Мы страдаем от комплекса жертвы?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070524/484-5-1.jpg)
Об этом не было ни слова в передачах новостей, которые удалось мне видеть по телевидению. Об этом не писали газеты, за исключением некоторых. Когда я рассказал об этом знакомому ученому, то он, человек хорошо осведомленный и немало на своем веку повидавший, не поверил: «Мало ли что могут написать! Тут еще надо посмотреть, кто такой вывод сделал…»
В том февральском выпуске народной практической газеты «Эконом» (№3/2007), которая выходит тиражом 400 тыс. экземпляров, напечатано более пятидесяти различных информационных и рекламных материалов. От «Какая машина выгоднее?», «Застрахованный супермаркет», «Предупрежден — значит вооружен» до «Миллиардеры с зарплатой в один доллар». Но я поведу речь о другой публикации, размещенной от имени редакции на первой странице.
Так вот, в том еженедельнике напечатано: «Участвуя в соцопросах, наш народ умудрился объявить себя самым несчастным на планете. Самые счастливые люди живут на Мальте, а самые несчастные — в Зимбабве и Украине». В общем, наверное ни одного меня ошарашили столь поразительные результаты… Как? — спросите. Для непосвященных укажем, что это — сведения из последнего составленного Индекса удовлетворения собственной жизнью, который считается признанным индикатором международной рейтинговой оценки. Возглавляет рейтинг средиземноморский остров Мальта, 74% населения которого считают, что живут счастливой жизнью. Далее места заняли Дания, Швейцария и Колумбия — своим положением довольны 73% их жителей. Следующая группа стран включает Исландию, Ирландию и Нидерланды. В первую десятку вошли также Канада, Финляндия и Гана, где счастливые люди составляют 69% от населения страны.
Кто «индексировал» эти показатели? К такому заключению в результате ежегодного исследования пришел профессор университета голландского города Роттердам Рут Винховен. Именно он готовит уже ставший популярным всемирный Индекс удовлетворения собственной жизнью. Один из важных его выводов состоит в том, что в современном мире деньги — не решающий фактор счастья. Так, США в единой мировой шкале счастливых заняли 16-е место, уступая Гватемале и Уругваю. Великобритания и Германия входят в третью десятку, оказавшись на 21-й и 22-й позициях. Рейтинг замыкают Танзания, Зимбабве, Молдова и Украина, где не более 20% людей ощущают себя счастливыми.
Нет, я вовсе не хочу поставить под сомнение исследование, о котором идет речь. Хотя читатель наверное знает, что любое новое ранжирование стран по тому или иному индексу всегда воспринимается неоднозначно. Как правило, появляются критические замечания, высказываются сомнения либо в достоверности исходной информации, либо в обоснованности применяемой методологии, либо в объективности полученных оценок. Такие высказывания звучат не только на международном, но и на национальном уровнях. Вот, в частности, какие соображения высказала редакция упомянутой газеты по поводу всемирного индекса, подготовленного профессором Винховеном: «Вообще же уровень счастья зависит исключительно от субъективных ощущений. Украинцы оказались в конце списка вряд ли от того, что они так уж плохо живут. Причина, скорее, в низком уровне самооценки и нереализованных амбициях…» Полностью принять сторону редакции в данном случае трудно. Вспомним хотя бы недавнюю статью «Бедность как перманентная потребность власти?» доктора наук по государственному управлению, профессора Ивана Розпутенко, которую «День» опубликовал 16 мая этого года. Ученый, во-первых, убедительно доказал, что экономический рост, к сожалению, происходит за счет увеличения бедности украинцев. Во- вторых, он с тревогой справедливо спрашивает: «Почему в условиях формирования социально-рыночной экономики социальный статус гражданина-украинца остается ужасным?» И подобные вопросы можно продолжать. Возможно, не все и не сразу с этим согласятся. Что ж, в науке об обществе нет истин — есть лишь точки зрения. Однако и это утверждение не стоит принимать за истину.
С другой стороны, из моих личных наблюдений, выступлений отечественных средств массовой информации можно привести немало фраз их авторов, каждая из которых выявляет человека определенного типа: человека, страдающего от чувства собственной неполноценности, с низкой самооценкой и предрасположенностью к негативным ожиданиям. По-моему, главное свойство, объединяющее всех этих людей, — это то, что все они отчаянно цепляются за свою собственную жертвенность, особо подчеркивая тот очевидный для них факт, что все их неприятности создаются в результате стечения тех или иных внешних обстоятельств. Такие люди, привыкшие поддерживать свой комплекс жертвы, любят поговорить о бедах и несчастьях, свалившихся на их головы. Надо ли удивляться после этого тому, что Жан Поль именно им посвятил красивый афоризм: «Я имею счастье быть несчастливым»?!
Однако читатель, думаю, понимает, что невозможно быть жертвой и при этом быть счастливым, добиваться успеха в жизни. Если человек воспринимает себя как безнадежного неудачника и укрепляет этот свой имидж в сознании окружающих, он сам омрачает свою жизнь. Бессознательно заключив себя в рамки образа человека, не верящего в свои силы, он тем самым создает в своей жизни одну неприятность за другой, отвергая счастье, здоровье и благополучие, которых заслуживает. Причем мы не одни такие, сегодня миллионы людей во всем мире все еще живут таким образом, страдая от комплекса жертвы, самоуничижения.
И вот тут закономерно возникает вопрос: «Чем это можно объяснить?» Ответ нам удалось найти в книге Рэнди Гейджа «Почему вы глупы, больны и бедны… И как стать умным, здоровым и богатым!». Ее автор, которого часто называют «мессией миллионеров» из-за его убеждения в том что бедность — грех и что все мы рождены быть богатыми, подробно перечислил причины, поддерживающие комплекс жертвы. Вот что присуще таким людям:
1. Они всегда могут убедить себя в том, что все неудачи в их жизни происходят не по их вине.
2. Они уповают на то, что поскольку все несчастья вызваны сугубо внешними факторами, это освобождает их от личной ответственности.
3. Они получают значительную долю внимания, симпатий и сожаления окружающих.
4. Они принимают это внимание, симпатию и жалость за любовь, в которой отчаянно нуждаются, но которую не знают, как получить.
5. Они используют прежние неудачи в личной жизни для подтверждения того, что они не способны на эмоциональную близость с кем-либо еще.
6. Они ссылаются на прежние провалы, оправдывая этим отсутствие попыток достичь высоких целей и осуществить перспективные проекты.
7. Они принимают за истину в последней инстанции тот факт, что они — «презренные грешники», что им «никогда ничего не добиться», либо считают, что у них нет нужного образования или нужных связей для того, чтобы достичь успеха.
8. Они могут чувствовать себя героическими «маленькими людьми», которые наперекор всему борются с силами зла.
9. Они ощущают свое духовное величие, возлагая свое счастье на алтарь человечества и думая, что за это будут вознаграждены в будущей жизни.
10. Они могут влачить, по сути своей, бессознательное существование, следуя стадным инстинктами, и просто позволять жизни происходить, ни о чем не задумываясь.
Кто бы что ни говорил по этому поводу, бесспорно одно: все это сковывает внутренний рост человека, мешает ему вести радостную и полнокровную — настоящую жизнь. Нам не стоит становиться на этот путь. Куда полезнее еще раз просмотреть список названных выше причин, что поможет определить, страдает ли человек комплексом жертвы. Как только вы выявите вашу жертвенность, вы тем самым лишите ее эмоциональной поддержки. Если же вы верите в собственную неполноценность, считаете себя недостойным внимания, вы, вероятно, начинаете деградировать. То есть последствия подобных настроений и умозаключений чрезвычайно опасны, так как они, во-первых, свидетельствуют о том, что человек потерпел крах в своих духовных исканиях; во-вторых, они вызывают у него желание махнуть на себя рукой и смириться с такими плачевными результатами. Такого рода настроения называются «отчаянием», они всегда приводят к мучительным страданиям.
Необходимо признать, что зачастую мы сами виноваты в том, что происходит в нашей жизни, поскольку несем за это полную ответственность. Иной раз может показаться, что пострадавшая сторона — это несчастная жертва бесконечной череды неудач, но, безусловно, большинство этих неудач являются результатом неправильного выбора, сделанного ранее. В конечном итоге, якобы невинные жертвы на самом деле оказываются теми, кто делал выбор, принимал множество неверных решений, которые в результате приводят к нагромождению неприятностей. Ведь человек не просто так становится, например, алкоголиком, бросает семью, оказывается в тюрьме, в больнице или терпит банкротство. Все эти обстоятельства складываются из многих мелких решений, которые на своем жизненном пути принимают люди.
И еще — свой рассказ об очередном всемирном Индексе удовлетворения собственной жизнью столичный еженедельник поместил под заголовком: «Самая несчастная страна на планете, или пессимисты, не участвуйте в соцопросах». Мне призыв такой импонирует. Пожалуй, пессимистам стоит тут еще напомнить юмористический совет известного философа Павла Таранова из Крыма: «Когда хочешь отправиться куда-то за счастьем, попробуй не брать в дорогу себя». Прав и Джеймс Аллен, который в своей книге «Привычка мыслить» подчеркивает: «ваше представление о себе и своей жизни — это ваша перспектива в будущем».
Какой же вывод, заметим себе, напрашивается напоследок? А такой: жизнь — не сахар для тех, кто всегда мрачен и зол на весь мир. От жизни следует ожидать лишь таких даров, которые прямо пропорциональны собственному вкладу в нее. Если человек сеет добрые мысли и дела, урожай будет щедрый и обильный. Но если у него в лукошке ненависть и недовольство, он должен быть готов пожинать плоды такого же типа. Печально то, что, дав себе погрязнуть в негативизме, можно не осознать нанесенного себе вреда до тех пор, пока не будет слишком поздно.
Выпуск газеты №:
№84, (2007)Section
Nota bene