Новые властные «войны»
Отсутствие «единой команды» и кадровые ошибки назвали эксперты «Дня» (см. номера от 6, 11, 12, 13 и 14 мая) одним из главных «результатов» первых ста дней новой власти. События последних дней стали еще одним подтверждением таких оценок.
Конфронтация между главой правительства Юлией Тимошенко и секретарем СНБОУ Петром Порошенко перешла в хроническую публичную фазу. Это произошло в связи с, во- первых, бензиновым кризисом, а во-вторых — дискуссией вокруг (не)существования так называемого «списка Кинаха» — перечня 29 предприятий, подлежащих реприватизации. Высказыванием на сей счет диаметрально противоположных мнений дело не ограничилось — дошло до взаимных подозрений, скрытых и явных намеков и т.п. В частности, Ю. Тимошенко обвинила Россию в сознательном прекращении поставок нефти в Украину, несмотря на оплаченные контракты. П. Порошенко же считает, что говорить о прекращении поставок нефти из России нет оснований. «Торговой войны у Украины с Россией нет», — подчеркивает он, добавляя, что у обеих стран «есть проблемы, носящие ведомственный характер», к тому же российская сторона, мол, заинтересована в поставках нефтепродуктов в Украину. Секретарь СНБОУ также заявил, что, поскольку энергетическая безопасность страны является частью концепции государственной безопасности, правительство (у которого, согласно великодушной характеристике Петра Порошенко, «много плюсов, но есть и просчеты») должно было «еще три-четыре недели назад звонить в колокола»...
Премьер-министр в свою очередь заявила о причастности к колебанию цен на нефтепродукты «представителей других ветвей исполнительной власти», которые «противодействуют работе правительства». «Как я уже читаю из определенных информационных источников, не без вмешательства второго крыла власти в Украине такие колебания начались. Пусть это будет на совести тех людей из украинского политикума, которые помогали создать кризис», — сказала премьер на пресс-конференции в среду в Киеве. «Не только бывшие олигархи сегодня работают против правительства, но и сегодняшние олигархи, которые попали во власть, также хотят избавиться от этого правительства и используют для этого абсолютно четкие властные инструменты», — цитирует Юлию Тимошенко Интерфакс-Украина. Премьер даже предположила, что это самое «второе крыло власти» определило функцию первого вице-премьера Анатолия Кинаха «так публично демонстрировать такую отличную от всего правительства позицию». Юлия Тимошенко также отметила, что ознакомилась с недавней критикой секретаря СНБО Петра Порошенко действий Кабмина: «Мне очень приятно, что иногда такие высокие чиновники делают перерыв в занятиях бизнесом и обращают сверху внимание на то, что там происходит в стране. Это очень позитивный сигнал, что иногда за бизнесом есть время посмотреть и покритиковать правительство».
Что же касается противоречивых заявлений членов правительства и Президента относительно существования «списка 29-ти», то Петр Порошенко, отвечая на касающиеся этой темы вопросы журналистов, выразил «глубокую убежденность» в том, что «в стране то, что говорит Президент, — правда». «Этот список существует, — заметил Порошенко, — однако он не может быть обнародован. Список есть, я этот список видел, составлен этот список по поручению Президента. Задекларировано это было открыто на заседании Кабинета Министров... Но, с моей точки зрения, его публиковать нельзя». (Очевидно, источник газеты «КоммерсантЪ», опубликовавшая этот список (см. «День» от 19 мая), с Петром Алексеевичем посоветоваться забыла...) Как сообщалось, днем ранее Юлия Тимошенко отрицала существование такого списка, подчеркивая, что ни один представитель правительства «не может взять на себя обязательства говорить о каких бы то ни было списках». Зато Президент в среду в интервью журналистам сообщил, что доклад по вопросу подлежащих дооценке 29-ти предприятий будет представлен «через два дня» и в настоящее время идет работа по разработке механизма повторной приватизации... «Два дня» длятся около недели.
Интересно, что наличие перечня из 29-ти предприятий, приватизация которых может быть пересмотрена, отрицал и министр экономики Сергей Терехин. «В соответствии с распоряжением Кабинета Министров, разработка закона о дооценке и ее критериях поручена Минэкономики, и в настоящее время этот документ проходит анализ в юридическом управлении», — сказал министр журналистам.
Вообще-то Юлия Тимошенко не против «корректировать свою работу в соответствии с критикой Президента». Однако считает: «То, что касается объективности тех или иных элементов критики, — я думаю, что существуют все же такие люди, которые пытаются сформировать немного негативное видение Президента, по отношению к правительству». «Есть сегодня такая ситуация, и нужно честно это признать. Я думаю, что люди, которые формируют такое видение, — имеют абсолютно политическую цель», — сказала премьер.
Какие политические последствия может иметь «такая ситуация»? С этим вопросом «День» обратился к представителям разных политических сил и экспертам.
НАЗАД, В 2001-й
Владимир ФЕСЕНКО , Центр прикладных политических исследований «Пента»:
— Очередной всплеск публичного противостояния внутри лагеря новой власти имеет, как минимум, две причины:
1. Усиление противоречий внутри правительства по ключевым вопросам (реприватизация, энергетическая, налоговая и ценовая политика), неэффективность действий новой власти в решении целого ряда проблем, что проявляется в бензиновом кризисе, росте цен на потребительские товары, нестабильности на валютном рынке, противоречивой налоговой политике, которая ударила по интересам малого и среднего бизнеса и т. п.
2. Стремление части окружения В. Ющенко, а, возможно, и самого Президента избавиться от амбициозного и не в меру «ретивого» премьера Ю. Тимошенко, популярность которой в последнее время заметно возросла, каковое обстоятельство вызывает обеспокоенность и явное раздражение со стороны ее реальных и потенциальных конкурентов.
Первая группа причин, скорее, является поводом для атаки на Ю. Тимошенко. И здесь для противников премьера возникают две серьезные проблемы: во-первых, достаточен ли этот «повод» для отставки Ю. Тимошенко (ведь совсем недавно Президент оценил деятельность правительства в 12 баллов)? Во-вторых, когда и как оптимальнее всего отправить премьера в отставку?
Отправленная в отставку Тимошенко может стать не менее, а еще более опасным конкурентом и для самого Ющенко. Она окажется в ситуации, в которой был сам В. Ющенко в 2001 году. Чем все это закончилось уже через год — мы помним. Проблема еще и в том, что решение об отставке премьера может принять только сам Президент. И ему в данном случае никак не уйти от персонального принятия решения: свалить ответственность не на кого.
Можно, конечно, подождать, когда социально-экономическая ситуация ухудшится или станет более напряженной. Тогда основания для отставки Юлии Тимошенко будут более весомыми, хотя политические риски сохранятся. В частности, резко возрастет вероятность самостоятельного участия политической силы Ю. Тимошенко в парламентских выборах.
Вполне возможно, что на данном этапе все закончится очередным временным компромиссом: все останутся на своих местах, контроль за социально- экономической политикой правительства усилится, Ю. Тимошенко вынуждена будет умерить свои «аппетиты» при формировании совместного избирательного списка и существенно ограничить свою пиар- активность.
ПРОЗРАЧНОСТЬ... КОНФЛИКТОВ
Игорь ШКИРЯ , фракция «Регионы Украины»:
— Эти трения свидетельствуют об отсутствии единства во власти, о которой много говорили Президент и премьер- министр. Люди, которые пришли к власти, руководствуются совсем иными принципами, чем те, которые декларировались на Майдане. Далее, я думаю, вокруг Президента будет наблюдаться все больше и больше волнений, поднимаемых его окружением. Еще перед выборами мы предупреждали: основная опасность «оранжевых» исходит не со стороны Виктора Ющенко, а со стороны его окружения. Так оно и выходит. Ситуация вызревает, и рано или поздно она должна «выстрелить». Будет это отставка премьера, экономического блока правительства или кого-то еще — вопрос другой. Но борьба между высшими должностными лицами власти — только верхушка айсберга. А что происходит в регионах? Те цифры, которые педалирует власть, — 18 тысяч замененных чиновников (сегодня, возможно, уже и 20 тысяч) подаются как огромная заслуга. Но скоро мы убедимся, что такая кадровая политика — это большая, возможно даже преступная ошибка. Потому что назначаются в основном люди, абсолютно не соответствующие своим креслам. Чего можно ожидать от таких чиновников?
Жаль страну. Не хочется, чтобы она опять переживала эксперименты. Поэтому Президент должен сегодня немедленно вмешаться и сказать свое слово. Прекратив все те интриги, которые происходят в высших эшелонах власти. Вообще-то, публичные дискуссии между политиками — это нормальное явление для демократии. И народ действительно хочет публичности. Но дело в том, что напоказ сегодня выставляются конфликты. Что же касается принятия решений, то их принимают кулуарно и закрыто. О чем говорят многочисленные закрытые указы Президента? Разве это открытость власти? Говоря о лице новой власти, нельзя не вспомнить о депутатах-совместителях, которых сегодня насчитывается несколько десятков. Тот цинизм, с которым эти господа отказываются сложить свои депутатские полномочия, наводит на мысль, что на следующих парламентских выборах нас ожидают неслыханные фальсификации в интересах «революционной» целесообразности.
«ОДИН ДОЛЖЕН УЙТИ...» Иван ДРАЧ , фракция УНП:
— Противоречия между высшими должностными лицами — знак того, что Президенту пора четче заявить свою позицию. И стать на чью-то сторону — или Тимошенко, или Порошенко. Возникновение бензинового кризиса связывают с позицией российских компаний. В то же время в Москву, как известно, ездил Петр Порошенко, а не Юлия Тимошенко. Соответственно и подозрения возникают. Выход из ситуации один — какая-то сторона должна быть устранена. К сожалению, к власти пришли довольно разные силы. Наличие Мороза во властных рядах — это вообще самое странное, что только можно представить. В своих интервью госпожа Тимошенко дает сигнал — мол, она очень любит Президента, но такой-то и такой-то министры ей очень мешают. Следовательно, — намекает она, — несмотря на ее самую искреннюю любовь к Президенту, она в любой момент может выйти из этой компании. Тем более, что и сама якобы не против в один прекрасный день стать президентом... И одна, и другая стороны уже работают не на общую команду, а на самого себя. Местами они настолько заигрываются, что начинают мешать Президенту. Противоречия в команде Ющенко с каждым днем предстают все рельефнее.
УРОК ПОЛИТИЧЕСКОЙ АРИФМЕТИКИ: ВЫЧИТАНИЕ Андрей МИШИН , директор Института стратегической политики:
— Ситуация очевидна: революция продолжается. И ее лидерам необходима политическая мудрость для проведения декларируемых либеральных реформ. Однако в арифметической сумме совместного потенциала команды Виктора Ющенко одно из политических слагаемых все более явственно меняет знак «плюс» на «минус».
Дело не в управленческом стиле премьер-министра. Ее яркие, резкие и эмоциональные заявления, в которых видны «домашние заготовки» пресс- службы, противоречат европейской политической культуре, и явно не были бы прощены европейскому государственному деятелю такого уровня. У нас же, со скидкой на то, что это действительно обаятельная женщина, колоритный национальный политик, подобным заявлениям общество снисходительно радуется. Ясно, что такая ситуация для стабильности политического режима без негативных последствий долго продолжаться не может.
Вместе с тем, характерно, что Президент, поставивший правительству за 100 дней работы оценку «отлично», уже через десять дней своим Указом «О мероприятиях по стабилизации ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов» как бы ставит премьеру жирную единицу.
То есть ситуация во власти очень динамичная. Новый политический режим, который победил старую власть как более эффективный и адекватный процессам глобализации ХХI века и ее ключевым факторам — информационному обществу и глобальному гражданскому обществу, — пока дает сбои. Эффектная картинка, которая подается многими СМИ о деятельности органов управления, в ситуации спора Ю. Тимошенко и П. Порошенко не отвечает реальному содержанию. Но такое возможно не более двух-трех раз.
Можно с уверенностью сказать, что в данном конфликте Петр Порошенко отстаивает стратегические задачи команды Президента, а Юлия Владимировна — оперативные. Естественно, что уже в краткосрочной перспективе это внесет изменения в палитру исполнительной власти государства. Во всяком случае, и лидера партии «Батькивщина», рейтинг которой больше, чем формирующейся президентской партии (Народный Союз «Наша Украина». — Ред.
), достаточно эффектным ходом была бы громкая отставка и игра на том, что наш электорат, как нигде в Европе, любит обиженных политиков.
Однако в целом результат получается отрицательный, так как ведет к фрагментации политической элиты, ухудшению международного имиджа, а в перспективе, при условии победы популистского политического дискурса, созданного Ю. Тимошенко на парламентских выборах 2006 года, и к международной изоляции Украины.
Видимо политика «кадрового баланса» Виктора Ющенко (создание персональных должностных и функциональных противовесов) на Юлии Тимошенко дала сбой. Вопрос в том, сможет ли президентская команда прекратить «политическое вычитание» и не самоуничтожиться, оставив страну другим политическим силам?
«ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ПРИОРИТЕТАМИ» Андрей ШКИЛЬ , фракция БЮТ, советник премьера:
— Если говорить о противоречиях, то их между людьми и должностными лицами нет. Но есть разное толкование ситуации в Украине. То, что Порошенко просто не хочет видеть Тимошенко премьер-министром, — он этого, к сожалению, даже не скрывает. Недавно появился указ Президента об урегулировании ситуации на нефтяном рынке. Этот указ обслуживает все самые заоблачные пожелания нефтетрейдеров. То есть то, чего даже не пытался делать Леонид Кучма, окружение Виктора Ющенко, к сожалению, сделало. Я убежден, что сам Виктор Андреевич глубоко не изучал этот документ, однако его команда полностью отработала программу сотрудничества с олигархами. Я думаю, ситуацией следовало бы заняться и СБУ. Потому что речь идет об окончательном закабалении Украины двумя нефтетрейдерами — «ТНК» и «Лукойл». Разрешение противостояния возможно только путем устранения его причин. Президент должен определить, что для него является более приоритетным — окружение или интересы Украины. Конечно, в перспективе парламентских выборов 2006 года то, о чем мы говорим, не будет содействовать консолидации политических сил вокруг единого блока. Потому что блок формирует единая команда, а не просто сбитые в кучу партии. Сыгранности в команде власти накануне выборов пока что не чувствуется.
Выпуск газеты №:
№88, (2005)Section
Nota bene