт политических гонок сегодня демонстрирует тенденции, которые могут быть присущи всей предвыборной кампании. Избиратель рассматривается как объект для влияния и навязывания «политического товара». Для развития гражданского общества важно, чтобы избиратели среди своих избрали представителей, которые смогут представить их интересы в законодательной власти. А для этого не нужны громкие красноречивые «медиа-баунти», а нужна простая откровенная дискуссия относительно роли и места ВР и депутатов в жизни простых граждан. Доверие через открытость нужно сегодня обществу, а не цветные открытки, борды, которые не дают понимания последствий свободного выбора.

«ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ К ВЛАСТИ НЕ ОПРАВДЫВАЕТ ОГРАНИЧЕННОСТИ ИЗБИРАТЕЛЯ»

Виктор ПАЩЕНКО, руководитель Закарпатского института политических исследований, Ужгород:

— По сравнению с предыдущими избирательными гонками нынешняя реклама заметно выделяется агрессивностью. Слишком много веры в то, что политика похожа на сиюминутную коммерцию и тактика простая — чем больше, тем лучше.

Относительно качества. Как по мне, то рассчитана она на наиболее примитивные человеческие эмоции. Например, Партия регионов сваливает все неудачи прошлых лет исключительно на предшественников, замалчивая при этом тот факт, что в «оранжевую» пору с августа 2006 по декабрь 2007 года при власти было именно правительство премьера Януковича, а нынешний «успешный» премьер, который «не представлял масштабы разрухи», работал в этом правительстве первым вице-премьер-министром финансов, так что к созданию тогдашней разрухи тоже приобщился сполна. Но и оппозиция недалеко ушла, мол, мы победим и этого достаточно. Никакого позитива, кроме противостояния, не видно. Индивидуальная реклама по тому же принципу. Цель засветить фамилию и лицо. Хотя качество и эффективность понятия вовсе не тождественны.

При этом демонстрируется полное пренебрежение к избирателям. Опыт Черновецкого диктует моду. И здесь вовсе не комплиментарные выводы для избирателя. Если он готов покупаться на такую ерунду, то здесь лишь можно вспомнить знаменитую песенку Буратино... «На дурака не нужен нож...» К сожалению, пренебрежение к власти не оправдывает ограниченность избирателя. А самовлюбленность в невежество (мол, нам нет дела к политике) и создает тот государственный механизм, который потом так «перелопачивает» общество на протяжении следующей каденции, как ему хочется.

Подготовили Юлия ГУЗ, Житомир; Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов; Сергей ШЕБЕЛИСТ, Полтава; Виктория ВЕСЕЛОВСКАЯ, корпункт «Дня» в Николаеве; Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк; Василий ИЛЬНИЦКИЙ, Ужгород; Катерина ЯКОВЛЕНКО, Донецк; Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы; Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать