Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Киев должен прекратить медлить!..»

Взгляд из оккупированного Луганска: на стенах зданий, остановках, площадях буквально каждую ночь появляется украинская символика
16 января, 11:08
ФОТО REUTERS

Для многих луганчан, которые оставили свою землю, неизбежно должен был возникнуть вопрос о возвращении. Далеко не все смогли прижиться и устроиться в новых условиях. Многие из них столкнулись с целым рядом проблем — от психологической адаптации до проблем с заработком и жильем. И вот здесь возникли другие трудности — второй круг переселенского ада, а именно тяготы возвращения. У кого-то просто не осталось жилья, для кого-то путь назад закрыт, а кто-то, вернувшись назад, увидел совершенно иной Луганск. Одна женщина так и написала: «Раньше я не понимала, почему те, кто вернулся в Луганск, начинали ограничивать общение со мной. Теперь, когда в Луганск вернулась и я, мне также хочется избегать диалогов. Хочется закрыться в своем мире из четырех стен и не видеть, не знать и не сообщать ни про что, что творится вокруг».

Мы пообщались с луганчанином, который вернулся в родной город несколько недель назад. Его зовут Святослав, и в сети он использует ник-нейм «Сэр Генри».

Какова сейчас ситуация в Луганске с боевиками? Как они себя ведут, и вообще кого можно назвать в городе властью?

— Ситуация с боевиками очень неоднозначная. Ведут себя все абсолютно по-разному (если не принимать во внимание того, что стреляют они с завидным постоянством вместе и абсолютно одинаково). На Центральном рынке ходит такой себе «колорад Санечек». Все перед ним заискивают, здороваются, приглашают на рюмочку чая, он, довольно и приятно улыбаясь, спешит по своим колорадским делам. У меня возник резонный вопрос: почему к нему такое благосклонное отношение среди продавцов? Оказалось все до смешного просто, его тупо боятся, т.к. с самого лета он занимался тем, что отжимал товары и деньги у рыночников. В основном к нему прилипало спиртное и табачные изделия, в то время дефицит, пачка сигарет без фильтра стоила 25 грн. Теперь он открыто никого не трясет, типа все по закону. Практически все боевики ходят вооруженные стрелковым оружием. Таких можно встретить абсолютно где угодно, я видел даже в университете. Часто они пренебрегают правилами обращения с оружием и таскают «калаши» как попало. Отобрать «калаш» иногда довольно просто (это на заметку ВСУ), достаточно дать сзади по голове — и оружие твое. В Михайловке на блокпосту видел интеллигентного «колорада», у которого на ремне были цитаты философов и поговорки на латыни. В Стаханове боевики агрессивные, тех, кто не воюет и не оказывает материальной помощи, открыто называют «баранами». В здании бывшего СБУ часто распивают спиртное, жарят мясо и горланят казачьи песни. На фоне гуманитарной катастрофы это выглядит просто омерзительно.

С властью очень интересный вопрос. Полномочия Плотницкого как представителя «ЛНР» распространяются всего на несколько городов, реальную власть и влияние он имеет в Луганске, Георгиевке, Лутугино и Краснодоне. Городки, которые расположены между Краснодоном и Луганском тоже его. На этом все. Он никакого влияния не имеет в Стаханове, Алчевске, Первомайске, Красном Луче, Ровеньках и Антраците, точнее сказать он имеет там такое же влияние, как в Старобельске, Нью-Орлеане или Шепетовке, о которую, как известно, разбиваются волны Атлантического океана.

В Стаханове ситуация более интересная, там глава Паша Дремов. По специальности каменщик. По жизни — наркоман. Работал раньше на двух работах — по специальности и «драгдиллером». В наши дни активно борется с наркоманией (!), чем вызывает у людей, которые знают его лично, неподдельное восхищение.

А что с продовольствием? Я слышал, что сейчас в Луганске осталось около 20 процентов ассортимента товаров от довоенного.

— В социальных учреждениях — ситуация плачевная, держится на местных волонтерах. Вы не ослышались, тут есть и такой народ. Хотя мне самому непонятно, как они сами крутятся и успевают немного помогать детдомам и дому престарелых. На рынке продуктов достаточно, только цены на них часто выше киевских. Мой друг приехал из Москвы в отпуск и сказал, что цены идентичные московским. Например, килограмм селедки стоит 52,50 в одном из магазинов на моем районе. Сало от 65 гривен, подсолнечное масло «Розумниця» 25 грн, картофель в среднем 6,50 грн, мясо от 60 грн и выше. Супермаркеты не работают, как раньше, прилавки стоят в холле, заходишь как в обычный магазин и делаешь покупки. Очень удручающее впечатление остается от таких походов. Из «гумконвоев» гражданам достаются в буквальном смысле слова объедки. Например, в Горьковке (Библиотека имени М. Горького. — Авт.) сотрудники получили насыпью сухари из хлеба, кое-где надкусанные. Фотографию этой помощи можешь взять с моей странички на ФБ. Многие не верят, говорят, что это вранье, а мне неважно, я это своими глазами видел и фотографировал, кто не верит — поработайте сами в «луганде», посмотрим на ваш скептицизм через месяц.

Какие вообще настроения у луганчан? Есть ли изменения?

— Настроения неоднозначные. Очень много «ватников», которые продолжают упорно поддерживать террористов: разъезжают с флажками и символикой «ЛНР», во всем винят «укропов», «фашистов», «правосеков» и «жидобандеровцев». Общаться с ними довольно опасно, могут тупо написать донос в полицию и «пиши пропало», можно бесследно исчезнуть. Хотя на стенах зданий, остановках и прочих площадях буквально каждую ночь появляются новые украинские флаги и символика Украины. На них следом малюют свастику и ругательства, но не успевают все перепоганить. Да о чем тут говорить, если въехать в город со стороны Веселой Тарасовки, то можно увидеть, что стелла «Луганск 1795» выкрашена в национальные цвета Украины! Выводы делайте сами. Я уверен, что здесь достаточно патриотов.

Сейчас мы имеем активизацию боевиков на всей линии фронта. Ощущается ли эта активизация в Луганске?

 — Да, после 11-го «гумконвоя» в городе очень неспокойно. Боевики оголтело лупят из тяжелой артиллерии и реактивных систем по Станице, Счастью и Бахмутской трассе. Я иногда насчитываю до 10 обстрелов за сутки. Все исходящие из Луганска. Тактика старая: стреляют из жилого сектора и сматываются. Теперь они винят в обстрелах «нациков». Благо, есть на кого свалить.

По твоему мнению, как должен вести себя Киев относительно оккупированных территорий?

— Киев должен прекратить «жевать сопли», тянуть время и попросту медлить. Я не военный эксперт, но летом я ни на день не покидал зону АТО, видел своими глазами, как освобождали Луганск и как били «колорадов». Бои шли в центре города, наши ДРГ не дремали, жали до последнего. «Перемирие» — просто преступление против наших воинов, они ведь были в одном шаге от победы...

Необходимо ли наступление сейчас?

— Безусловно, наступление обязательно. СБУ просто не хочет начать работать с патриотами, которые остались тут, а зря, ведь город можно тогда взять с минимальными потерями для ВСУ. Мое мнение — здесь работа украинских спецслужб необходима, как кислород, тем более боевики друг друга сами стреляют, грешно не воспользоваться ситуацией. Местные партизаны просто не знают, как вести себя в тылу врага, некоторые тупо готовы сами задерживать и ликвидировать «колорадов», не имея спецподготовки! Вдумайтесь в это. Нужны инструктора, специалисты, координаторы. Я уже молчу о том, что многие добывают информацию о местоположении огневых позиций террористов на свой страх и риск, а потом передают своим товарищам в самые разные батальоны. Диверсии, диверсии и еще раз диверсии с приправой из провокаций, вот под каким соусом следует подать Луганск для Вооруженных сил Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать