Перейти к основному содержанию

КОРРУПЦИЯ: ВНУТРЕННИЙ ВРАГ

11 августа, 00:00

Коррупция — это злокачественная опухоль, удаление которой всегда болезненно. Она настолько широко распространилась в моей стране, что почти каждая государственная инициатива, похоже, заражена коррупцией, а в результате многие простые люди с глубоким подозрением относятся к реализации некоторых правительственных программ. Рост коррупции не только наносит ущерб авторитету правительства внутри страны, но и подрывает самые основы существования Грузии как независимого государства на международной арене. Для того чтобы сохранить независимость, чтобы выполнить главные задачи нашей внутренней и внешней политики, самым неотложным приоритетом моей страны должна стать борьба с коррупцией.

Восемь лет я нахожусь на посту президента независимой Грузии. Для того, чтобы положить конец гражданской войне, разразившейся почти одновременно с провозглашением Грузией независимости, и остановить последовавшие затем кровавые конфликты и попытки раскола страны, в те времена мне пришлось идти на компромиссы по некоторым вопросам во имя спасения еще более важных ценностей — таких как самое существование этой страны. Действительно, восемь лет моего президентства были посвящены трансформированию грузинского государства из больного, каким оно было в первые годы независимости, в здоровое. Приходилось делать сложный выбор между тем, с каких проблем начинать, а какие оставить на потом. Теперь, когда мир внутри страны восстановлен, я должен заявить, что самое важное дело для Грузии — это борьба с коррупцией.

Это решение становится все более насущным из-за того, что грузинская экономика наконец-то опять начала расти. В первой половине текущего года ВВП вырос на 5 процентов, а промышленное производство — на 11 процентов. Растет и экспорт, и доходы населения. Когда утихла финансовая паника, появилась возможность выплатить задержанные зарплаты, пенсии и прочие основные обязательства государства. Но этот успех и пришедшая с ним стабильность окажутся лишь временным явлением, если коррупция, подобно едкой кислоте, будет продолжать разъедать экономику и государство.

В последнее время мы не были пассивны в попытках ограничить «коррупционное пространство» внутри нашей экономики и политики. Была создана правильно функционирующая и выборная законодательная власть, а это очень важно по той причине, что демократический надзор — самый надежный защитник от коррупции. Уголовный, гражданский и административный кодексы, отражающие современные демократические и рыночно-ориентированные реалии Грузии, заменили старые нормы ленинизма, которые напрямую вели к корумпированной практике. Теперь суды низших уровней и Верховный суд имеют свой собственный институциональный базис, опирающийся на закон.

Множество законов по лицензированию, монопольному регулированию, конкуренции и государственных закупках, нацеленных на борьбу с источниками и предпосылками коррупции, ныне находятся в стадии принятия. Обнародование сведений о доходах государственных чиновников также поможет сдержать распространение коррупции в государственной среде. Пенитенциарная система министерства правосудия была реорганизована. И действительно, за последние три года две тысячи человек были задержаны за такие преступления, как злоупотребление властью и расхищение государственной собственности. Шестьсот человек были приговорены к тюремному заключению.

Несмотря на эти законы и институционные реформы, наши усилия по борьбе с коррупцией до сих пор не привели ни к каким желаемым результатам. Разрозненные, ограниченные программы не смогли создать правильно функционирующие государственные механизмы. Корупция на самом деле настолько глубоко проникла повсюду, что кажется невозможным бороться с ней лишь в рамках отдельно принятых законов и предпринятых акций. Более того, популистские, демагогические кампании по борьбе с коррупцией могут появиться в заголовках газет, но в конце концов они ничего не достигают. Они могут даже укрепить позиции коррупции, скрыв ее истинные причины и ее истинных виновников.

Например, в ходе последней президентской перевыборной кампании я бы мог повысить свою популярность, если бы отдал приказ об аресте того или иного из наших домашних олигархов. Но такой искусственный «показательный процесс» не принес бы Грузии никаких долгосрочных выгод. Чтобы бороться с коррупцией на том уровне, на котором с ней сталкивается Грузия, атака должна быть скоординированной и многосторонней. Долгий опыт пребывания у кормила власти убеждает меня в том, что неподготовленные действия и нескоординированные кампании — поверхностны, и приводят лишь ко временным результатам.

Для координации действий по борьбе с коррупцией я недавно подписал президентский указ по назначению Ладо Чантурия, председателя Верховного суда Грузии, на пост главы Национальной комиссии по борьбе с коррупцией. Ее непреклонной задачей является вовлечение в эту борьбу всех без исключения агентств. Вооруженная правом требовать от каждого государственного учреждения предоставления любой необходимой информации, Комиссия будет систематически искоренять коррупцию путем реформирования государства.

Ключевыми элементами деятельности комиссии будет поиск путей к решению следующих задач:

обуздать бюрократический произвол с тем, чтобы исчезли возможности появления коррупции;

расширить приватизацию, поскольку приватизация укрепляет круг сторонников законности;

ограничить нормативное регулирование до такого предела, с которым смогут справиться административные и правовые системы, поскольку простота, единообразие и отмена особых привилегий необходимы при борьбе за искоренение злоупотребления властью с корыстными целями;

реформировать государственную службу и привнести конкуренцию внутрь правительства, создав частично совпадающие по своим полномочиям органы власти и потребовав ответственности за исполнение обязанностей.

В этой борьбе свою роль должны сыграть независимые грузинские средства массовой информации. Пока что средства массовой информации — наиболее значительное достижение грузинской демократии. Раскрепощенные, они могут помочь в борьбе с окопавшейся коррупцией.

Новообретенная независимость Грузии родилась почти десять лет тому назад в жестоких муках, которых грузины отнюдь не искали. Теперь, когда мир вернулся на грузинскую землю и стал будничным аспектом жизни, пусть никто не сомневается в стремлении Грузии создать институты и условия для продолжительного благополучия и процветания.

КОММЕНТАРИИ

Николай СУНГУРОВСКИЙ, Украинский центр экономических и политических исследований:

— Коррупция — это болезнь человеческого общества вообще, например (или особенно) той его части, которая именуется государством. Это хроническая болезнь, которая приобрела интернациональный характер. Ее последствия особенно опасны для стран со слабыми экономиками, в которых она является, кроме всего прочего, тормозом в привлечении инвестиций, развитии бизнеса вообще (кроме, естественно, криминального).

В Украине можно выделить условно два аспекта этой проблемы: ее наследственный и приобретенный характер. Значительная часть причин коррупции лежит в плоскости государственного строя, который в Украине берет начало в советской системе тотального распределения всего и вся. Право распределять дает чиновнику возможность замыкать на себя потоки административной валюты в виде привилегий, льгот, взяток и тому подобное. Поставщиками этой валюты являются все «другие» — от соответствующих должностных лиц, субъектов бизнеса до рядовых граждан. Отсутствие у этих «других», т.е. у нас с вами, чувства уважения к собственным правам и свободам, нехватка готовности и умения бороться за них являются питательной средой для процветания коррупции. Этот недостаток присущ особенно «совковому» поколению, а оно сейчас составляет большинство тех, кто находится «при деле».

Немало у нас и вновь приобретенных пороков, способствующих распространению коррупции. Ее расцвет «случайно» пришелся на этап первичного накопления капитала доморощенными олигархами. Покупка ими привилегий, которые открывают пути для развития бизнеса, оказалась клондайком для наших чиновников. Этому содействует и полная законодательная путаница, которая дает возможность использовать правовые противоречия для «отползания в тень» и оставаться безнаказанными. Немаловажная предпосылка коррупции — отсутствие стимулов. При существующем уровне зарплаты чиновников, от взяток его могут удержать только его личный моральный фундамент, во многих из них оставляющий желать лучшего. Плюс к этому — слабая правовая защита «просящих».

Поэтому бороться с коррупцией возможно, но комплексно, по всем упомянутым направлениям. Я не считаю, что для борьбы с коррупцией нужна какая-то специальная государственная программа. В условиях системного кризиса, который поразил Украину, она будет превращаться в очередную кампанию. Нужна четкая государственная антикоррупционная концепция, положения которой должны в обязательном порядке найти свое отражение в своде законов, государственных программах, планах, текущей политике по всем сферам жизнедеятельности общества.

Алексей ПЛОТНИКОВ, доктор экономических наук, Институт мировой экономики и международных отношений НАН Украины:

— На мой взгляд, основная причина распространения коррупции в Украине — это затянувшееся кризисное состояние нашего общества. Ситуация усугубляется общими проблемами рыночной трансформации и особенностями национальной экономической и политической системы. Нужно сказать, что коррупция получила распространение во всех постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы на этапе перехода от социалистической к рыночной системе. Именно в этот период формировалось новое законодательство, проходила приватизация. Там этот переход был непродолжительным и сейчас эти страны работают по стабильной законодательной базе. Я бы сказал, что у них нормальная ситуация с коррупцией. А в Украине процесс перехода продолжается очень долго и, естественно, затянувшееся становление новой законодательной и экономической системы дает высокие возможности для коррупции. Это обусловлено большими возможностями применения субъективного фактора, когда многие вопросы решаются не по конкретным законодательным нормам, а по усмотрению конкретного чиновника.

Поэтому для того, чтобы сократить масштабы коррупции, нужно прежде всего ускорить проведение реформ и создать стабильную законодательную базу, которая исключила бы возможность чиновникам принимать решения по своему усмотрению. Второе направление — стимулировать труд аппаратчиков, повысить престиж государственной службы и сделать так, чтобы самое получение взятки стало самым страшным преступлением для чиновника. И, наконец, в-третьих, ужесточить ответственность за факты коррупции на законодательном уровне.

Владимир ЦЫБУЛЬКО, советник премьер-министра:

— Я бы не сказал, что масштабы коррупции у нас такие огромные, как это изображают западные СМИ: представлять Украину «страной напуганных идиотов» все-таки несправедливо. Наша власть, на мой взгляд, имеет потенциал как для самоочищения, так и для того, чтобы не допустить появление новых коррупционных полей. Тем не менее, Украина сильно пострадала от коррупции: к примеру, в сфере приватизации из-за нее были недополучены несколько миллиардов гривен. Только в последние полтора года в этой сфере начали происходить более-менее прозрачные процессы.

Один из путей борьбы с коррупцией — изменение формы принятия решений. К примеру, Кабмин создал специальные правительственные комитеты, на которых решения принимаются открытым голосованием. Второе направление: создание максимальных прозрачности и отчетности в сфере бюджетных процессов от самого низкого до самого высокого уровня — как правило, западные наблюдатели называют именно бюджетную сферу самой коррумпированной. Кроме того, нужно широко применять открытые тендеры для получения различных заказов, особенно для обслуживания бюджетных процессов. Нужна и специальная санационная деятельность силовых ведомств по борьбе с коррупцией — такие меры применяются во всех государствах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать