Перейти к основному содержанию

Мы с миром

Парламент одобрил решение СНБОУ
06 июня, 00:00

Верховная Рада дала согласие на отправку украинского миротворческого контингента для участия в международных стабилизационных силах в Ираке. За это решение проголосовали 273 депутата, против — 103 из 417 зарегистрированных. Противниками инициативы выступили коммунисты, социалисты, большинство депутатов из фракции «Наша Украина» и Блока Юлии Тимошенко. Впрочем, две последние оказались не совсем монолитными в голосовании, поскольку 39 «нашеукраинцев» и трое «бютовцев» переступили через «оппозиционность» и высказались «за» отправку военных.

Принятие решения потребовало не так и много времени — около часа. Атмосфера в парламенте была стандартной — смесь шума, помноженная на демонстративную невнимательность. Время от времени избранники приветствовали выступления коллег аплодисментами. Стоит обратить внимание на «режиссуру» обсуждения: в Верховной Раде во время заседания только два человека высказались в пользу отправки солдат в Ирак, остальные — против. То ли так был составлен список выступающих, то ли большинство считало, что вопрос и так будет решен, но поле публичной политики вчера в парламенте было отдано оппозиции, и главное — странному, как для сегодняшнего конкурентного мира, уровню аргументации большинства выступающих.

Четко и убедительно представлял аргументы «за» секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук. Более дипломатично логичность отправки военных в Ирак отмечал экс-министр иностранных дел Борис Тарасюк. В целом, вчерашний день в парламенте выглядел предсказуемым, власть была подготовленной, а потому смогла представить довольно аргументированные доказательства в пользу отправки солдат в Ирак. Кстати, еще за несколько дней до соответствующего решения СНБОУ широкой публике была предоставлена самая широкая информация об участии Украины в стабилизационных силах в Ираке.

Отдельного внимания заслуживает уровень аргументации оппозиционеров. Депутаты, чувствовалось, во многом повторялись и как будто играли по сценарию более чем двухмесячной давности — во время голосования по отправке батальона в Кувейт. Разница заключалась только в некоторых нюансах, связанных с изменением ситуации. Во-первых, утверждали оппоненты, если США и Британия признаны оккупантами в Ираке, то автоматически становится оккупантом и Украина. Особенно тут отличились коммунисты, которые, похоже, не понимают, что термин «оккупация», в первую очередь, юридический, а не пропагандистский. Во-вторых, считают противники отправки солдат в послевоенное государство, одобренная недавно резолюция Совета Безопасности ООН не является достаточным основанием для участия в миротворческой операции. Ориентиром для сторонников такого мнения, похоже, являются Россия и «старая Европа». (Следует отметить, что эти субъекты уже делают все, чтобы смягчить противоречия с США и присоединиться к процессу восстановления Ирака.) В-третьих, депутатов едва ли не больше всего беспокоил вопрос средств — кто будет содержать, транспортировать воинские подразделения. В-четвертых, не была бы наша оппозиция оппозицией, если бы не пыталась в каждом заявлении дать понять, что плохо все, что предлагает власть — потому что это власть. «Не нужно на чужих объедках зарабатывать авторитет», — отметил главный социалист Александр Мороз. «Разговаривать с политиками о морали — все равно что с людоедами о вегетарианстве», — убеждена... Юлия Тимошенко.

Секретарь СНБОУ Евгений Марчук языком международного права и цифр полемизировал с противниками военного присутствия в Ираке. Наиболее существенным аргументом относительно участия украинских солдат в силах стабилизации была резолюция Совета Безопасности ООН №1483 от 22 мая. В частности, согласно этому документу, Совет Безопасности «поощряет готовность стран-членов содействовать обеспечению стабильности и безопасности в Ираке путем предоставления персонала, оборудования и других ресурсов». Также в тексте резолюции говорится, что СБ ООН «призывает все государства-члены немедленно откликнуться на призывы ООН об оказании помощи Ираку». В документе фактически признаются оккупантами два государства — США и Великобритания, которые могут обратиться «к ДРУГИМ государствам» за поддержкой в восстановлении послевоенного государства. Среди «других», но ни в коем случае не оккупационных, есть и Украина. Евгений Марчук, ссылаясь на международные акты, подчеркнул, что оккупантом является только та страна, которая, находясь на территории другого государства, использует ресурсы последнего. Это ни коим образом не касается Украины, отметил секретарь СНБОУ. Он также сообщил, что по состоянию на вчерашний день 35 государств выразили готовность участвовать в стабилизации в Ираке, 16 парламентов проголосовали за отправку своих солдат в это государство (среди них и постсоветские — Казахстан, Азербайджан, Грузия, страны Балтии), 46 стран посылают полицейские силы.

Общая численность нашего контингента в Ираке составит 1800 человек. Формироваться он будет исключительно на добровольной основе. Срок транспортировки солдат составит до 20-и суток. Как ранее сообщал главнокомандующий Сухопутных войск Вооруженных сил Украины Петр Шуляк, отправка украинских военных начнется уже с 12 июня. По словам Е. Марчука, миротворческий контингент Украины на сегодня укомплектован на 75%, к середине июня его комплектация будет завершена. На базе 19-го батальона РХБЗ, который сейчас расположен в Кувейте, будет сформирован специальный батальон. Он войдет в состав мотопехотной бригады. Все остальные военнослужащие в соответствии со специализацией будут входить в другие структуры этой бригады. По словам Е. Марчука, она будет находиться под командованием Генштаба ВСУ, а также под оперативным командованием коалиционных стабилизационных сил, в состав которых войдет и Украина. Командир украинского контингента будет заместителем командира многонациональной дивизии. Предусматривается, что многонациональными силами в этом регионе будет командовать Польша. Что касается финансовой стороны отправки украинцев в Ирак, то в целом направление контингента и обеспечение его деятельности до конца 2003 года обойдется в $69,4 млн. Правда, правительство Соединенных Штатов уже заверило, что возместит все расходы на передислокацию и содержание украинского контингента. Таким образом, почти две трети расходов на бригаду будут возмещены американской стороной. За Киевом остается выплата военнослужащим заработной платы. Стоит заметить, что, начиная с 1993 года, Украина дополнительно уже получила от ООН $171,7 млн. в качестве платы за миротворческую деятельность.

Подробно Евгений Марчук остановился на вопросе, насколько отправка военных соответствует стратегическим национальным интересам Украины. Прежде всего, он напомнил, что Ирак — второе государство в мире по объемам запасов нефти и может стать стратегическим энергетическим партнером Киева в ближайшие годы. Объем украинского экспорта в Ирак в 2001 году достигал $293 млн. До начала войны, по информации Е. Марчука, в Ираке работали 36 украинских компаний. В частности, среди них НАК «Нефтегаз Украины», концерн «Стирол», компания «АвтоКрАЗ», ЗАО «Укрресурсы». Все это было до отмены международных санкций против Багдада. Тем временем на сегодня уже более 80-и украинских компаний заявили о желании участвовать в восстановлении Ирака. Если Украина не примет решения об отправке миротворцев в Ирак, то будет иметь намного меньшие возможности получить контракты для реконструкции этой страны, заявил секретарь СНБОУ. Он подчеркнул, @TT что приоритет в контрактах администрацией Ирака будет отдаваться тем странам, которые участвуют в стабилизационных силах в Ираке.

Посольство Соединенных Штатов вчера довольно оперативно отреагировало на результаты голосования в парламенте, приветствовав решение Украины. «Это значительный шаг в поддержку международных усилий по обеспечению свободы Ираку и предоставлению его народу возможности самому определять свое будущее», — сообщили в американском посольстве. «Делая вклад в восстановление безопасной и стабильной обстановки в Ираке, Украина также будет содействовать формированию условий для предоставления ей возможности честно побороться за восстановительные контракты. Согласно резолюции СБ ООН №1483, поступления от продажи иракской нефти будут направлять на счет под международным наблюдением, который будет прозрачно использоваться на экономическое восстановление иракской инфраструктуры, а также на другие нужды на благо иракского народа», — отметило посольство. «Вклад Украины в мир и стабильность в регионе Персидского залива, начиная с размещения в Кувейте батальона РХБ- защиты, помогает нам совместно давать ответы на угрозы, касающиеся нас всех. Это является свидетельством решимости создать такие условия, при которых не будет места деспотии, тирании и терроризму», — подчеркнули в дипломатическом представительстве США.

