Момент выбора
Что нужно делать на месте ПутинаОбнародованная во вторник реакция Киева на ситуацию вокруг «Кольчуг» вызвала новое заявление Госдепартамента США. Спикер Госдепартамента Ричард Баучер заявил, что Соединенные Штаты выступают за крепкие отношения с Украиной, но сначала ждут ответа Украины на дополнительные вопросы, возникшие из-за недостаточного сотрудничества украинской стороны с американскими и британскими инспекторами.
В общем ситуация, сложившаяся вокруг «Кольчуг», напоминает, скорее, дипломатический поединок, который можно охарактеризовать только как кризис украинско-американских отношений — при том, что МИД Украины отмечал, что никакого кризиса нет.
Бесспорным является то, что, с одной стороны, Киев и Вашингтон ищут ответы на различные вопросы. Для Соединенных Штатов принципиально важнo, по словам американских представителей, получить полную информацию, которая могла бы доказать, что системы «Кольчуга» в Ирак не поставлялись. О презумпции невиновности, как говорил Стивен Пайфер, речь не идет, поскольку дело является не юридическим, а политическим. Представители Киева строят линию защиты именно на том, что факт поставок «Кольчуг» Ираку не доказан, значит, выдвинутые Соединенными Штатами обвинения и требования — безосновательны. Американская сторона при этом настаивает на том, что в данной ситуации Вашингтон меньше всего интересуют обстоятельства внутренней украинской жизни. Как говорил в Киеве Пайфер, среди тех дополнительных вопросов, на которые американская сторона требует ответов, есть характеристики самих систем «Кольчуга» («Мы хотели бы ознакомиться с тем, как работает «Кольчуга»), доступ к документации комитета по экспортному контролю (здесь, говорил Пайфер, имели место «уклонения» украинской стороны), а также потребность убедиться в том, что «Кольчуги» не могли быть переданы покупателем другой стороне. Важной деталью этих требований является то, что ни к России, ни к Китаю, которые выступали вместе с Эфиопией покупателями систем «Кольчуга» по контрактам с Украиной, Соединенные Штаты возможных претензий не выдвигают. Более того, реакция Вашингтона на документально доказанный факт военно-технического сотрудничества между Югославией, Республикой Сербской (составной частью Боснии и Герцеговины) и Ираком была более, чем мягкой.
Пайфер говорил также, что Соединенные Штаты заинтересованы в проведении встречи между группой экспертов и экс-главой СБУ Леонидом Деркачем и бизнесменом Оршанским. Это, а также такие факты, как лихорадочная отмена накануне прибытия группы экспертов в Украину визита украинской делегации в Ирак, не менее лихорадочную просьбу Киева к Багдаду о лишении полномочий почетного консула Ирака в Украине Оршанского (который и сейчас находится за пределами границ Украины) не добавляют ни доверия, ни симпатий официальному Киеву. В этой ситуации поза обиженного не может не вызывать изумления. Тем более, что при всех иных нюансах Украина не находится в одинаковой весовой категории с Соединенными Штатами, и ее возможности не могут быть равными с возможностями Вашингтона.
Украина сама пригласила группу экспертов, пообещав им полную открытость. Дополнительные вопросы группы экспертов к Украине, таким образом, уже не свидетельствуют о полной открытости. Тем более, что они были переданы украинским должностным лицам еще во время пребывания группы экспертов в Украине, и уже потому аргументация представителей Киева страдает. Возникает стойкое впечатление (во всяком случае, именно таким впечатлением руководствуется Вашингтон), что Украине было что скрывать, и только давление обстоятельств вынудило Киев «открыться». Чтобы потом перейти в очень неловкое наступление, подменяя при этом суть проблем.
Главное же в этой ситуации — то, что вследствие позы обиженного могут существенно пострадать перспективы страны даже не на ближайшие два-три года, а на значительно больший период. Не делалось никакого секрета из того, что лидеры стран Западной Европы солидарны с руководством Соединенных Штатов относительно низкого доверия к руководству Украины. И именно поэтому (скандал вокруг «Кольчуг» здесь выступил, скорее, в роли информационного предлога) Североатлантический совет принял решение провести встречу Комиссии Украина—НАТО на уровне министров иностранных дел. Решение, безусловно, оскорбительное для Президента Украины и не самое благоприятное для формирования даже какого-то приемлемого имиджа страны на Западе. Но суть дела в том, что Украина 23 мая на заседании Совета национальной безопасности и обороны заявила о разработке стратегии своего сближения с НАТО, которое должно завершиться присоединением к Организации Североатлантического договора. На многочисленных дипломатических встречах, конференциях, семинарах представители украинского руководства потом убеждали представителей Запада, что речь идет о настоящей стратегии развития государства.
Теперь же в этом могут возникнуть серьезные сомнения. Решение о том, будет ли брать Украина вообще участие в Пражском саммите НАТО, планируется принять на специальном заседании Совета национальной безопасности и обороны (по предыдущим данным, оно может состояться завтра). Насколько известно, у разных членов СНБОУ разные мысли по поводу целесообразности участия Украины (именно Украины, а не ее лидера или министра иностранных дел) в саммите, хотя, если исходить из логики, вопрос вообще так ставиться не может.
Увязка участия в саммите с гипотетическими извинениями Соединенных Штатов перед Украиной выглядит странно, когда речь идет о стратегических интересах страны. Практически все украинские и зарубежные эксперты по вопросам внешней политики уже заявляли, что только участие Украины в работе Комиссии НАТО—Украина может обеспечить в сегодняшних условиях постепенный переход отношений между двумя сторонами на качественно новый уровень, который бы ставил своей целью основание сначала так называемого интенсифицированного диалога, потом, по мере продвижения — подключение Украины к плану действий по приобретению членства в НАТО, с проведением Украиной необходимых для этого реформ в различных сферах (военной, политической, экономической, законодательной), серьезного оборонного анализа и определения основных перспективных направлений развития самой страны в новых условиях. Вместо этого отказ от поездки в Прагу неминуемо привел бы к самоизоляции Украины от евроатлантического пространства, лишил бы ее возможности влиять на развитие ситуации и постепенно стать составляющей общеевропейских процессов, угрожал бы дальнейшим наращиванием отставания в развитии от соседних стран. Отсутствие Украины в Праге угрожает поставить ее в один ряд (хотя и по другим причинам) с Беларусью, которая до сих пор планов продвижения в НАТО не объявляла, относилась к Западу (в том числе и к НАТО) подчеркнуто негативно и полагалась в обеспечении своих интересов на помощь России.
Следовательно, удар собственными руками по собственным стратегическим интересам трудно было бы признать адекватной реакцией.
Один из неприятных нюансов в этой ситуации проявился в том, что, как засвидетельствовала практика последних дней, украинский политикум доказал, что он в целом не адекватен потребностям страны. Учитывая, что именно в эти дни решается, каким будет вектор дальнейшего развития Украины, по меньшей мере, очень странно наблюдать за тем, что ни одна политическая сила (именно как политическая сила, а не на уровне отдельных представителей) до сих пор не выступила с четким политическим заявлением, где бы предлагались способы преодоления ситуации и аргументировалась или отрицалась необходимость визита министра иностранных дел в Прагу. Таких заявлений не прозвучало ни от пропрезидентских сил, ни от «Нашей Украины», ни от оппозиции. После недавних парламентских слушаний в плане состояния отношений Украины—НАТО, которые были признаны успешными, а поддержка евроатлантической интеграции названа фактором, способным объединить разные политические силы, такое молчание только вызывает вопрос — а хорошо ли представляют себе все без исключения украинские политики, о чем на самом деле речь идет? Не потеряли ли они чувства реальности? Наводит на некоторые мысли и информация о планированной встрече между Леонидом Кучмой и Владимиром Путиным в Москве в субботу. Удобный момент для того, чтобы уговорить украинского Президента не ехать самому и никого не посылать. В случае успеха ВВП мог бы быть удовлетворен: единство «трех братских народов» продемонстрировано отсутствием делегаций в Праге.
Конфликт вокруг «Кольчуг» с самого начала можно было решить без эмоций и сползания к конфронтациям, без провала на американском направлении внешней политики. Уже говорилось также, что от отказа Украины участвовать во встрече в Праге не выиграют ни Киев, ни НАТО, ни европейская безопасность. Сегодня речь идет о моменте выбора, где эмоции не имеют права преобладать над национальными интересами.