«Маленький украинец» не ощущает «реформ ради благосостояния»
Событием прошлой недели в политической жизни Украины стал первый за годы независимости отчет правительства в Верховной Раде о ходе выполнения программы своей деятельности. Как известно, программы всех предыдущих правительств, кроме одного, принимались парламентом, но до отчета дело не доходило — кабинет отправляли в отставку еще до наступления этого «волнующего момента».
Но в этот раз парламентарии, по-видимому, уже находясь мысленно в излюбленных местах отдыха, как-то вяло отнеслись к возможности лишний раз «пощипать» Кабмин. Поэтому все, в общем, закончилось тихо и мирно. Труднее было должностным лицам во время своего рода повторения отчета «на бис» на заседании Совета регионов при Президенте Украины. Здесь уже премьеру и министрам пришлось выслушать более объективную оценку своей работы, в первую очередь, от Президента, который подчеркнул, что единственным критерием оценки деятельности правительства должно быть состояние дел в социальной сфере. Ряд критических замечаний, высказанных региональными лидерами, причем не только по вопросам взаимоотношений центра и регионов, должен был заставить премьера более критично взглянуть на достигнутые результаты и задаться вопросом: как отразилась полугодовая деятельность правительства реформаторов на качестве жизни среднего украинца?
Именно эта тема стала чуть ли не самой главной во время встречи Виктора Ющенко с телезрителями в прямом эфире «Нового канала» вечером «отчетного дня». В потоке самых разнообразных вопросов к премьеру значительное их количество сводилось к тому, что, несмотря на приведенные в отчете показатели, характеризирующие наши экономические достижения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уровень жизни «маленького украинца», ради которого и проводятся реформы, отнюдь не повысился.
Было похоже, что эти вопросы несколько удивили премьера. Виктор Андреевич опять повторил цифры роста ВВП и денежных доходов населения, а как самый главный аргумент изложил факт постепенного сокращения задолженностей и своевременные текущие выплаты зарплат и пенсий. И тут создалось впечатление, что премьер и «маленькие украинцы» разговаривают на разных языках: то ли Виктор Андреевич не уловил сути вопроса, то ли ответить было больше нечего?
Поэтому отойдем от макроэкономических показателей и спустимся на уровень среднестатистического украинца. Если сравнить уровень его жизни с аналогичным периодом прошлого года, то картина окажется не такой уж и оптимистичной. Скажем, какая радость «маленькому украинцу» от того, что ВВП вырос на 5,4%, если доля этого ВВП, идущая на потребление, включая оплату труда и социальные выплаты, опять уменьшилась? Не удивительно, что у него возникает вопрос: куда же идет этот прирост ВВП? Ясно, что не на улучшение качества жизни «маленького украинца».
Мало удовлетворяет и рост номинальных денежных доходов населения на 11,8%. Во-первых, выросли они далеко не у всех (как здесь не вспомнить «среднюю температуру по госпиталю»), а во-вторых, индекс роста цен потребительского рынка по официальным данным Минстата составил почти 35%. Причем больше всего выросли цены на социально значимые товары и услуги, от которых невозможно отказаться. Вследствие этого реальные доходы продолжают уменьшаться.
Ценовой всплеск последних месяцев наводит на мысль, что правительство потеряло контроль над ценообразованием, вследствие чего уровень инфляции за полгода превысил запланированный годовой показатель. Это при том, что последние четыре года инфляцию удавалось удерживать в пределах запланированных показателей. Ссылаясь на то, что такой высокий уровень инфляции вызван ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, общественный транспорт, услуги связи и цен на хлеб, является свидетельством (или признанием?) беспомощности исполнительной власти в вопросах ценовой политики. Но не тот ли Кабмин своими постановлениями вывел из-под действия антимонопольного законодательства «Укртелеком», НКРЭ, местные госадминистрации, позволив им самостоятельно устанавливать монопольно высокие тарифы на указанные услуги? Не Кабмин ли пустил на самотек рынок зерна, отказавшись от его регулирования и госзаказа на продовольственное зерно для потребностей населения? Трудно понять, как такие действия соотносятся с реформами ради благосостояния.
Не вяжется с ними и приостановка действия льгот для некоторых категорий граждан. Можно согласиться с В.Ющенко, что в числе этих льгот есть много немотивированных. Поэтому нужно определить, какие из них сохранить и перевести в денежную форму, включив в зарплаты и денежные выплаты военнослужащим. Но это надо было делать одновременно с ликвидацией льгот, а не приостанавливать их без всякой компенсации.
Не повысили уровень жизни и выплаты задолженностей по зарплатам и пенсиям. Они «прошли транзитом» через карманы граждан на погашение долгов, в первую очередь, за жилищно-коммунальные услуги. На это же, учитывая нашу традиционную законопослушность, идет и большая часть вовремя выплачиваемых сегодня зарплат. Но, поскольку должностные оклады в бюджетной сфере не пересматривались с августа 1996 года, а цены за этот же период выросли вдвое, то эти своевременные выплаты для бюджетников слабое удовольствие. А у работников хозрасчетных предприятий растет начисленная зарплата, которая еще неизвестно когда будет выплачена. Уровень жизни «маленького украинца» красноречиво характеризует тот факт, что, исходя из нынешней среднемесячной зарплаты, после уплаты всех налогов, оплаты коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте, на все другие потребности каждого из членов среднестатистической украинской семьи остается 1 грн. 50 коп. в день. Вот это и является тем показателем благосостояния, из-за которого «маленький украинец» не может понять оптимизма премьера.
Еще одним доводом, приведенным Виктором Ющенко, является первый за годы независимости бездефицитный бюджет. В связи с этим напрашивается интересный вопрос. Восемь лет подряд некоторые наши экономисты из числа депутатов и должностных лиц настойчиво доказывали народу, что самым главным фактором инфляции является именно дефицит бюджета. Сейчас у нас бездефицитный (а по динамике выполнения — даже профицитный) бюджет, а инфляция за первое полугодие составила 18,7% и является самой высокой за этот период за четыре последних года. Может, пришло время найти истинные ее причины и добиться их устранения? (Вообще феномен украинской инфляции уже давно нуждается в обстоятельном исследовании. Хотя бы потому, что в нашей экономике часто не действуют некоторые объективные экономические законы, а объяснения причин инфляции не подтверждаются реальной жизнью.)
Но вернемся к диалогу премьера с телезрителями. Вопрос пенсионера из Киева — «Как прожить на 74 гривни?» — заставил Виктора Андреевича задуматься на полминуты. Ответ премьера — «Делать реформы» — был коротким, но не совсем понятным, потому что осталось неясно, кому было адресовано это императивное «делать»? Если пенсионеру, то премьер обратился не по адресу, ведь тот в силу своего положения может только эти реформы поддерживать, воспринимать или терпеть. Их мы уже восемь лет, якобы делаем, но после каждого очередного этапа реформирования жить становится все хуже и хуже. Если же эти слова Виктор Андреевич адресовал самому себе, то это можно только приветствовать, хотя бедному пенсионеру от этого не легче. Но и он, перед тем как ставить вопросы, мог бы подумать — ну как может премьер-министр поделиться опытом жизни на 74 гривни, если никогда не пробовал этого делать? А впрочем, размеры черты малообеспеченности и пенсий определяет именно Кабмин, поэтому премьер мог хотя бы рассказать, из чего исходит правительство, устанавливая такие цифры. Неужели только из пресловутых «экономических и финансовых возможностей»?
В общем отчет правительства, кроме упомянутых выше вопросов, оставил двойное впечатление. С одной стороны, продекларировав реформы ради благосостояния, в отличие от предыдущих правительств, которые любили начинать с непопулярных мер, нынешнее правительство добилось положительных сдвигов в экономике на макроуровне. А с другой — эти сдвиги пока никак не отразились на качестве жизни большинства украинских граждан. Поэтому необходимо, чтобы достигнутый позитив обязательно дошел до микроуровня нашей повседневной жизни. Иначе, не почувствовав изменений к лучшему, «маленький украинец» может рано или поздно задаться вопросом: реформы ради благосостояния или опять — ради реформ?
Выпуск газеты №:
№129, (2000)Section
Nota bene