Евгений Марчук в своем выступлении, кстати, отмечал, что в регионе Персидского залива будет формироваться новая система международных отношений, которая будет определять новый международный порядок на ближайшее десятилетие. «Вылетит» из него Украина или, наоборот, гармонично вольется? Большинство украинских депутатов, похоже, понимают значение вчерашнего решения.

КОММЕНТАРИИ

Леонид КРАВЧУК , фракция СДПУ(О):

— Я однозначно положительно оцениваю принятое решение. На фоне происходящих в мире процессов Украина должна думать о своем имидже, собственном авторитете. А он определяется действиями, а не разговорами в Верховной Раде. Наши действия должны быть активными. Участвуя в миротворческой операции, мы имеем возможность заявить всему миру, что Украина не только существует, но и является заметным субъектом международной политики.

Понятно, что наши ребята отправляются не на курорт. Но каждый человек едет добровольно. Приведу такой пример. Заболел недавно солдат из нашего батальона в Кувейте. Его привезли на лечение в Украину. Выздоровев, он начал «оббивать пороги» высоких кабинетов, чтобы его скорее отправили назад. В Ираке будут служить только добровольцы — это должны знать все. К тому же войны там уже нет. И рисовать дьявола, которого никто не видел, может только буйная фантазия.

Иосиф ВИНСКИЙ , фракция СПУ:

— Не думаю, что нам дадут возможность разрабатывать месторождения нефти. Эта миссия достанется странам-оккупантам — США и Великобритании. Остальные страны будут только обслуживать их интересы. Что же касается аргументов о возможном ускорении интеграции Украины в некоторые организации наподобие ВТО, НАТО или ЕС, то хочу сказать, что ни для одной из названных организаций наше присутствие в Ираке не является фактором обязывающего характера. Я считаю, что, как государство, мы сегодня проиграли во всех аспектах — и в политическом, и в экономическом, и в моральном. Обидно, что ответственность за принятое решение взяли на себя и некоторые депутаты из оппозиции. То, что «Наша Украина» раскололась на таком прозрачном, понятном, сугубо политическом вопросе, свидетельствует: фракция Виктора Ющенко является чрезвычайно неустойчивой структурой, не имеющей внутренней идеологии. Голосование в этой ситуации по схеме «половина на половину» означает, что в «Нашей Украине» есть серьезные внутренние проблемы.

Юрий КОСТЕНКО , фракция «Наша Украина»:

— Принятое решение об отправке украинского контингента в Ирак с точки зрения политической стратегии верное. В том числе с точки зрения перспектив президентских выборов. Много сегодня говорилось о позиции Президента Украины Леонида Кучмы — дескать, он обеляет свою власть. Но давайте подумаем о том, что буквально через полтора года будет новый президент, которому придется работать с сегодняшним решением на протяжении лет. Не следует забывать, что украинское государство должно искать свои собственные интересы, несмотря на то, кто сегодня занимает должность президента, а кто — премьер-министра. Настоящие политики должны иметь мужество принимать решения, которые могут сначала и не всеми восприниматься, но в то же время дадут государству долгосрочные перспективы. О своей фракции могу сказать, что каждый депутат голосовал в соответствии с собственным пониманием, без всякого внешнего давления.

Конкретные политические выгоды принятого решения видятся следующие. Во-первых — начало нормального сотрудничества с Европейским Союзом. Вспомните — поддержка проекта «Одесса — Броды» со стороны ЕС появилась сразу после голосования по Кувейту. Во-вторых — расширение сотрудничества с НАТО. При благоприятном развитии событий уже к 2008 году мы можем стать членом этой организации. Что касается экономики, то участие в восстановлении Ирака перекроет все те расходы, которые мы там понесем, в десятки и сотни раз. Есть еще сугубо стратегическая сторона — нам выпадает шанс диверсифицировать источники поставки нефти в Украину. Открываются ворота не только к каспийской, но и к ближневосточной нефти.

Иван КУРАС , фракция «Регионы Украины»:

— Вспоминаю недавнее голосование об отправке украинского батальона химзащиты в Кувейт. Если тогда могли быть какие-то сомнения в необходимости того шага, то сегодня их уже нет. Потому что мы видим конкретные позитивные результаты. Сейчас в Ираке совсем другая ситуация. Война закончилась, существует решение Совета Безопасности ООН, которое является правовым основанием для отправки войск. Мы не должны действовать по принципу «моя хата с краю». Хотя бы потому, что, как сказал в своем выступлении секретарь СНБО Украины Евгений Марчук, намерения участвовать в миротворческой операции уже выразили десятки стран. Здесь речь идет о борьбе с терроризмом, об определении, на чьей же мы стороне. Нельзя только измерять, сколько потратим средств, сколько из них американцы компенсируют, а сколько нет. Нужно подумать, какие возможности мы получим для участия в восстановлении Ирака, участия в международных структурах, а также в реализации тех экономических проектов, которые выходят на Европу и мир.

Леонид ГРАЧ , фракция КПУ:

— Последствия четвергового голосования самые трагичные для Украины. Нас все больше и больше втягивают в «чужую» игру, при этом не уважая, не считаясь с нашим мнением и ничего нам не прощая. А выстраивать себе иллюзию об экономических дивидендах — это для мальчиков. Во-первых, Америка, заставляя нас, даже не разговаривает с нами напрямую. Во- вторых, с кем мы, собственно, разговариваем сегодня на предмет экономических взаимоотношений? Разве мы разговариваем с иракским руководством? Нет! Поэтому это огромный экономический, политический, и, если хотите, религиозный вопрос. Сегодня ни один докладчик не заметил, а какие же настроения у самого иракского народа, ведь теперь речь о режиме Хусейна не идет. А настроения, как мы видим, антиамериканские. И если мы вмешиваемся, нас воспринимают как проамериканскую силу. Другими слова, как тех людей, которых заставляют «загребать жар чужими руками».

Роман ЗВАРЫЧ , фракция «Наша Украина»:

— Думаю, результаты голосования должны быть позитивными, если правовые вопросы будут сняты. А я все-таки отмечаю, что остаются определенные правовые сомнения относительно того, имеет ли ситуация в Ираке характер миротворческой операции. Если эти вопросы будут сняты, то для Украины как в политическом, так и в военном и, в частности, в экономическом аспектах будет большой позитив. В политическом плане мы сможем участвовать в военнопрофильных процессах, происходящих в мире, и, таким образом, будем иметь возможность требовать для себя роли в определении дальнейшего хода этих процессов. Военная составляющая, конечно же, связана с НАТО. Я глубоко убежден в том, что принятое сегодня решение будет существенно содействовать вступлению Украины в НАТО в третьей волне, которая должна состояться в 2007—2008 годах. Что же касается экономической составляющей, то она понятна. Мы участвуем в миротворческой операции, которая даст нам право претендовать на существенную роль в экономической перестройке Ирака. Последнее, к слову, будет носить долгосрочный характер и даст прибыли в государственный бюджет.

Откровенно говоря, если кто-то из депутатов «Нашей Украины» голосовал против проекта закона об отправке миротворческого контингента в Ирак, то он руководствовался, в первую очередь, тем, что власть цинично использует такие процессы с целью обелить свой запятнанный образ в глазах международного сообщества. Очевидно, фракция «Наша Украина» не хотела быть инструментом подобного обеления. Но как бы там ни было, мы должны были поставить на весы, с одной стороны, интересы «Нашей Украины» как оппозиционной фракции, а с другой — интересы государства. Учитывая все это, я до последней минуты не знал, на какую кнопку нажму, но считал, что обеспечить принцип верховенства права — это тот критерий, которым должен в первую очередь руководствоваться народный депутат Украины при принятии решений. Поэтому я воздержался.

Анатолий ТОЛСТОУХОВ , фракция НДП, координатор парламентского большинства:

— Члены контингента, хотя и контрактники, лично принимали решение о пребывании на послевоенной территории. Конечно же, это риск со всеми возможными последствиями. Но я еще раз отмечаю, что решение принималось добровольно, сознательно, после советов с родителями, родственниками. Что касается вопросов обеспечения и защиты, то они решены на правительственном уровне. А с экономической, политической, дипломатической точек зрения, думаю, это решение будет работать на пользу государства сегодня и в дальнейшем.

Владимир СОНЮК, «День». Ирина КУХАР
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать