На «крючке»
Как политические «тролли» формируют общественное мнение![](/sites/default/files/main/articles/29032013/5vlada.jpg)
В последние годы борьба за голоса электората на очередных выборах разыгрывается не только на подмостках политических ток-шоу или в стенах Верховной Рады — предвыборное противоборство переходит из реальной жизни в виртуальную. Речь идет об интернет-бенефисе команды «троллей» ряда отечественных политиков. Основная задача «тролль-тим» — создать нимб популярности над своим кандидатом и снизить рейтинги доверия к его непосредственным визави. Для этого нанимают специальных комментаторов и профессиональных блоггеров, которые в режиме нон-стоп провоцируют дискуссии и отстаивают выгодную для заказчика точку зрения. Такая деятельность влияет на сознание людей, а в идеальном для троллей варианте становится причиной смены политической ориентации.
Совсем недавно для обозначения данного явления даже выдумали новый термин — астротерфинг. Он означает процесс создания искусственного общественного мнения в условиях анонимности интернет-пространства. Так, после ряда сфальсифицированных «тролль-кампаний» создается впечатление, будто ряд людей являются сторонниками определенного политического курса или же его активными противоборцами, хотя в действительности ситуация в обществе может кардинально отличаться. И даже больше, троллят сейчас не только в режиме онлайн, но и в оффлайне также. Причем речь идет не обязательно о специально обученных работниках. Для примера, на последнем эфире Шустер LIVE депутат от Партии регионов Елена Бондаренко обвинила оппозицию в публичном троллинге своего однопартийца Владимира Олийника, а, еще раньше, эксцентричный ведущий Алексей Дурнев разыграл тролль-сцену с морковкой и Арсением Яценюком. Яркими образцами троллинга являются также знаменитые сверхкороткие интервью Майкла Щура с украинскими политиками. Что уже говорить, когда в соцсетях «гуляет» бесчисленное количество так называемых троллфейсов (черно-белых изображений лица с расплывчатой саркастической улыбкой («тролль, которого накормили»)) известных политиков, авторами которых являются рядовые пользователи разнообразных сетевых групп, сообществ и объединений по интересам.
ОТ «ФИЛИППИКИ» ДО «ТРОЛЛЯ»
Само словосочетание «форумный тролль» появилось еще в начале 80-х годов прошлого века, но своими корнями оно может уходить еще в античные времена. Так, в XIV веке до н. э. афинский оратор Демосфен направил ряд гневных, обличительных речей против македонского царя Филиппа II. Несколько позже Цицерон, наследуя Демосфена, называл «филиппиками» свои речи, направленные против Марка Антония. Таким образом «филиппика» и «тролль» — слова-синонимы, в технологии которых — очернить репутацию конкретного лица или группы лиц.
Термин «тролль» позаимствовали из словаря рыболовов, где «троллем» называют приманку на крючке. Действительно, троллинг на форумах чем-то напоминает рыбалку: наивным юзерам подбрасывают провокационный пост-приманку, те эмоционально на нее реагируют и тем самым напоминают пойманную в сети флеймера (провокатора споров) рыбу. Однако есть другой вариант этимологии, где «тролль» — один из героев фольклора скандинавських стран, а также уродливый, злой и неприятный персонаж ряда сказок. Вспомнить хотя бы андерсеновскую «Снежную королеву», где, перелистнув уже первую страницу книги, читаем о «злом-презлом тролле, похожем на Мефистофеля».
Особое распространение «троллинг» получил в 90-х годах XX века, а в наше время этот социальный и психологический феномен приобрел еще большую популярность, чем когда-либо прежде: в настоящее время все популярные сайты, форумы и группы в соцсетях рано или поздно сталкиваются с «троллями» и «троллингом». Более того, с началом нового тысячелетия, интернет-тролли начали образовывать собственные виртуальные сообщества, организации и даже партии для обмена опытом касательно путей самого эффективного разжигания разнообразных конфликтов. Интересно, что в июле прошлого года в материале одного американского журналиста шла речь даже об идее создания специальной вирусной программы для комментарной борьбы против террористов. Ведь до сих пор единственным вариантом, который США не использовали в противостоянии с экстремистами, — троллинг. Последний, по мнению разработчиков программы, и может стать самым эффективным оружием в руках американцев.
