Холод из Брюсселя
В Украине разочарованы позицией ЕССаммит Украина — Европейский Союз, проведение которого запланировано на начало октября в Ялте, был бы знаковым по единственной причине: это будет последняя встреча на высшем уровне между руководством Украины и руководством структур ЕС до его расширения, руководством ЕС, в который входят еще 15 государств, а не 25, как будет с мая следующего года. Чем меньше времени остается до саммита, который, как надеются в Киеве, будет посвящен поискам компромиссов, тем более выразительным становится то, что стороны в принципе сохраняют разные подходы к самой философии отношений как нынешних, так и будущих. Это, в частности, продемонстрировала международная конференция «ЕС и Украина: стратегия отношений в контексте расширения», на днях проведенная в Киеве институтом «Восток—Запад». Проблема же вступления Украины в Единое экономическое пространство сейчас для ЕС вообще слишком остро не стоит — так, во всяком случае, вслух говорят представители Европейской Комиссии. Это также показательно и свидетельствует о степени заинтересованности Украиной со стороны ЕС.
Киев хотел бы видеть одним из результатов Ялтинского саммита согласованные подходы ЕС и Украины к подготовке Плана действий ЕС — Украина. Ответственным за его подготовку является комиссар Европейской Комиссии Ферхойген, который в начале сентября посещал Киев. В конце августа украинская дипломатия направила в Брюссель свое видение Плана действий — в частности, его конечной цели. В качестве такой цели, с точки зрения Киева, следовало бы четко зафиксировать на бумаге положение о создании предпосылок для доступа украинских товаров на внутренние рынки ЕС и для предоставления Украине ассоциированного статуса.
Вопрос об ассоциации Брюссель отвергает сразу и решительно, наиболее популярное выражение по этому поводу — «нужно ставить реалистичные цели». Время от времени Украине напоминается, что, в частности, Австрия в процессе своего присоединения к ЕС вообще обошлась без ассоциации. Что касается доступа к рынкам — он обещается и даже подается в качестве едва ли не самой важной цели будущего сотрудничества.
Первый заместитель министра иностранных дел Украины Александр Чалый, ответственный за вопрос европейской интеграции в МИД, убежден, что с расширением ЕС должно наступить усиление геополитической роли Украины в контексте общей политики ЕС в сфере безопасности и обороны, усиление заинтересованности ЕС в повышении безопасности границ Украины по всему их периметру, усиление роли Украины как контрибутора региональной безопасности (здесь имеется ввиду, прежде всего, урегулирование в Приднестровье).
Украина хотела бы более широкого привлечения к миротворческим операциям, проводимым под эгидой ЕС, содействия со стороны ЕС процессу своей евроатлантической интеграции, содействия вступлению в ВТО, но в первую очередь — получения статуса страны с рыночной экономикой.
Украина выступает за установление «общего реадмиссионного пространства» в Восточной Европе (Украина, Россия, Беларусь, Молдова) — этот подход также не всегда и не у всех находит понимание. Тем более, что Киев пытается его связать со смягчением визового режима для украинских граждан.
А. Чалый не скрывает, что Украина подходит к саммиту несколько разочарованной позицией ЕС в отношении реализации коммуникации «Расширенная Европа — Новое соседство», которая в своем проекте предлагала «соседям» практически все реальные возможности, кроме участия в политических структурах ЕС. Разочарование вызвано тем, что саммит Европейского Совета в Салониках решил в своих выводах вычеркнуть из повестки дня создание для «соседей» возможности доступа к внутренним рынкам ЕС на основе четырех основополагающих свобод ЕС — движения через границы людей, товаров, капиталов и услуг, а также распространения на «новых соседей» мандата Европейского Инвестиционного банка. Известно, что сегодня в ЕС продолжаются дискуссии по поводу — «что можно предлагать», а что нет, «новым соседям». Известно также, что именно эти позиции вызвали больше всего замечаний со стороны большинства «старых» членов ЕС. Понятно также, что без этих принципиальных позиций концепция «Нового соседства» утрачивает смысл, поскольку она просто превратится в набор ни к чему не обязывающих деклараций. Как это было, в частности, с «Общей стратегией ЕС в отношении Украины», принятой в конце 1999 года.
Украина настаивает на том, что вызовы, порожденные расширением ЕС, на самом деле — общие, следовательно, и работа по противодействию этим вызовам должна быть общей. Это, в принципе, не отвергают и в Брюсселе.
В чем едины сегодня представители как украинской власти, так и оппозиции, так это в непонимании того, о каком дифференцированном подходе идет речь, когда «под одну гребенку» создаются общие рамки отношений с Украиной, Молдовой, Беларусью, Россией, странами Северной Африки. «Почему есть место для будущего членства в ЕС балканских стран, некоторые из которых поражены войнами, и почему мы не находим четкого, понятного места для будущих перспектив Украины?» — спрашивает председатель комитета Верховной Рады по вопросам европейской интеграции Борис Тарасюк. Ответа нет. ЕС не объясняет свои политические решения, представители ЕС как один сейчас указывают на то, что ЕС переполнен вопросами своего собственного расширения, поэтому на какой- то период предлагается концепция «нового соседства», которая никак не связана с возможными или невозможными европейскими перспективами. По мнению Тарасюка, отсутствие четких сигналов от ЕС касательно перспектив Украины подрывает позиции сторонников европейской интеграции в нашем государстве.
Сегодня представители Европейской Комиссии настаивают также на том, что «соседство» — исключительно географический термин и ничего более. Что же касается Украины, то ей словно подсказывают: она должна «держать открытыми оба окна — и на Восток, и на Запад», как говорил на конференции в Киеве представитель ЕК Корнелиус Ван Рей.
Распространения на всех «новых членов» того визового режима, о котором достигнуты договоренности с Польшей, очевидно, не произойдет — в частности Венгрия колебалась по этому поводу очень долго и решила пойти навстречу Украине исключительно из-за наличия венгерского меньшинства (так же Будапешт решил поступить в отношении Сербии и Черногории). Словакия считает, что режим бесплатных виз для украинцев будет слишком дорогим удовольствием. Чехия, Эстония, другие страны «десятки», а также Болгария и Румыния, которые станут членами ЕС позже, пока что ответов не дали.
Украина пока что явно не воспринимается иначе как потенциальный член «дружественного круга» вокруг ЕС, как об этом говорил президент Европейской Комиссии Романо Проди. В отношении Украины говорят не «интеграция», что хотели бы слышать в Киеве, а «приближение» — а всякое приближение имеет свои пределы.
Все выглядит так, что вряд ли стоит ожидать революционных изменений в отношениях с ЕС — к ним не готовы обе стороны.
Выпуск газеты №:
№171, (2003)Section
Nota bene