Интеллектуальная журналистика — как цитадель против постсоветского варварства
Перманентные кризисы, которые переживает Украина в ХХ веке, — кризисы идентичности и политики, экономики и демографии — до сих пор анализируются в большинстве случаев в социо-политических категориях. Но и здесь — только что собрались с силами на какое-то минимальное продвижение в изучении истории Украины, только что была расчеркнутая карта украинской гекатомбы — от Голодомора, репрессий, уничтожения всего живого на этой земле, — вылезли на свет Божий ящеры из советских пещер, оделись в министерские и депутатские костюмы и наполнили страну вонью недорастленного тела советской империи. Это признак того, что, с одной стороны, интеллектуальным усилием ради возвращения государства в русло нормальной жизни и цивилизованного восстановления не хватило системности, последовательности, решительности, воли. А с другой — это также и признак неожиданно глубокой деградации общества, в результате зловещего эксперимента, проведенного над ним советским режимом. Известно, что когда женщины переносят беременность в условиях войны, голода, нужды, резко растет процент шизофрении у рожденных от таких женщин детей. Украинское общество — и не будем говорить о прошлых веках — лишь в одном ХХ веке жило в условиях постоянной войны Власти против Народа. Поэтому многоаспектные патологии этого общества — слишком глубокие, а масштабы деградации еще придется изучать не одно десятилетие.
Поэтому для понимания этих процессов одних только социо-политических категорий маловато. Нужные категории философские, моральные, этические. Собственно, одна из причин сегодняшнего катастрофического положения Украины в Европе и в мире — это системное отчуждение Украины от европейской гуманитарной мысли и, в первую очередь — от гуманитарного мысли западного мира ХХ века. Категории гуманитарной науки демократических обществ у нас еще очень мало разработаны, а для тех немногочисленных исследований, где они присутствуют, не существует механизмов передачи этих культурных смыслов более широкой читательской аудитории. А при такой вивисекции образования, как она осуществляется сегодня, за несколько лет общество и вообще рискует стать на четвереньки и побежать в лес. Сегодня средний культурный уровень общества на отметке, которая не позволяет продвижения, модернизации. О политиках же нечего и говорить — ни одна из употребляемых ими политических или культурных категорий не имеет отношения к реальности современного мира. В таких условиях Украина может быть лишь клоном российской бесперспективности, где несколько кланов оккупировало страну и пожирают ее ресурсы. Российский историк Афанасьев называет российскую власть оккупационной — ведь это власть, которая «относится к населению страны, как к покоренному и порабощенному» («День», 10.08.2010). В Украине, следовательно, это оккупация в квадрате.
И вот в этой, казалось бы, безвыходной ситуации появляется газета «День», которая из года в год, шаг за шагом очерчивает новые координаты украинского бытия. В чем загадка «Дня»? В рождении интеллектуальной журналистики, как системного явления, прицельно ориентированного на культурно и граждански сознательного читателя. То есть, «День» фактически строит новую модель информации: свобода слова, но слова, обязательно наполненного сложными культурными содержаниями современной эпохи. Это — мост между модерной гуманитарной наукой и гражданином. Фактически благодаря «Дню» появился уникальный феномен Джеймса Мейса. Благодаря «Дню» проблема Голодомора была увидена не только в сугубо исторической плоскости, но и в плоскости моральной, культурной, в целом, цивилизационной. Или взять такое гигантское явление, как философ Сергей Крымский: именно благодаря публикациям «Дня» этика и футурология Крымского стали достижением каждого человека, который способен услышать голос мыслителя. «День» — это также «майдан» чрезвычайно острого политолога Игоря Лосева — и символично, что он родом из Севастополя. От Голодомора к Лосевским «расчленениям» мертвого телевидения, от Дзюбы, что, пообщавшись с Монтескье, вынужден тратить свое драгоценное время на министра псевдообразования, — до западных политологов, от масштабной политологии Щербака к оригинальной литературоведческой географии Панченко, от исторических экскурсов к психологическим зарисовкам — все это живая ткань диалога новой журналистики с новым читателем. И отдельная страница — это «День» в его отношениях с молодежью: и Острожский клуб, и Школа журналистики, и постоянные презентации и встречи в украинских университетах. Это и в самом деле творение новой реальности, где приоритет Свободы и приоритет Знания противостоит новейшему постсоветскому Варвару с его неорежимными судорогами и самовлюбленным невежеством.
Но очевидно и этого не достаточно. Всегда можно сказать: ту статью читал, а другую нет, газету забыл купить, имел более важные дела. Или же и так: совсем ничего у нас нет — ни своей «Ѓазети Виборчої», ни «Нью-Йорк Таймса». Словом, странно, что на Марсе не растут груши. И вот тогда появляется «Экстракт»: сначала «Экстракт-150», а затем и «Экстракт +200» — в двух томах. Неслыханное явление: весомый научный двухтомник, который сопровождает ежедневную газету! В Европе часто газета выходит в сопровождении того или иного «культурного продукта»: серии фильмов или музыкальных CD, детективных романов или даже энциклопедии. Но подобное издание невозможно: ведь считается, что газета, так или иначе, живет один день! А именно «День» так не считает. То есть, само издание этих книжек говорит о том, что кратковременная информация не углублена в прошлое и не смотрит в будущее. Лишь информация, которая охватывает разные измерения жизни общества, может нести с собой энергию трансформации.
«Библиотека газеты «День» — это удивительная интеллектуальная парабола, где «стратосфера исторической памяти», по формуле Ларисы Ившиной, приоткрывает двери в будущее. И которая никому не дает право сказать: меня здесь не было, это состоялось без меня. Нет, все, что происходит — трагический или победный результат наших усилий, индикатор нашей воли — или же ее отсутствия. В конечном итоге, даже объем издания — показатель невероятной работы всей редакции, то есть всех звеньев этого большого проекта. Через концепцию памяти этот проект приобщает Украину к отнятому у нее материка гуманитарной культуры модерной Европы. А через свой рациональный, взвешенный, диалогический стиль формирует новое поколение молодежи, которая, наконец, — будем надеяться, — окончательно вырвется из постсоветской пещеры на свежий воздух. И будет продолжать творить новые культурные смыслы, мощный импульс которым дает сегодня «День» на всех ступенях общественной жизни.
Выпуск газеты №:
№177, (2010)Section
Nota bene