Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Каждый «хеопс» желает иметь свою пирамиду,

или Михайловский Златоверхий как макет демократии
21 августа, 00:00

24 августа Крещатик будет держать экзамен на прочность — впервые за годы независимости по нему пройдет военный парад. В программе праздника массовые народные гулянья, салюты, фейерверки — т.е. всевозможные зрелища для народа. Гулянье предстоит «по-взрослому» — этакий синтез известных сценариев советских праздников революции (так сказать, торжественная часть) с привнесением порицаемых ранее карнавальных элементов, заимствованных у легкомысленных иностранцев.

7-я годовщина — сама по себе несомненно уважительная причина для ликования. Но, увы, и только...

К сожалению, торжества эти носят исключительно локальный характер, потому как происходят на фоне общенационального неблагополучия, если не общенациональной катастрофы. Так что получается — пир во время чумы.

Напрашиваются крамольные до непристойности аналогии — например, подготовка к очередному юбилею (революции ли, со дня рождения ли вождя) в былые времена. Тот же стиль, тот же почерк — обязательно приурочить к определенной дате сдачу какого-то объекта, вгрохать массу средств, сил, торжественно рапортонуть и, отерев пот со лба, испытать гордость за очередное свершение.

Многие, наверное, помнят первомайскую демонстрацию 1986 года, колонны легко одетых марширующих детей в солнечный радиоактивный день на трагическом фоне чернобыльской катастрофы. И несколько дней спустя велогонку Мира, перекрытый проспект Победы, мешающий бегу из Киева киевлян.

Парад, намеченный на 24 августа, — явление того же порядка. Необходимость его непонятна. Более того, проведение его в некотором смысле даже парадоксально, если вспомнить, что 17 июня Президент своим беспрецедентным указом приостановил на половине призыв на действительную службу в армию. И дата вроде некруглая, и свершений не имеется для особо пышных торжеств.

Найти разумное объяснение этой акции не представляется возможным. Либо это акт отчаяния — хоть погуляем, либо чисто страусиная позиция — делать вид, что ничего не замечаем.

А может быть, все объясняется просто?

Любая власть тщеславна по определению. Наша же — тщеславна еще и по необходимости. Хотя и произошли радикальные изменения в форме нашей жизни, в содержании же, по сути, мало что изменилось. Независимость, беспрецедентно, можно сказать, дарованная Украине свыше, не только заставила прежнюю номенклатуру оперативно сменить идеологические приоритеты (по сути, с прежним образом мыслей и действий) и остаться «у кормила», но и привела во власть новых людей — властных, энергичных, с большими собственными амбициями и аппетитами. Большинство из них о независимой Украине в принципе раньше и не думали, и не болели о ее судьбе никогда.

Людей же, пришедших туда с желанием что-то сделать для страны, к сожалению, немного.

И спустя семь лет независимости наша власть, не имея, по сути, значительных успехов в своей деятельности, просто вынуждена «надувать щеки» и, как в старом анекдоте брежневских времен, «весь пар выпускать в гудок». Логику понять несложно: должны же быть хоть какие-то успехи — ощутимые, зримые. Неужели все только плохо? Вон как много сделано для Киева, к примеру. Появилась масса памятников (княгине Ольге, Ярославу Мудрому, Георгию Победоносцу), перестроена Михайловская площадь, строится заново Михайловский Златоверхий монастырь, восстановлена церковь Богородицы Пирогощи на Подоле.

Что до необходимости восстановления разрушенных храмов в первоначальном виде — это отдельная тема. Существуют серьезные сомнения, будут ли храмы восстановленные тем средоточием духовности, что и разрушенные. Сможет ли копия в полной мере заменить оригинал или останется лишь макетом в натуральную величину? Тем более если копия таковой на самом деле не является. Во всяком случае колокольня Михайловского Златоверхого монастыря, как это ни парадоксально, даже внешне не абсолютно идентична оригиналу. И пышно разрекламированное восстановление уникального памятника культуры превращается в неприличную подмену — вместо бриллианта грубо сработанный страз.

Вероятнее всего, инициаторы восстановления менее всего озабочены именно этой проблемой, а она все-таки главная. Скорее всего эта демонстрация радения за культуру — беспроигрышная, удачно найденная ниша приложения высочайшего внимания на фоне отсутствия общенациональной идеи и сколько-нибудь четко обозначенных идеологических ориентиров. И не в последнюю очередь мелкое тщеславное желание войти в историю.

Но даже если и надо восстанавливать храмы, то, наверняка, не сейчас. Господь простит и потерпит еще.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» — крылатые слова Горация, перепетые не раз многими поэтами разных времен и народов (и Державин, и Пушкин в их числе). Такую уверенность может позволить себе только гений. Только он может воздвигнуть себе памятник энергией своего духа.

А если не гений, но памятник себе очень хочется?.. Страсти этой подвержены амбициозные, честолюбивые правители — тираны, деспоты, имеющие неограниченную власть и казну в своих руках. И воздвигаются памятники рукотворные, причем творят их чужие руки. Хрестоматийный пример — пирамида Хеопса, которая возводилась десятки лет тяжким трудом сотен тысяч рабов и на постройку которой ушли все средства из казны.

Многие «хеопсы» зафиксировали за счет казны свое правление в многочисленных памятниках, арках, дворцах, которые выразительно характеризуют их как личности. Среди памятников этих есть и истинные шедевры архитектуры, скульптуры. С одной стороны, это способствовало развитию культуры человечества (хотя не всегда результат являл собой шедевр), с другой стороны — какой кровью вершились они...

Но можно однозначно сказать, что явление это присуще тоталитарным, деспотическим режимам. Чем нищее народ, тем громче поется осанна его правителям, тем громче фанфары и литавры. Тем амбициознее власть предержащие. Истинная демократия и такой произвол несовместимы.

Русь особенно показательна в этом смысле. Азиатская составляющая в ее истории сильно затормозила цивилизованное развитие и явилась причиной отставания от остального мира. И мы как часть бывшей Руси все еще нащупываем пути вхождения в цивилизованное сообщество. Наш декларируемый демократический фасад так же мало соответствует демократии, как строящийся Михайловский Златоверхий подлинному Михайловскому Златоверхому.

С давних времен действовала многовековая российско-имперская логика — провинция утопала в грязи, нищете, невежестве, зато центры — столицы изо всех сил тщились соответствовать. И еще как соответствовали! По принципу «своя рука — владыка» казна использовалась для удовлетворения прихотей и капризов власть имущих. Для так называемых социальных программ или, проще говоря, для народа денег перманентно не хватало.

В облике каждого крупного города бывшей Российской империи (Советского Союза) можно обнаружить вещественные знаки того или иного правителя.

Петербург — детище энергичного, жестокого, амбициозного Петра, возведенный в прямом смысле на костях его непосредственных строителей.

Сталин, абсолютный тиран, уничтожая символы прежних властей, увековечил свое правление новыми символами и знаками. Появился новый стиль — тяжеловесный монументализм, как бы Сталин в архитектуре — все очень весомо, непререкаемо и безвкусно. Нынешнее здание МИДа — классический образец архитектуры эпохи тоталитаризма.

С именем не очень культурного вождя Хрущева связан Кремлевский Дворец съездов, невежественно возведенный в Кремле и лишивший уникальный архитектурный памятник права таковым считаться.

«Прокуратор» Украины Щербицкий, истовый служака московским начальникам, тоже не лишен был тщеславных амбиций. Его стараниями Киев «украсился» многими культовыми сооружениями служения идеологии. Находился повод, по которому просто необходимо было что-то такое эдакое соорудить, сотворить, построить. Логика была простая. Юбилей можно сделать из любой даты — лишь бы она была кратна хотя бы пяти. Или единице на худой конец. К 110-й годовщине со дня рождения вождя — музей В.И.Ленина (половину Владимирской горки разворотили ради этого «шедевра»), к 330-й годовщине воссоединения Украины с Россией — арка Дружбы Украины с Россией, остроумно прозванная в народе ярмо, к 60-летию Октябрьской революции — несравненная по своему безобразию скульптурная группа с Лениным во главе. Колоссальный мемориальный комплекс «Музей Великой Отечественной войны» с печально известным монстром, именуемым Родиной-матерью (хотя, возможно, в этом и была своя логика), был торжественно открыт к 46-й годовщине Победы (надо было спешить — главный вождь Л.И.Брежнев был уже очень плох — доживет ли до настоящего юбилея — 50-летия Победы?). При этом в наличии уже, как правило, имелись все эти и музеи, и памятники. Стройки эти как бы кричали — мы свои, мы служим идеологии, мы одно целое с ней, мы в системе.

Результаты нынешних созидательных потуг — увы, не шедевры. Скорее это подмена со знаком «как бы». И это весьма показательный знак, эмблема нашей власти: в политике — как бы демократия, в экономике — как бы рынок, как бы реформы. И памятники новые тоже «как бы» восстановленные.

Что интересно и даже смешно — что в Москве, что в Киеве происходят абсолютно идентичные процессы. Сказывается общая партийная школа. Но у Москвы, как всегда, пальма первенства. И, как всегда, срабатывает наш извечный провинциальный синдром — делать так, как Москва. Вот и жиреет Москва на фоне нищающей России, да и Киев до неприличия охорашивается на фоне нищающей Украины.

Безусловно, после генеральной реконструкции любимый нами Крещатик красив. Как красив отремонтированный Дворец «Украина». Как красива перестроенная Михайловская площадь. И, конечно же, Киев должен стать европейской столицей. Но... не раньше, чем Украина станет европейским государством. Можно создать свою европейскую столицу в пределах нашего Садового кольца — в радиусе пары-тройки километров от улицы Садовой. Дабы ублажать взор высоких государственных мужей и тешить их тщеславие. Можно устроить «и на нашей улице Крещатик праздник» независимости — промаршировать, продемонстрировать нашу крепкую броню. Но не безнравственна ли эта пышность на фоне тотальной нищеты и обвала экономики? Не цинично ли из тощего бюджета транжирить деньги на амбициозные проекты амбициозной власти, не додавая пенсионерам, здравоохранению, детям, культуре, науке?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать