Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Николай ПЕТРУК: Нельзя отступать, когда решение принято

20 сентября, 17:47

Генерал-полковник Николай Петрук имеет прекрасный послужной список. Получив образование в Бакинском высшем общевойсковом командном училище в 1971 году, он закончил Военную академию им. М.В. Фрунзе в 1983 году, а через 10 лет — Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ. После окончания училища он прошел почти все ступени военной карьеры в Советской армии, начиная с командира мотострелкового взвода в Прикарпатском военном округе до командира отдельной мотострелковой бригады в Республике Куба. В независимой Украине он занимал должности, начиная с командира механизированной дивизии, командующего армейским корпусом до командующего сухопутными войсками Вооруженных сил Украины. За заслуги награжден Орденом Богдана Хмельницкого III ст. В марте 2006 года Петрук был избран в Верховную Раду от Блока Ю. Тимошенко, №9 в списке. В Верховной Раде Украины был членом комитета по вопросам национальной безопасности и обороны. 12 июня 2007 года он вместе с другими депутатами Блока Ю. Тимошенко сложил депутатский мандат и снова будет баллотироваться в Верховную Раду под номером 9. Кандидат в народные депутаты считает инициативу лидера БЮТ касательно отмены срочной службы в армии с 1 января 2008 г. не только вполне реальным, но и нужным шагом. Почему нужно как можно быстрее отказываться от призыва и каким образом можно будет осуществить быстрый переход на профессиональную армию? Может ли украинская армия самостоятельно обеспечить территориальную целостность государства и почему Украине нужно вступать в Блок? Как быстро Украина может двигаться в НАТО и какую ошибку сделал украинский премьер-министр, заявив 14 сентября минувшего года в Брюсселе о неготовности Украины присоединиться к Плану действий относительно членства в НАТО? Трудно ли генералу работать в роли политика и готов ли он продолжить эту работу, если Блок Юлии Тимошенко окажется в оппозиции? Об этом — «Дню» в эксклюзивном интервью Николая ПЕТРУКА.

«МЫ, ВОЗМОЖНО, УЖЕ ПРОШЛИ ЭТАП, КОГДА МОЖНО БЫЛО БЫ ПОЛНОСТЬЮ РЕШИТЬ ВОПРОС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АРМИИ»

— Как уже сообщалось, Блок Юлии Тимошенко взял на себя обязательство отменить с 1 января 2008 года призыв на срочную военную службу, а до 2009 года перевести армию на профессиональную основу. В ответ министр обороны Анатолий Гриценко заявил, что переход на контрактную армию с 1 января 2008 года является авантюрой и не может быть реализован. «Призывы перейти на контракт с 1 января 2008 привели бы к развалу армии нынешней и дискредитации идеи создания профессиональной армии — этого никто не допустит. Я даю не то что 100%, а 100 тысяч процентов», — отметил Гриценко. Хотелось бы услышать ваше мнение как профессионального военного, действительно ли возможен такой быстрый перевод украинской армии на контрактную основу. Ведь ранее даже бывший министр обороны Александр Кузьмук, который занимает в правительстве должность вице-премьер- министра Украины по вопросам национальной безопасности и обороны, тоже заявлял, что слишком быстро происходит сокращение и переход Вооруженных сил на контрактную форму.

— Я бы сказал так. Мы, возможно, уже прошли тот этап, когда можно было бы полностью решить вопрос профессиональной армии. Это можно было сделать два-три года назад. При условии, что было бы нормальное финансирование. Я всегда везде выступаю и говорю, что такое финансирование должно составлять 2,5 — 3 процента от ВВП. А это было бы где-то под 20 млрд. грн. Все это можно было бы решать раньше, если бы финансирование армии было с верхов организовано должным образом. Тогда бы не было никаких проблем. Я вам еще такое скажу. Если спросить любого офицера, с кем бы он выполнял учебно-боевую или боевую задачу, понятно, что он скажет, что будет выполнять эту задачу с подготовленным контрактником.

«... ЭТО ПРОСТО ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРЮКИ»

— Кстати, Гриценко обвиняет ваш блок в том, что до 1 сентября в программе БЮТ не было программы реформирования Вооруженных сил и, в частности, лозунгов о переходе армии на контрактную форму...

— Все у нас было. Он просто наши программы не читает. Если бы министр читал их, тогда было бы нормально. А это — просто политические трюки.

— Николай Николаевич, а как вы оцениваете заявление лидера Партии регионов Виктора Януковича, который действительно подписывал в 2004 году программу реформирования Вооруженных сил, которая предполагала резкое сокращение численности военнослужащих, а теперь утверждает, что реформирование армии равнозначно ее разрушению?

— Что я вам скажу. Если разобраться по боевому комплекту частей, которые должны быть в 2009 — 2010 году, то уже все решено. Хочу объяснить, что в боевой комплект входят части, выполняющие боевые задания. Это механизированные, танковые, авиационные, аэромобильные бригады или полки. Что касается Военно-морских сил, то их нужно комплектовать новыми кораблями, потому что старыми они не смогут обеспечить боеготовность. Одна единственная проблема — это сократить те части, которые уже не будут в составе Вооруженных сил. А это склады, базы, арсеналы и все другое. Боевой комплект частей на сегодняшний день есть в Вооруженных силах Украины. И уже его будет и не больше, и не меньше.

— А если все-таки вернуться к заявлениям Януковича о необходимости пересмотра и приостановки действующей программы реформирования Вооруженных сил ...

— Я думаю, что разворачивать какие тодивизии, а их уже нет в составе Вооруженных сил, — это будет... не хочу назвать плохим словом. Но, могу заверить, этого уже не будет. И товарищ Янукович, куда он смотрел, когда был премьером при Кучме, при котором все это планировалось. Это все было спланировано тогда. Он знает, сколько должно было быть в составе Вооруженных сил боевых частей и какой должна быть численность к 2010 году. Боевой комплект — это основа Вооруженных сил. И на этот комплект работают все, чтобы он был готов к выполнению заданий.

«ИЛИ ВСЕ ИДУТ СЛУЖИТЬ В АРМИЮ ПО ПРИЗЫВУ, ИЛИ НИКТО!»

— Николай Николаевич, можете ли вы сказать, какой должна быть до конца года украинская армия, согласно вашей программе?

— На конец 2008 года не должно быть уже ни одного солдата срочной службы. За 2008 год следует набрать вместо них 36 тыс. военнослужащих по контракту. Понятно, что с высокой зарплатой. Как мы уже говорили, это будет 600—700 долларов — лейтенант, а далее — сетка вверх где-то под тысячу долларов. Тогда все — проблем никаких нет. 36 тыс. контрактников набирается, и военнослужащие срочной службы в 2008 году уже не нужны. Я вам честно и откровенно скажу: я же ближе к войскам. Я в Вооруженных силах Украины был и командиром дивизии, и командующим корпуса. Смотришь на эти призывы, когда восемнадцатилетние дети приходят в армию, когда нет материально- технического обеспечения и они не выполняют программу подготовки. Потом, заканчивая службу, они абсолютно не готовы даже как резервисты. Так для чего тратить на них средства из бюджета Вооруженных сил страны и из бюджета государства, чтобы потом не иметь этого резерва. Так лучше их не призывать и не расходовать средства. Призывается только один из десяти. Даже по отношению к этому человеку, этому юноше, который идет один в армию, а девять не идет, — это тоже несправедливо. Или все идут служить в армию по призыву, или никто.

— Но ведь вы, наверное, знаете, что в Германии еще не отменен полностью призыв. В Польше тоже еще не спешат отказаться от призыва. Более того, в этих странах считают, что призыв обеспечивает связь армии с народом. А мы от этого отказываемся.

— Вы понимаете, что солдаты в той же Германии в Афганистане не воюют. Законом запрещено, чтобы они где-то выполняли задание за пределами страны. Когда я вводил пятую бригаду в Ирак, то я с этими 18-летними юношами, наверное, не согласился бы идти в Ирак выполнять задание. Тогда было бы очень много потерь. Я пошел с солдатами, которым было не менее 25 лет. Это уже такие военнослужащие, у которых крепкий моральный внутренний стержень, которые уже не испугаются и являются сформированными мужчинами, которые могут выполнять задание. И с этим не будет никаких проблем. А вчерашние школьники, да еще и не подготовленные... Не хочу даже говорить, что может быть в этом случае.

«ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО СТРАНЫ ДОЛЖНО В ПОЛНОЙ МЕРЕ ЗАНИМАТЬСЯ РЕФОРМИРОВАНИЕМ АРМИИ»

— Но вы все-таки не назвали, какой может быть, в случае реализации вашей программы реформирования, численность украинской армии на конец 2008 года?

— Сейчас численность составляет где-то 220 тыс. военнослужащих. Но сюда входят базы и арсеналы. Если нормально будут выделяться средства на сокращение этих баз и арсеналов, если бы в Кабинете Министров у товарища Януковича был какой-то орган, который помогал бы Вооруженным силам, а не перекладывал все на министра обороны и на руководство Вооруженных сил, на генеральный штаб, то понятно, что эти процессы пошли бы намного быстрее. А так все переложили на них, и потому они не успевают. Реформирование Вооруженных сил стало проблемой Министерства обороны и Генерального штаба. Вот большая ошибка. Политическое руководство страны должно в полной мере заниматься реформированием армии. Поэтому я говорю, что все это можно было бы сделать три года назад. А так все отдали на откуп министра обороны и Генерального штаба, и думают, что армия будет реформирована вовремя. Если такими темпами реформирование будет продолжаться, то это все может затянуться до 2011 года.

— Но, кажется, раньше существовала Государственная комиссия по реформированию Вооруженных сил...

— Она не работает. Вот я был командующим сухопутных войск Вооруженных сил Украины. Эта государственная комиссия ко мне как к командующему войсками ни разу не пришла и не спросила меня, какие у меня проблемы, чем мне помочь и как это сделать, как меня обеспечить, чтобы я выполнил эту программу. У нас трое командующих видами Вооруженных сил, ко мне, за исключением министра обороны и начальника генерального штаба, ни один из Государственной комиссии не зашел и не спросил.

«НАМ СЛЕДУЕТ БЫТЬ В КАКОМ-ТО БЛОКЕ...»

— А если посмотреть на ситуацию шире и, в частности, на роль армии в контексте обеспечения безопасности Украины. Может ли сама наша армия обеспечить территориальную целостность нашего государства?

— Ну, с тем количеством боевого комплекта и частей, понятно, что нет.

— А что же тогда делать?

— Нам следует быть в каком-нибудь блоке. Это мое личное видение. Но позиция нашего блока БЮТ заключается в том, что решение о вхождении Украины в какой-нибудь блок должен принимать украинский народ.

ВХОЖДЕНИЕ В НАТО «ДОЛЖЕН РЕШАТЬ НАРОД»

— Так вы не согласны с мнением министра иностранных дел Арсения Яценюка, который сказал, что решение о вхождении в блок должны принимать политики?

— Это неправильно. Я считаю, что это должен решать народ.

— Согласно опросу общественного мнения, сейчас всего 20 процентов украинского населения поддерживает членство Украины в организации Североатлантического договора. Так когда же может встать вопрос о вхождении Украины в НАТО?

— Мы реформируем армию, которая будет более-менее боеспособной. Люди посмотрят на эту армию. В конце концов, годы лечат. И я думаю, что через 10—15 лет все станет на свои места. Люди все это взвесят, посмотрят с одной, второй, третьей и четвертой стороны и придут к тому, что будут принимать решение абсолютно в этом направлении. Не нужно спешить с вхождением в НАТО.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЗАПАДА, ПДЧ И ОШИБКА ЯНУКОВИЧА

— А стоит ли, по вашему, Украине спешить с повышением уровня сотрудничества с Североатлантическим альянсом и присоединяться к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ)?

— У нас есть и развивается сотрудничество с НАТО. Но Россия намного лучше сотрудничает в этом плане. У них намного лучше эта работа поставлена, и сотрудничество проходит на более высоком уровне, чем сотрудничество Украины и НАТО. Хотя у нас все кричат, что мы много сотрудничаем с Альянсом и какие-то учения организуем. Россия в десять раз больше проводит учений с блоком НАТО, чем мы. У нас какой-то корабль выйдет, станет на причал в каком-то месте и уже начинаются проблемы.

— Николай Николаевич, вы наверное, помните, что в 2003 году на Стамбульском саммите НАТО Украина имела реальную возможность получить ПДЧ и тогдашний украинский президент Леонид Кучма был готов на такой шаг, но Запад отказал нам. Не считаете ли вы, что Запад тогда сделал ошибку?

— Я думаю, что Западу уже давным-давно следует более толерантно относиться к Украине. Это мое мнение.

— Как вы думаете, не сделал ли ошибку украинский премьер-министр в сентябре прошлого года, когда он, по существу, отказался от того, чтобы Украина перешла к ПДЧ? Ведь тогда были определенные ожидания, что НАТО готово повысить уровень сотрудничества с Украиной, но Янукович сделал заявление о неготовности Украины к такому шагу.

— Да, я думаю, что это была ошибка со стороны премьера.

«ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ДОЛЖНА БЫТЬ НАПРАВЛЕНА НА ТО, ЧТОБЫ РАЗЪЯСНИТЬ ЛЮДЯМ, ЧТО ТАКОЕ НАТО»

— Вернемся к теме коллективной безопасности. С одной стороны, Украина граничит с организацией Североатлантического договора, а с другой — организацией Договора коллективной безопасности, в которой ведущую роль играет Россия. Как нашей стране в таких тисках балансировать и обеспечивать свою безопасность?

— Нам нужно находить пути сотрудничества и сближения с Североатлантическим альянсом. И пусть это будет в течение 10 — 15 лет, но мы должны к этому подходить и приближаться постепенно. Ни в коем случае не давать возможности этим трещинам расходиться, а объединяться, и перспектива только такова.

— Кстати, как вы оцениваете заявление одного из лидеров Партии регионов, который сказал, что НАТО должно само за себя агитировать в Украине? Хотя известно, что в Украине существует программа информирования общественности о Североатлантическом альянсе, и сам премьер заявлял в Брюсселе 14 сентября прошлого года о необходимости создания «позитивного имиджа» НАТО.

— В первую очередь должна быть разработана программа у нас, в середине страны. Людям нужно объяснить, что это такое. Я не против, чтобы к нам приезжали натовцы и об этом говорили, и до людей доводили. Но эту проблему нужно просто решить у нас внутри страны. В первую очередь, нужно, чтобы высшее руководство поняло, чего оно хочет. А не кидаться вправо, влево и непонятно, что делать. Один делает одно, другой — другое, а третий — еще что-то там придумал. Нужно определиться. Внутренняя политика должна быть направлена на то, чтобы разъяснить людям, что такое НАТО. Если в Партии регионов считают НАТО военно-политическим блоком, то я бы сказал, что это скорее политически-военный блок.

Я в Ираке попробовал, что это такое, когда вводил бригаду, и мне помогали страны, которые являются членами НАТО. А таких там было много. Если бы я пошел с бригадой один, то задачу не выполнил бы. Мне в моем секторе помогли англичане, которые сделали так, что я не потерял ни одного солдата. Когда я зашел в итальянский сектор, там меня поддерживали итальянцы. Постоянно прикрывали меня с воздуха американцы. Поэтому я зашел спокойно на место дислокации и не потерял ни одного солдата. Если бы я пошел своей механизированной бригадой один и напрямую, я не знаю, что бы там было за эти шесть дней, когда я вел бригаду в Аль- Кут. Поэтому этого не понимают те, кто не принимал участия в боевых действиях и не был в этих районах боевых действий. Если бы их туда послать и они побыли там хотя бы неделю, то поняли бы, что такое быть в коллективе армий других государств, которые сотрудничают с тобой и практически тебе помогают, и тогда бы говорили иначе.

МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОТТАЧИВАНИЕ МАСТЕРСТВА В ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ

— Если мы уже коснулись темы миротворческой деятельности украинской армии, стоит ли, по-вашему, нашим военным подразделениям участвовать в операциях по поддержанию мира, например, в Афганистане?

— Я думаю, что этого не следует делать. Нам там пока нечего делать, а нужно здесь, внутри, все сделать для того, чтобы боевой комплект частей был готов к выполнению заданий. А не так, как мы формируем какое-то подразделение и собираем его из всех Вооруженных сил. Нам нужно иметь полки, бригады, батальоны, которые можно взять в полном составе и послать с командиром для выполнения задания. А не так, как у нас делают сборную из всех Вооруженных сил.

— А в общем, украинским военнослужащим все-таки полезно участвовать в миротворческой деятельности?

— По моему убеждению, да. Чтобы военные не только в мирных условиях оттачивали свое мастерство, но и неплохо, когда они идут в горячие точки и выполняют там задание в боевой обстановке. Но нужно смотреть, где это можно делать и куда посылать. Если понятно, что обстановка очень сложная и тяжелая, то посылать туда военных для оттачивания мастерства не нужно.

— Но ведь когда отправлялся контингент в Ирак, то были большие надежды, что это позволит Украине потом получить контракты на восстановление Ирака...

— Я военный и не знаю, какие договоренности были на уровне правительства. Я выполнял задание. Я ввел пятую бригаду, выполнил это задание и горжусь тем, что пока я там был, у меня не погиб ни один солдат.

— А если иракское правительство обратится еще раз к Украине с подобной просьбой прислать контингент?

— Сейчас там совсем не такая обстановка, как была раньше. Американцы уже потихоньку выводят свои войска. Поэтому я не думаю, что возникнет вопрос, чтобы украинцы принимали участие в действиях в Ираке.

«КОГДА Я ПОШЕЛ В ВЕРХОВНУЮ РАДУ ПЯТОГО СОЗЫВА, ТО ЧЕРЕЗ ТРИ МЕСЯЦА РАЗОЧАРОВАЛСЯ...»

— Если можно, перейдем к политике. Николай Николаевич, как вы как генерал чувствуете себя, или, скорее, работаете в качестве политика?

— (Смеется). Когда я пошел в Верховную Раду пятого созыва, то через три месяца разочаровался и пожалел, что туда пошел. Но нельзя отступать, когда решение уже принято. Об этом можно рассуждать на своем уровне, но если уже пошел, то надо идти до конца.

— Вы будете идти до конца и в новой Верховной Раде?

— Думаю, что да. И буду работать. Я уже работал членом комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны. И далее буду бороться за то, чтобы Вооруженным силам помогать. Готовить законопроекты, которые были бы целесообразными для Вооруженных сил и делать все для того, чтобы украинская армия была на надлежащем уровне своей подготовки и была готова для выполнения тех задач, которые перед нею стоят.

«В ОППОЗИЦИИ ТОЖЕ РАБОТАЮТ...»

— И на вашу работу не повлияет то, если ваша партия окажется опять в оппозиции?

— В оппозиции тоже работают. Если закон об оппозиции будет принят, тогда можно будет решать много вопросов.

— Я слышал, как бывший президент Польши Александр Квасьневский, выступая в Атлантическом совете США с речью «Избирательная драма в Польше, Украине и России», сказал, что ему очень трудно, а то и почти невозможно «сегодня описать партию БЮТ как левую партию, правую партию или социально-демократическую партию». Кроме того, экс-президент Польши отметил, что БЮТ «не очень творческая в плане идеологии, политики или программы для Украины». Как бы вы прокомментировали эти слова Квасневского и заодно объяснили читателям «Дня», какова все- таки идеология БЮТ?

— Нужно прочитать нашу программу, посмотреть, что там есть. Тогда будет совсем другое впечатление у тех, кто об этом говорит, и, в частности, политиков за границей. Нужно просто взять и внимательно прочитать программу БЮТ.

— А своими словами можете вы сказать, какой является идеология вашей партии: левой или правой, правоцентристской или левоцентристской?

— У нас свое направление. Мы ни к кому не примыкаем. Скорее, можно сказать, что мы больше склоняемся к левому центру.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать