МАНДАТ В ПОРТФЕЛЕ
Если бы в нашей стране все делалось согласно Конституции и действующего законодательства, далее можно было бы и не писать. Потому что все было бы ясно. Министры, избранные 31 марта народными депутатами, уже написали бы заявления об освобождении со своих должностей по собственному желанию и напряженно готовились бы к законотворческой деятельности. Существует и второй вариант для должностных лиц — отказаться от депутатского мандата ради сохранения министерского портфеля. Хотя это выглядит нелогично — зачем тогда было бороться за победу на выборах? Идем далее — министры, избранные в депутаты, не шли в отпуск перед выборами, а продолжали выполнять свои нелегкие обязанности. Это оказалось реальным, ведь все они стали депутатами по партийным спискам, поэтому не всем нужно было особенно напрягаться. Если же усилия министров-списочников не были нужны в избирательной кампании, то зачем этим министрам вообще было идти по списку, чтобы потом сдать мандаты?
Получается замкнутый круг. Впрочем, замкнутый, если только пользоваться нормальными категориями логики поступков законопослушных госчиновников. Но ведь у нас законы пишутся и постанавливаются как будто умышленно таким образом, чтобы их спокойно можно было нарушать. Не всем, а тем, кому надо. Итак, что же теперь будет с министрами-депутатами? Нет никакого секрета в том, что действующие министры по партийному списку блока партий «ЗаЕдУ!» были нужны именно как агитаторы, которые должны обеспечить блоку нужный процент. И премьер Кинах, и вице- премьер Семиноженко, и министры Пустовойтенко, Кириленко и Гуреев выполняли в последнее время свои служебные обязанности именно так, чтобы не исчезать с телеэкранов в выпусках новостей, напоминая о блоке партий, который они представляют. Не могли ли они делать то же без вхождения в список? Могли бы, но энтузиазм, рискну предположить, у них был бы совсем не тот. На выборах борются сначала за себя, а потом за других. Хотя и нет этого ни в одном законе или партийной программе, зато в политической жизни эта аксиома действует безотказно. Таким образом мандаты министрам были нужны для перспективы. Рассмотрим ее по частям.
ПЕРСПЕКТИВА ПЕРВАЯ — ПОРТФЕЛЬ МИНУС МАНДАТ
Несовместимость статуса народного депутата и члена правительства неоднократно ставилась под сомнение. Став министрами, депутаты как можно дольше пытались не слагать своих полномочий, а иногда слагали их не так, как нужно. Вспомните случай с Юлией Тимошенко, которая, занимая в 1999-м году должность вице-премьера, как будто написала заявление о сложении депутатских полномочий. А потом доказывала через суд, что такого заявления не было. Даже прямые, как колонна на Майдане, 78-я и 120- я статьи Конституции, которые запрещают депутатам быть госслужащими, а министрам — совмещать свою работу с другой, не является преградой для большого количества возможных вариантов. Вдруг министр и действительно будет считаться сугубо политической фигурой, а депутатство, наоборот, не будет считаться выборной должностью? Пример нардепа Рыбака, которой спокойно нарушал Конституцию все четыре года своего депутатства, совмещая его с должностью городского председателя Донецка, еще раз подтверждает вышеупомянутую вариативность. Все будет зависеть от того, каким будет правительство после выборов.
Прямой зависимости между результатами парламентских выборов и составом Кабмина, согласно законодательству, нет. Разве что новый состав Верховной Рады сразу же проголосует за недоверие нынешнему правительству. Что вряд ли. Хотя это единственно законный путь для тех политических сил, которые, добившись успеха на выборах, будут претендовать на свой кусочек и исполнительной власти. Однако ходить законными дорогами в этом случае бесперспективно. Не найдется в составе новой ВР такого большинства, которое бы отправило правительство в отставку. Приходится апеллировать к несправедливости положения, когда победители выборов, т.е. «блок Ющенко», не имеют ни одного министерского портфеля, а среди «заедистов» пять министров во главе с премьером.
А это уже разговоры о коалиционном правительстве, которые велись более года назад частью тогдашнего большинства в ВР и не были восприняты действующим премьером Ющенко. Тогда сторонники коалиционности ссылались на то, что все представители большинства должны быть по мере возможности пропорционально представлены в правительстве. На что Ющенко вполне резонно отвечал, что никакое коалиционное правительство законодательством не предусмотрено, поэтому, мол, извините, господа. Теперь положение изменилось на почти диаметрально противоположное. Правительство Кинаха пока что не имеет поддержки большинства в новом парламенте, но она ему формально и не нужна.
Если все складывается именно так, то жертвовать министерским портфелем ради депутатского кресла избранным министрам не будет никакого смысла и они после первого же напоминания со стороны гаранта Конституции сложат с себя полномочия нардепов. Места в зале под куполом займут следующие по списку из того же блока, т.е. свои. Однако не исключен второй вариант.
ПЕРСПЕКТИВА ВТОРАЯ — МАНДАТ МИНУС ПОРТФЕЛЬ
Несмотря на отсутствие формальных угроз, считать положение Кабинета Кинаха после выборов абсолютно надежным нельзя. Новоизбранное руководство парламента, даже с тем же председателем, может иметь свой взгляд на проблему правительства. Не за тем люди расходовали столько сил и энергии, чтобы влезть в проходные части популярных блоков, а потом просто сидеть в депутатах. Одних только бывших министров в блоках Ющенко и Тимошенко наберется едва ли не на полный состав нового Кабмина. А есть же не только бывшие! Для обеспечения цели могут быть два пути — прямое наступление на Кабмин с громкими заявлениями, голосованием и вотумами, или же тихое нашептывание в нужные уши о необходимости снять если не премьера, то нескольких министров точно. В соответствии с новыми национальными традициями, в ответ на такие просьбы отдаются несколько гуманитарных и экологических портфелей и на этом конфликт исчерпывается. Избирательные антагонисты спокойно работают в одном правительстве вплоть до следующего кризиса. Вариант этот облегчается и тем, что министры упомянутых министерств в депутаты не прошли. Но удовлетворится ли амбициозная команда Ющенко и как будто оппозиционные команды Тимошенко и Мороза традиционным сценарием, не захотят ли большего?
Продемонстрированная на выборах непопулярность в народе существующей правительственной вертикали может побуждать Кучму вернуться, хотя бы частично, к сценарию после выборов 99-го года. Тогда хронически непопулярного Пустовойтенко заменили на популярного Ющенко, что позволило увидеть вместо кризиса процветание, а вместо коллапса — уверенное продвижение вперед. Полностью отбрасывать такой вариант вряд ли стоит — Президент вполне может пойти на «размен» нескольких министров ради образования контролируемого им большинства в ВР. Тогда принесенным в жертву министрам, а возможно, и премьеру, их списочные мандаты очень даже понадобятся.
ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ
Изложенные варианты не имели бы никакого смысла, если бы, повторяю, у нас все без исключения исполняли законы, причем одинаково. Возможно ли такое тогда, когда освобожденный президентским указом городской председатель не уходит со своей должности, когда снятый с выборов крымский коммунист участвует в этих выборах и собирается возглавить местный парламент, когда лидер пропрезидентского блока партий возглавляет могущественную Администрацию, которая Конституцией вообще не предусмотрена?
Хорошо было бы, если бы новоизбранная Верховная Рада начала свою работу по точному и своевременному выполнению всех требований Конституции и законов Украины. О подобном «фейр-плей» может мечтать только законченный идеалист. А реалисты знают, что в парламент выбираются не для того, чтобы исполнять законы, а для того, чтобы их принимать. Делать это одновременно у нас, к сожалению, еще не научились. Может — к счастью, если почитать некоторые из наших законов. Поэтому остается только ждать. Вчерашним министрам и завтрашним депутатам вместе со вчерашними депутатами и завтрашними министрами.
КСТАТИ
«Блок «Наша Украина» в будущем парламенте для формирования большинства согласен будет договариваться со всеми политическими силами, но при условии, что все эти партии и блоки на пост нового премьер-министра Украины поддержат кандидатуру Виктора Ющенко». Такое мнение вчера на пресс-конференции высказал директор Института политики, 62-й номер списка «НУ» Николай Томенко, передает корреспондент Украины.Ru (www.ukraina.ru). Н.Томенко отметил, что на сегодняшний день реально создание только большинства блоком «За единую Украину!», КПУ, СДПУ(О) и рядом депутатов, которые прошли по мажоритарным округам.
Отвечая на вопрос журналистов, будет ли «Наша Украина» поддерживать инициаторов импичмента Президенту, Николай Томенко отметил, что «все будет зависеть от того, кто будет премьером». По его словам, большинство должно предложить Президенту кандидатуру на пост премьера, которую Президент либо утвердит, либо отклонит. «Все договоренности по этому вопросу могут привести или не привести к импичменту», — заявил Томенко. Выходит, торг в данном случае, как говорится, вполне уместен?