«ТРОЛЛИНГ» С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ
Изначально, создание интернет-форумов или внедрение возможности оставлять комментарии под конкретными материалами, имели целью создание сетевой площадки для конструктивных дебатов. То есть все желающие могли приобщиться к дискуссии и выразить собственное мнение относительно понимания того или иного вопроса. Потому что виртуальная демократия является, как известно, неотъемлемой частью демократии реальной. Однако с течением времени это представление немного атрофировалось. В настоящее время интернет стал одной из немногих платформ в арсенале рядового гражданина для высказывания своего «фи» относительно политических заявлений, действий, шагов со стороны провластного большинства, оппозиции или отдельных представителей украинского политикума. Поэтому народу ничего не остается, кроме публичного высмеивания своих недавних избранников. Как писал Вольтер: «То, что сделалось смешным, уже не может быть опасным». Так и здесь. Поэтому не удивительно, что сейчас особое распространение получили уже мейнстримные троллфейсы и интернет-мемы (по большей части бессмысленные фразы или информация, получившие известность в сети) «звездами» которых в большинстве своем становятся именно политики.
Например, в конце прошлого года поисковый портал Яндекс опубликовал топ-10 самых популярных интернет-мемов 2012-го. Среди них едва ли не наибольшую славу завоевали непутевые высказывания политиков. В частности, третье место занял мем под названием «Кровосиси», а седьмое — «Папередники» — слова, которые в своих выступлениях неправильно артикулировал премьер-министр Николай Азаров. Стоит отметить, что языковые ошибки премьера Азарова достаточно часто становятся объектами шуток среди украинских интернет-пользователей. Четвертое место — у мема «Покращення» — политический лозунг предвыборной кампании-2010 действующего президента Виктора Януковича. Сегодня он приобрел особую популярность благодаря увеличению разрыва между словами и делами представителей власти.
На шестой позиция оказался популярный в Украине мем «Хату на кота». Он связан со знаменитым днепропетровским биллбордом с изображением бабушки и кота и надписью: «Взнала, що внук голосував за «Регіони» — переписала хату на кота».
Конечно, по всей сетевой паутине «гуляют» сотни интернет-мемов или троллфейсов, связанных с именами отечественных политиков, и перечислить их всех — невозможно. Однако если говорить, например, о годе прошлом, то больше всего троллей в социальных сетях в рейтинговом соотношении получили:
1. Николай Азаров (премьер-министр Украины).
2. Виктор Янукович (президент Украины).
3. Наталия Королевская (министр социальной политики Украины).
4. Олег Ляшко (народный депутат, лидер Радикальной партии).
5. Олег Тягнибок (народный депутат, лидер ВО «Свобода»).
6. Виталий Кличко (народный депутат, лидер УДАРа).
7. Арсений Яценюк (народный депутат, председатель фракции ВО «Батьківщина»).
8. Юлия Тимошенко (лидер ВО «Батьківщина»).
9. Ирина Фарион (народный депутат, ВО «Свобода»).
10. Петр Симоненко (народный депутат, лидер Коммунистической партии).
Одно время известный английский писатель и публицист Джозеф Аддисон писал: «Сквернословие и насмешка — вот что пользуется у публики неизменным спросом». В наше время эта фраза как никогда ранее актуальна. Ведь вместо того, чтобы идти на реальные протесты или открыто заявлять о своем несогласии с действиями власти, большинство граждан страны молча сидят в интернете, тихонько «строчат» новые гневные статусы на своем аккаунте или создает очередной сетевой мем.
ПРОФЕССИЯ ПРОВОКАТОРА
Во время предвыборного марафона большой востребованностью пользуются профессиональные тролли-провокаторы. В вакансиях на работу их обычно завуалировано называют «специалистами по работе в социальных медиа». Их миссия заключается в ежедневном комментировании политических сайтов в интересах одной из политсил. По неофициальным данным, такие специалисты становятся находкой любой партии или кандидата-мажоритарщика и являются одним из инструментов современных политтехнологов. Они влияют на общественное мнение и репутацию конкретных лиц через онлайн-комментарии и посты. Вообще, троллинг является работой на негативных эмоциях. Основная задача — зацепить, нанести удар по самому болезненному месту противника, апеллировать к комплексам, спровоцировав на дальнейшую дискуссию. Некоторые партии применяют так называемые «бригадные технологии», когда совместными усилиями всей команды троллят конкретного автора. Такие тролли фактически блокируют возможность для дальнейшего обсуждения темы, которая является невыгодной для их заказчика.
К тому же специалисты говорят о том, что отличить, какой комментарий принадлежит троллю, а какой — реальному пользователю, очень просто. Тролли, как правило, пишут только негатив либо же исключительно позитив, толерантный вариант высказывания у них отсутствует. Однако последний опрос Киевского международного института социологии показал, что почти 70% всех комментариев в интернете имеют ненавистнический характер, а основное недовольство направлено на политиков и на самих авторов отзывов. Это значит, что большая часть интернет-пространства сплошь заполнена комментариями троллей. Можно допустить, что львиная доля последних лоббирует интересы определенной политической силы или отдельных личностей. Выходит, понимание инернет-форумов или онлайн-комментариев как платформы для конструктивных дискуссий являются чем-то фантастическим и каждый раз больше напоминает неисполнимую мечту манновского строя будущего.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ «ТРОЛЛИ»
Не гнушаются троллингом в соцсетях и представители политической верхушки страны. Известным является пример утонченного троллинга экс-министра чрезвычайных ситуаций Виктора Балоги относительно своего коллеги — бывшего министра культуры Михаила Кулиняка. Так, Балога в ответ на подтверждение дружбы Кулиняком отписал: «Чего такой серьезный? А Вы случайно не министр? Благодарю за дружбу!». На следующий день под своим постом на странице коллеги господин Балога дописал: «Кулиняк спит?». Зато экс-министр культуры ответил: «Я буду вынужден сообщить администрации Facebook о том, что Вы не являетесь Балогой Виктором, за которого себя выдаете». Однако тот с ответом не заставил себя ждать, написав: «Михаил! На работе лучше было набрать по 200 и)))))))».
Кроме «онлайн-троллинга» существуют его оффлайновий аналог. Принципиальное отличие между ними заключается в отсутствии анонимности в последнем, а, следовательно, повышении уровня ответственности за провокативные выходки. Однако политиков разных рангов и «мастей» элемент публичности не пугает, если не сказать наоборот — стимулирует. Для них — это та же политтехнология, как, например, черный пиар. Таких «троллей» классифицируют на «толстых» и «тонких». Первых называют политическими тяжелоатлетами, которые специализируются на скандальных заявлениях и характеризуются эпатажным поведением. Такими «троллями» являются: русский политик Владимир Жириновский, в Украине — лидер Радикальной партии Олег Ляшко и бывший мер Киева Леонид Черновецкий. Их боготворят представители «желтых» медиа, ведь без них новости были бы не такими интересными, а люди перестали бы узнавать своих «героев» в лицо. Что же касается «тонких» троллей, то с ними все намного сложнее: здесь необходим определенный уровень мастерства для выполнения такого троллинга, до которого отечественным политикам еще расти и расти. Однако и из этого утверждения есть исключения. Так, возможным вариантом онлайн-провокации является уже упомянутая переписка экс-министра Балоги с бывшим министром Кулиняком. Последний не понял тонкого «троллинга» своего коллеги и схватил «наживку» креативного политика.
«Троллингом» можно также назвать ситуацию в Верховной Раде Украины, связанную со скандированием оппозиционными силами слова «Українська!», когда народные депутаты от других партий начинают выступать на русском языке и обратным троллингом — когда во время выступления свободовцев представители от Партии регионов хором кричат слово «Фашисты!».
Отметим, что в России недавно даже положили начало новой «премии» — «Тролль года» — за публичную провокацию оппонента. Первыми ее «лауреатами» стали, например, Владимир Путин, Pussy Riot и депутаты Госдумы Владимир Жириновский, Елена Мизулина и Виталий Милонов.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПРИМАНКА
Сегодня «троллинг» разного рода играет важную роль и в правительственной деятельности. Если вспомнить историю, то ряд царей, императоров и политиков тратили много времени на его придумывание и пути реализации. Однако в настоящее время он приобрел большую значимость, чем когда-либо ранее. Так, правительство время от времени троллит жителей своей страны. Его представители заявляют о внедрении априори непопулярных нововведений («наживка»), которые вызывают волну народных недовольств, которые перерастают в массовые протесты и митинги. Впоследствии Президент или премьер с гордостью говорят об их частичном пересмотре или даже об отмене, а народ с благодарностью восхваляет своих демагогов. Подобную ситуацию мы имели возможность наблюдать, например, во время несогласия граждан с принятием Налогового кодекса или пенсионной реформы.
* * *
Кстати, несколько лет назад на голосование Верховной Рады Украины был вынесен законопроект «О противодействии экстремизму», автором которого выступил народный депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко. Одним из его пунктов была активация борьбы против онлайн-екстремизма, которая теоретически могла уничтожить онлайн-троллей, однако на практике давала неограниченную силу властным структурам для расправы с неугодными. Законопроект, который в соседней России уже вступил в силу, украинские депутаты так и не приняли. И слава богу. Борьба с троллями, конечно, необходима, однако политикам стоит начинать с себя, а не продолжать серию экспериментов, направленных на рядового гражданина. Исходная цель «троллинга» политического — провокация. Задача «троллинга» народного — всевозможный сарказм и смех над своими же избранниками. Генрих Гейне писал: «Когда уходят герои, на сцену выходят клоуны», а между тем Верховный «цирк» Украины продолжает свою не слишком эффективную работу.
Выпуск газеты №:
№57, (2013)Section
Nota bene