Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Коррекция курса — вторая и последняя

06 августа, 00:00

Короче говоря, когда прозвучало выступление В.Куратченко, нельзя было сомневаться в том, что сценарий неизбежной смены Кабмина, который для Президента является уж слишком компрометирующим балластом, наконец-то запущен в действие. Что же помешало? Помешали тезисы «левого уклонизма», якобы содержавшиеся в заявлении первого вице-премьера? Едва ли. Пропрезидентские «олигархи» никогда и не намеревались менять состав правительства под право-либеральными лозунгами, напротив, всем хорошо известен план, когда на место нынешнего премьера из НДП мог бы прийти такой «розового оттенка» и.о., как В.Билоблоцкий, — чтобы предвыборное временное правительство могло принять на себя весь груз ответственности за крах экономики и снять этот груз с президента. В.Куратченко, казалось, сам готовился подменить фигуру на тот момент уже одиозного главы АП, слишком откровенно замешанного в региональной предвыборной политике Кучмы. И стоило В.Куратченко подождать дня два-три, пока из Украины выедет миссия МВФ... Ведь и заседания Кабмина, где можно было выступить с «оппозиционной» речью, проводятся чуть не каждый день в связи с кризисом... Но Куратченко поспешил. Или — его «поспешили»...

А между тем коррекция курса реформ, предложенная бывшим первым вице-премьером В.Куратченко, не была его личным изобретением. Эту штуку еще, кажется, году эдак в 1995, придумал советник Президента А.Гальчинский, а сам Президент Л.Кучма, помнится, где-то в тот же самый период, еще при премьер-министре Е.Марчуке, с трибуны тогда еще посещаемой им Верховной Рады заявлял, что 1996—97 годы станут последними, когда Украина пользуется кредитами МВФ. Впрочем, хранители архивов исправят автора, если есть ошибка в датах... Но само по себе название — коррекция курса — известно именно с тех времен, когда слово «реформы» не звучало ругательно, когда даже иностранные советники готовы были согласиться с таким понятием, как «усталость от реформ» широких слоев населения, и когда показатели экономического падения были страшно далеки от нынешних... К сожалению, самого автора и причастных к понятию «коррекция курса» впоследствии постигло много различных неприятностей, и отразились они на них совсем по- разному. Так, премьер Марчук, пройдя унизительную отставку, стал жестким оппозиционером; АП по причинам «морального климата» покинул А.Разумков, курировавший Гальчинского, и в те поры гораздо более близкий к Президенту, чем ныне... Сам советник Президента, утративший место, позднее его таки себе вернул благодаря тому, что перемежал макроэкономические консультации для главы государства — пропагандой президентского правления и конституционного реванша... Однако именно тогда была впервые опробована и технология снятия премьера руками «взбунтовавшегося» правительства, и тем премьером был Марчук, а тем первым вице — Лазаренко...

Признаться, где в те поры пребывал В.Куратченко, мало кто упомнит, и кто его надоумил нынче реанимировать тот печальный для страны и действующих лиц сюжет, — не суть важно. Судьба запорожского экс-губернатора в силу предпринятого им «хода» не должна сложиться намного хуже, чем у неоднократно применявшего схожий прием В.Пинзеника: в конце- концов, навыки покидания тонущего корабля являются непременным условием формирования современных управленческих кадров. Ну, если прежде в лице В.Пинзеника президент «коллекционировал» где-то в «резерве» правореформаторских экономистов, то переброска в запас такого «лево- номенклатурного» чиновника, как В.Куратченко (которому самим премьером не указано покидать команду Президента), — ничуть не хуже. Дело ведь теперь совсем не в президентских резервах. Дело в том, что премьер Пустовойтенко признаки той давней отставки Марчука разглядел в поведении своего соратника по партии мгновенно, ну и не сумел запорожский новобранец в днепропетровских дебрях повторить «подвиг» Лазаренко.

На этом с интригой — все, или почти все. Назначение нового первого вице-премьера А.Кинаха — уже почти не интрига, поскольку вся задуманная схема подмены вслед за В.Куратченко основного состава Кабмина на группу «молодых реформаторов», начиная с Ю.Тимошенко и заканчивая В.Пинчуком с А.Кучеренко, оказалась проваленной с полоборота. Впрочем, знатоки околопрезидентских интриг могут и поспорить: пауза между подготовленной отставкой и назначением была достаточной, чтобы заинтересованные в продвижении «проволковского» блока парламентских фракций «врожденных энергетиков» засветили свои интересы прямо через прессу. Буквально перед этой «засветкой» нынешний первый вице-премьер А.Кинах успел заметить на заседании политсовета НДП: мол, он очень надеется, что «инициатива» г-на Куратченко является его личной, читай — не согласованной с «врагами». Очень точно построил свою фразу г-н Кинах: никто даже подумать не посмел, что действия Куратченко были согласованы с самим Президентом, которому, по мнению злопыхателей, крымское побережье навевает и вовсе доисторические сны о Горбачеве, его роли в ГКЧП и т.д. и т.п.

По существу же — назначению А.Кинаха можно только удивиться. Все-таки отключение парламентской радиотрансляции в первую очередь ударило по президентским структурам. Нет адекватного восприятия происходящего в многопартийном и многклановом политикуме у стратегов из АП. Ну, не слушал Л.Кучма речей депутатов на последних разборках по правительству. Иначе он бы знал, что г-ну Кинаху вполне откровенно делал недвусмысленные предложения возглавить Кабмин... А.Мороз, попутно возвращаясь к необходимости формирования коалиционного правительства. Впрочем, не стоит бросать тень связей с оппозицией на президента УСПП. Можно удивиться и иному: именно УСПП в свое время выступил активным оппонентом указа Президента Кучмы о непрямых методах контроля, которыми правительство Пустовойтенко намеревалось пополнить казну. Может быть теперь, в роли высокого чиновника, президент УСПП станет сторонником налогового пресса и всех этих полицейских мер? Тогда чем он лучше Куратченко с его «плановой» коррекцией? Но такая замена одного первого зама на другого — сути проблемы не меняет: в Кабмине не было, нет и уже никогда не будет единства, несмотря на любые заявления в духе позабытого украинцами демократического централизма. В правительстве нет и раскола. Здесь есть перманентный кризис, волею Президента и премьера загнанный глубоко внутрь структуры, поскольку все варианты разрешения кризиса цивилизованным путем остались не востребованными.

История с очередным неудавшимся свержением или перетасовкой Кабмина поучительна. Она свидетельствует о многих уже непреодолимых для Президента барьерах, которые еще очень сильно повредят ему в президентской кампании. Так, совершенно очевидно, что Л.Кучма движется по четко ограниченному для него оппозицией «коридору»: будучи по предвыборной роли борцом с «красным реваншем», Л.Кучма совершенно адекватно реагирует на «красную тряпку». Ведь слова Куратченко о «плановости» в работе правительства и проч., — не означали ничего, кроме этой самой «красной тряпки». Что в результате? Похоронен один из вариантов украинского «болгарского» сценария: когда прямо перед выборами можно-таки навязать парламенту умеренно-красного премьера, и уж на него, сердешного, списать потом все грехи. Но именно против этого сценария так иезуитски и боролась левая оппозиция, постоянно «навязывая» президенту отставку нынешнего Кабмина — с тем расчетом, что он никогда не сделает того, чего добивается оппозиция. Простая, но идеальная для управления действиями Л.Кучмы схема...

Теперь Президент вынужден признать: он выполнил установку оппозиции, и нынешний топливный, и будущий электроэнергетический кризисы, и все прочие ждущие нас осенью несчастья — останутся на плечах того, что оппозиция называет «нынешним антинародным режимом». Чем хуже — тем лучше для оппозиции, да, такова железная логика любой предвыборной борьбы. Но где аргументы, чтобы развенчать именно оппозицию? В заявлении Куратченко, члена пропрезидентской НДП? Или в мнении Н.Витренко о том, что энергетическими кланами, устраивающими топливные диверсии, руководят Мороз, Марчук и Ткаченко? Это после того, как по официальным каналам народу впервые в жизни продемонстрировано, как весь состав пропрезидентского Кабмина пытается защитить даже от выговора пропрезидентского же министра энергетики? Или все-таки координатора самой что ни на есть топливной фракции ВР — «Вiдродження регiонiв» — А.Волкова путем публичных разоблачений таки «привяжут» к А.Ткаченко? Но кто «отвяжет» его от должности официального представителя кандидата Кучмы в предвыборной кампании? Неужто ставка теперь сделана на то, что имя А.Волкова постепенно начнут путать с его полным тезкой-баскетболистом, назначенным главой спортивного комитета?

Кстати, о баскетболе. Вот опять среди шумных сенсаций вокруг правительства как-то тихо угасла инициатива пропрезидентского блока политических партий о необходимости созыва Совета нацбезопасности и обороны по поводу топливно- энергетического кризиса. Впрочем, информация об этом и была-то передана только по УТН... Глава СНБО Президент Кучма мог и не заметить, а секретарь Совета В.Горбулин, возможно, как раз в тот момент занимался Волковыми — «двойниками». А может, и не занимался, а это из-за границы к нам сюда протянулась рука некоего незнакомого олигарха, у которого тоже что-то там и с топливом, и с баскетболом, и со СМИ...

А может, как раз с СНБО все еще только начинается. Действовать этот загадочный, но конституционный орган будет, конечно, отнюдь не по призыву каких-то там политических партий, хоть бы они триста раз назывались пропрезидентскими. Действовать будет по обстоятельствам. Когда они окончательно созреют. А они — зреют с каждым днем, в течение которых естественные процессы — предвыборный передел власти (в соответствии с Конституцией) между Президентом и нынешними пропрезидентскими силами в парламенте путем смены правительства на коалиционной основе — блокируются, косервируются и стагнируются. Как ни парадоксально, а именно об этом еще накануне нынешнего «правительственного кризиса» заявлял в газете «Сегодня» бывший сторонник сугубо президентского правления Д.Табачник, указывая, что рано или поздно президенту теперь придется делиться властью. Не случилось... Значит, остается только один путь — через собез?

Разумеется, этот третий вариант «коррекции курса» также давно находится в разработке на Банковой, и на фоне «вычеркивания» всех альтернативных сценариев, вероятность его применения с каждым днем нарастает. В этом плане, как можно предположить, есть все для сохранения власти Президента, но нет ничего насчет экономического «курса», «реформ» и даже «планового регулирования». Нет тех самых «красных тряпок», на которые так болезненно реагирует Президент. Может быть поэтому «коррекция» через собез окажется наиболее реалистичной для нашего Президента.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать