Перейти к основному содержанию

Культ Сталина и Николая II – вещи... вполне совместимые

03 октября, 00:00

«День» уже сообщал о том, что на днях президиумом Верховного суда Российской Федерации была реабилитирована семья последнего российского императора Николая II, расстрелянная большевиками в 1918 году. Это событие вызвало неоднозначную реакцию как в российских, так и в мировых СМИ. По этому поводу мы публикуем размышления одного из авторов «Дня» Петра КРАЛЮКА.

«Умом Россию не понять...», — писал классик и прибавлял: в Россию можно только верить. Это так.

Не раз и не два в ее истории совмещались, казалось бы, несовместимые вещи. Возьмем хотя бы великого россиянина Александра Пушкина. С одной стороны, бунтарь, не особо жаловал царя-батюшку, дружил с декабристами. Из-за своей крамольности оказывался в ссылке. И в то же время — это певец российского самодержавия. Перечитайте хотя бы его «Клеветникам России».

Но поэты — странные люди. Непоследовательные! Лучше возьмем российских политических деятелей. Давайте посмотрим, кто из них первостепенные персонажи русской истории? Те, кто не жалел свой народ, тысячами, а то и миллионами истреблял его или посылал на войны, заставлял тяжело трудиться. Это и Иван Грозный, и Петр Великий, и Екатерина II, и Владимир Ульянов-Ленин, и, конечно, «вождь народов» Иосиф Виссарионович (тот, который грозно назывался Сталиным). Любопытно, что по «вождю народов» плакали миллионы людей после его смерти. А некоторые «плачут» и сейчас.

В период «застоя» можно было встретить такое явление, когда советские люди цепляли портреты Сталина, как какие-то иконки, а то и делали себе татуировки с профилем «вождя народов». Никто не заставлял их это делать. То была истинно народная инициатива.

Сейчас в России возрождается любовь к Сталину. Во всяком случае на официальном уровне о нем не говорят как о тиране, человеке, по воле которого были уничтожены миллионы людей. Зато все больше обращается внимания на сталинские победы.

И, как ни парадоксально, в современной России наряду с культом Сталина вырисовывается, на первый взгляд, антагонист этому культу — культ последнего российского царя Николая II, из которого Российская православная церковь сделала мученика. На самом же деле эти культы не такие и антагонистические, как кажется.

Николай II — это уже православный российский святой, погибший мученической смертью. Таких мучеников предостаточно в российской церкви.

Российское же православие со всеми своими стереотипами, ментальными характеристиками фактически было главным источником российского коммунизма. Об этом в свое время писал Николай Бердяев. На это обращал внимание и украинский писатель и мыслитель Евгений Маланюк. И действительно, если объективно посмотреть на российское православие и российский коммунизм, прослеживается немало интересных сходств. Например, в российском православии заметную роль играл культ мучеников. То же видим и в российском коммунизме. Так, в период утверждения сталинизма, в середине 30-х годов ХХ столетия, начал специально создаваться культ Н. Островского, слепого писателя и якобы героя гражданской войны. Вторая мировая война дала для советского агитпропа целый ряд мучеников типа Александра Матросова, Зои Космодемьянской и других. При чем, кроме общесоюзных, создавались мученики-герои местного значения. Не забывайте, что сам Сталин был воспитанником православной семинарии, а это не могло не наложить отпечаток на его мировосприятие.

Так что в современной России культ Николая II, которого расстреляли большевики, и культ большевика Сталина (и Ленина в придачу к нему) — вещи вполне совместимые. Здесь срабатывает не логика, «ум», а вера «загадочной русской души».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать