Перейти к основному содержанию

Ход за Киевом

НАТО понижает уровень участия Украины в Пражском саммите
01 ноября, 00:00

Заседание совместной комиссии НАТО—Украина во время проведения саммита НАТО в Праге 21—22 ноября состоится на уровне министров иностранных дел. Об этом заявил прессе по результатам заседания Совета НАТО представитель Альянса Ив Бродер. Ранее заместитель главы администрации Президента Украины Анатолий Орел заявлял, что по его мнению, Президент Леонид Кучма примет участие в пражском саммите. Сам Президент, находясь в Вильнюсе с визитом, говорил, что «ситуация вокруг участия в Пражском саммите осложненная», и объяснил, что речь идет при этом об обвинении Украины в продаже Ираку радарных систем «Кольчуга». Как тогда говорил Президент Кучма, он не знает, целесообразно или нет проводить саммит Украина—НАТО, если он состоится именно «под знаменем, продавала Украина оружие или нет». По информации из штаб-квартиры НАТО, распространенной информагентствами, генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон, как сообщила Би-Би-Си, сказал: «У нас было ощущение, что в условиях недавних обсуждений обвинений по радарным системам «Кольчуга», будет в лучших интересах НАТО и Украины, если комиссия НАТО—Украина встретится в Праге на уровне министров иностранных дел». Представитель НАТО Ив Бродер в официальном сообщении сказал, что это решение принималось в интересах поддержания конструктивных отношений между Украиной и Альянсом. По его словам, страны-члены НАТО подтвердили свои обязательства расширять и углублять отношения с Украиной. «Принимать это приглашение или нет — остается украинским делом», — сказал «Дню» Ив Бродер. Он подтвердил, что в данном случае речь идет о снижении уровня заседания Комиссии НАТО—Украина.

Первая реакция официального Киева, обнародованная министром иностранных дел Анатолием Зленко, была следующей: «Мы внимательно изучаем предложенный НАТО формат заседания Комиссии Украина—НАТО в рамках Пражского саммита и в ближайшее время сообщим нашим партнерам о принятом решении». Далее в заявлении министра отмечалось, что «Украина как большое европейское государство не может быть объектом манипуляций. Решение о формате Пражского заседания должно приниматься с учетом реального места и роли Украины в современной архитектуре европейской безопасности и достигнутого уровня нашего сотрудничества с Альянсом». Зленко также подтвердил, что стратегический курс Украины на евроатлантическую интеграцию остается неизменным.

Отчет группы американских и британских экспертов, изучавших возможность продажи Украиной «Кольчуг» Ираку, должен был быть передан украинскому правительству на этой неделе. Представители Соединенных Штатов отмечали, что одновременно с результатами расследования будут ознакомлены и союзники США. Тем не менее, решение о формате заседания Комиссии Украина— НАТО принималось, когда ни у одной из сторон на руках еще не было документа с выводами группы экспертов.

«Никакой трагедии в этом я не вижу, и другого решения я и не ждал. Тучи сгустились, выполнялись определенные задачи, и ситуация обострилась настолько, что это привело к снижению уровня саммита до встречи министров иностранных дел. Все это преходяще, ибо есть геостратегическое положение Украины, есть желание НАТО сотрудничать с Украиной. В НАТО хорошо понимают, что сегодняшняя Украина, с ее немощной экономикой, загнанной неизвестно куда социальной сферой, такими вооруженными силами — это не та сила, которая может соответствовать натовским стандартам», — так прокомментировал «Дню» сложившуюся ситуацию председатель парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны, член фракции КПУ Георгий Крючков. По его словам, будучи недавно в Брюсселе, из разговоров в штаб-квартире НАТО он ощутил, что голоса по дальнейшим отношениям с Украиной разделились, но все сошлись на том, что все может быть сделано таким образом, чтобы «не толкнуть Украину в объятия к России».

«Не может быть и речи о том, чтобы под документом, который НАТО и Украина подпишут по результатам заседания в Праге, стояла подпись Президента Кучмы», — так еще ранее представитель одной из далеко не последних стран-членов ЕС и НАТО выразил общее мнение и общую атмосферу. Неофициально же давно говорилось, что приглашение Украины на саммит НАТО, принятое на встрече министров иностранных дел стран-членов НАТО в мае в Рейкьявике, вовсе не обязательно означает персональное приглашение Президенту Украины. Тем самым еще задолго до осени был дан довольно четкий сигнал, и потому действительно, ничего неожиданного и непредвиденного в этой ситуации для Украины не было.

В том же, что касается объявленного «углубления и расширения сотрудничества» — то речь идет прежде всего о том, что по результатам Пражского саммита и заседания Комиссии Украина—НАТО планируется, во-первых, объявить о начале так называемого интенсифицированного диалога между Альянсом и Украиной, что является первой ступенькой огромной работы по присоединению страны, выразившей такое желание; и во-вторых, подписание Общего плана действий Украина—НАТО, имевшего своей идеологической основой именно вышеупомянутый интенсифицированный диалог. Следующей ступенькой по выполнению сторонами Общего плана действий, должно было бы стать привлечение Украины к Плану действий по получению членства — Membership Action Plan, через что обязательно проходят все страны-аспиранты, и что может продолжаться еще несколько лет и тоже еще не является гарантией обретения страной-аспирантом полноправного членства.

Георгий Крючков говорил «Дню», что момент, безусловно, обидный для Украины. Экс-министр иностранных дел Борис Тарасюк, председатель комитета ВР по вопросам европейской интеграции, представитель «Нашей Украины», комментируя ситуацию для «Дня», сказал, что с точки зрения интересов государства, «ситуация негативная». И, по его мнению, «от нас самих будет зависеть, насколько мы сможем смягчить этот негатив». По словам депутата, «из реакции министра иностранных дел Зленко следует, что он еще будет принимать решение. На самом деле, существует не так много вариантов, всего два — принимать участие в заседании или же не принимать. Робертсон подчеркивал, что существует заинтересованность в продолжении отношений НАТО с Украиной. И здесь было бы важно само содержание этих отношений. Важно принимать участие, а не «не принимать», нужен диалог. Тарасюк считает, что решение Совета НАТО — это не первый сигнал, сигналами были также и заявления Генерального секретаря Совета Европейского Союза Хавьера Соланы и премьер-министра Швеции Йорана Перссона на недавней конференции в Варшаве. Украинская исполнительная власть на эти сигналы не отреагировала. «Реакция может быть правильной и неправильной, адекватной ситуации и неадекватной. Можно, конечно, стать в позу и оскорбиться. Правильным решением было бы ехать, доказывать свои аргументы, решать, каким образом можно перевести в практическую плоскость провозглашенную идею получения Украиной членства в НАТО. Неучастие будет означать непринятие тех документов, над которыми уже завершается работа, и которые могут приблизить Украину к членству в НАТО». До этого приближения, считает Тарасюк, уже дозрели все условия — в частности, последние парламентские слушания по вопросам отношений Украина—НАТО показали наличие проевроатлантического большинства в парламенте». И, по мнению депутата, реакция Президента в Вильнюсе была очень важной — он заявил тогда, что нужен диалог. И «если эта терминология закрепится в политическом лексиконе, то, может быть, дойдет до диалога с другими политическими силами» — а его отсутствие тоже было одним из факторов, которые привели к решению НАТО об уровне контактов с Украиной. С тем, что Украине нужно принимать участие в Пражской встрече, согласен и заместитель Крючкова, депутат от СДПУ(о) Борис Андресюк.

Министр Анатолий Зленко к моменту подготовки номера в печать еще не объявил о своем окончательном решении. Трудно однако согласиться с тем, что решение отказаться от участия отвечало бы интересам Украины — и наоборот, оно означало бы не только шаг назад в отношениях с Альянсом, но и фактически отказ от курса государства, провозглашенного решением Совета национальной безопасности и обороны от 23 мая. А непоследовательность такого уровня может окончательно уничтожить остатки украинской репутации на международном уровне.

В посольстве США в Украине возникшую ситуацию прокомментировали следующим образом: «Соединенные Штаты и в дальнейшем решительно поддерживают курс Украины на интеграцию в НАТО и тесно сотрудничают с правительством Украины для реализации этого курса.

В то же время мы считаем, что учитывая нерешенные вопросы по поводу возможной передачи Украиной Ираку комплексов пассивного наблюдения «Кольчуга», конструктивнее было бы провести встречу в Праге на министерском уровне.

Это — важное время для Украины, чтобы продемонстрировать, какие именно направления в своей политике она хочет реализовать, положив в основу меры по соблюдению свободы прессы, нераспространению оружия массового уничтожения, верховенству права и военной реформе. План действий Украина—НАТО является замечательной путеводной нитью в этом процессе. НАТО — это сообщество, базирующееся на ценностях. Правительство Украины, стремясь к интеграции с НАТО, выразило твердое намерение строить общество, в котором эти ценности будут в полной мере уважаться. Мы всячески поддерживаем намерение Украины идти к этой цели»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать