О «сравнительной политфилософии» украинской власти
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20121109/4204-5-1_2.jpg)
Недавно вице-премьер и министр инфраструктуры Борис Колесников в интервью заокеанскому изданию Time Magazine заявил о своей приверженности американской системе и сравнил «донецкий клан» с «чикагской командой». Помимо этого, украинский политик провел параллели между Партией регионов и Республиканской партией США.
Приведем пару цитат.
«Распространение «донецкого клана» по всей стране ничем не отличается от тех процессов, которые произошли в США после того, как Обама пришел к власти. Это — закон жизни. Обама из Чикаго, и поэтому вся его команда из Чикаго».
«Партия регионов надеется стать похожей на республиканцев в Вашингтоне. Им уже более 80 лет. Они вечны. Единственная разница — это то, что Партия регионов не имеет соперника — нет вечных демократов, которые составили бы ей конкуренцию».
Отметим сразу два момента. Во-первых, слово «клан». Приклеивая к себе такие понятия, представители действующей украинской власти могут сравнивать себя с кем угодно, но похвалы со стороны международной общественности они все равно не дождутся. Во-вторых, Колесников говорит о том, что регионалы хотят быть похожими на республиканцев, но в тоже время ищет оправдание распространению «донецкого клана» в Украине через аналогии с «чикагской командой» демократов...
Кстати, одно время украиноязычная версия программы «Google-Перекладач» неправильно переводила с английского языка на украинский название шахтерской столицы. При вводе слова «Донецьк» в поле выходило слово «Chicago».
Между Чикаго 1920-х и Донецком 1990-х действительно прослеживаются определенные сходства: рост организованной преступности, появление знаменитых бандитов, популярность криминальной культуры и т.д. Колесников в интервью даже отмечает, что «роль олигархов в Украине является копией американской модели разве что с задержкой на 100 лет». Вот только зачем президенту хоккейного клуба «Донбасс» понадобилось в своем интервью американскому изданию косвенно напоминать о не самых лучших страницах истории Донецка? Если он находит в них какую-то «романтику» или даже оправдание становления «донецких» в Украине, то в цивилизованном мире его вряд ли поймут.
Вряд ли его поймут и в том, что между Республиканской партией США и Партией регионов существует «единственная разница». На месте республиканцев можно и обидеться на такие слова.
Говоря в целом, параллели Колесникова по поводу «донецкого клана» и «чикагской команды», регионалов и республиканцев — это довольно-таки сомнительные параллели по вопросам формы с полным игнорированием содержания. А содержание — это ценности, демократические ценности, которые все-таки имеют важное и теоретическое, и практическое значение в политической деятельности двух главных американских партий. В отличие от Партии регионов...
Какого же эффекта от своих сравнений хотел добиться украинский вице-премьер? Версия «минимум»: поднять имидж команды Виктора Януковича на международной арене. Версия «максимум»: «найти общий язык» одновременно и с демократами (по линии «клановости»), и с республиканцами (по «партийной линии») в контексте равных шансов лидеров обеих политических групп на выборах президента Соединенных Штатов. Мотивация украинской власти в данном случае видится весьма приземленной — страх перед персональными санкциями, инициатором которых, по геополитическим соображениям, Америке выступить легче, чем Европейскому Союзу.
Тревожный звонок для Януковича и его соратников уже прозвучал. В сентябре Сенат США принял резолюцию об освобождении Юлии Тимошенко и санкциях в отношении лиц, причастных к ее заключению. Верхняя палата американского парламента обратилась к Госдепартаменту и ОБСЕ с просьбой «оказывать совместный многосторонний дипломатический нажим на Президента Януковича, чтобы освободить Тимошенко». Также сенат призвал Госдеп запретить выдачу виз тем, «кто ответственен за заключение Тимошенко и плохое обращение с ней».
Команде украинского Президента, как ни крути, выгодней, что на президентских выборах в США победил Барак Обама, поскольку во время своей первой каденции он дал понять, что Восточная Европа, в том числе и Украина, находятся на периферии его интересов. Для Януковича это означает «меньше пристальных взглядов — меньше проблем».
Как бы там ни было, мораль басни такова, что «законы жизни» по себе не меряют, а подражать на словах — еще не значит вызвать расположение.
Евгений СТРАТИЕВСКИЙ, политолог, журналист, Донецк
«День» попросил американских экспертов прокомментировать высказывание вице-премьер-министра Бориса Колесникова в интервью Time Magazine.
1. Действительно ли распространение донецкого клана по Украине ничем не отличается от того, что происходило в США после прихода Барака Обамы?
2. На самом ли деле роль олигархов в Украине является копией американской олигархической модели, разве что с задержкой на сто лет?
3. Существует ли схожесть между Партией регионов и Республиканской партией США?
4. Как вы относитесь к утверждению Колесникова о том, что он хотел, чтобы Украина достигла того, что Америка во времена Линкольна? И в целом, как нужно украинцам оценивать такие параллели именно с Америкой?
«ЛИНКОЛЬНУ БЫЛО БЫ СТЫДНО ...»
Александр МОТЫЛЬ, профессор политологии, заместитель директора Отдела глобальных отношений, содиректор Программы Центрально- и Восточноевропейских исследований Университета Рутгарс, США:
1. Это сравнение говорит о полном незнании США. Президенты приглашают своих друзей и знакомых на важные посты в администрации, но их число значительно меньше, чем при президенте Януковиче. Более того, те американцы, которые приходят в Вашингтон благодаря президенту, не пытаются контролировать город, а через него и страну. Они не утверждаются в ожидании пребывания там всегда. И, наконец, они не используют свое положение для собственного обогащения во время пребывания в должности.
2. Олигархи, как и американские «бароны-разбойники», являются безжалостными капиталистами, готовыми исвратить или даже нарушать закон, когда им это удобно, и влиять на политику путем покупки голосов и политиков. Основные отличия между олигархами и «баронами-разбойниками» заключаются в том, що американские олигархи: 1) заработали свой капитал, действуя в условиях безжалостного капитализма, а не путем разворовывания государственного имущества; 2) инвестировали свой капитал в строительство страны, городов и инфраструктуры; 3) занимались массово благотворительностью; 4) не были связаны с организованной преступностью. Украинским олигархам еще нужно пройти определенный путь, прежде чем они полностью будут напоминать «баронов-разбойников».
3. Республиканцы на самом деле имеют политическую и экономическую программу для Америки. Они представляют «большой бизнес», но также имеют поддержку большого числа простых людей, которые согласны с их политической и экономической политикой. Чтобы Партия регионов стала подобной GOP, для этого, как и любая нормальная политическая партия, она должна была бы: 1) отказаться от претензий править вечно; 2) избавиться от насильственных головорезов, которых полно в ее рядах; 3) перестали быть только средством собственного обогащения; 4) действительно развивать настоящее политическое и экономическое виденье для ВСЕЙ Украины. На самом же деле Партия регионов напоминает не GOP или некоторые нормальные западные партии, а своего рода «партийные проекты», которые пропагандируют авторитарные правители в странах третьего мира.
4. Если бы Колесников был искренен, то он бы знал, что у Линкольна было две основных цели в жизни: сохранить единство государства и отменить рабство и тем самым способствовать социальной справедливости. Партия регионов сделала все, чтобы способствовать разобщенности Украины и для поляризации нации и обнищания народа. Линкольну было бы стыдно за сравнение Колесникова.
«ДЕНЬГИ ВСЕГДА ВЛИЯЮТ НА ПОЛИТИКУ И НАОБОРОТ, НО В США ЭТО ПРОИСХОДИТ БОЛЕЕ ТОНКО И МЕНЕЕ ПРЯМО, ЧЕМ В УКРАИНЕ»
Д-р Мэтью РОЖАНСКИ, заместитель директора Программы России и Евразии, Фонд международного мира им. Карнеги, США:
1. Это всегда верно, что политическая победа приходит с некоторой «порчей», но было бы преувеличением сказать, что донецкий клан и чикагская команда Обамы не имеют ничего общего. Деньги всегда влияют на политику, и наоборот, но в США это происходит более тонко и менее прямо, чем в Украине.
2. Я думаю, что это не далеко от истины. Не забывайте, что в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков — американского «золотого века» — сильные американские олигархи вели себя в определенной степени подобно тому, как действуют украинские олигархи сегодня. И я бы включил Эндрю Карнеги в этот список, наряду с Рокфеллером, Стенфордом, Дж.П. Морганом и другими известными именами. Все они вмешивались в деятельность правительства на местном, региональном и федеральном уровне, они безжалостно пытались задавить конкурентов. Они строили дворцы и наслаждались «золотым» образом жизни, что знакомо в Украине сегодня.
3. Единственное сходство заключается в том, какое место занимает «дружественная к бизнесу» политика. На самом деле, если Партия регионов хочет стать похожей на современные американские политические партии, то это займет много времени, возможно, еще 100 лет.
4. Я не сомневаюсь в искренности желания Колесникова и желаю ему успеха. Украина имеет огромный потенциал, но она страдает от серьезных проблем, в том числе от внутреннего раскола, экономической отсталости и незащищенности, которые также знакомы в истории США. Большая разница, которую я вижу сегодня, заключается в том, что в Украине люди стали более цинично относиться к политической системе, в то время как в США вера населения в верховенство закона и учреждений росла даже в «золотую эру» олигархов. Поэтому еще до начала прошлого века Америка стала не только успешной и функциональной федеральной демократией, но и ведущим защитником демократических институтов во всем мире. Я не вижу Украину в этой роли в ближайшее время.
«...ОБЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПАРТИИ РЕГИОНОВ — СДЕЛАТЬ УКРАИНУ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИ ВАЖНОЙ ДЛЯ ВАШИНГТОНА»
Тарас КУЗЬО, старший сотрудник Центра Трансатлантических отношений, Школы продвинутых международных отношений, Университета Джона Хопкинса:
— Это старая теория, которую пропагандировал Юрий Бойко и Константин Грищенко в 2004—2005 годах, когда они возглавляли Республиканскую партию Украины, которая была поглощена Партией регионов в 2006 году. Грищенко регулярно посещал Вашингтон, где он лоббировал в США, что эта партия является украинским аналогом GOP — Республиканской партии. В то время американские дипломаты и политические аналитики смеялись над этим сравнением, именно так будет и сегодня.
Что касается параллелей между олигархами, то это общая стратегия Партии регионов — сделать Украину геополитически важной для Вашингтона, которая включает предоставление преимущества американским энергетическим компаниям в украинских тендерах, а также лоббирование изменения имиджа Виктора Януковича как одного из «украинских патриотов», защищающих интересы Украины в противостоянии с Россией. Киев хочет, чтобы Вашингтон рассматривал Украину в таком же геополитическом измерении, как Россию, которую критикуют за проблемы с правами человека, но в то же время не наказывают, против которой не вводят санкции.
Подготовил Мыкола СИРУК, «День»
Выпуск газеты №:
№204, (2012)Section
Nota bene