Объявление результата
Апогеем почти полугодового напряжения, название которому — избирательная гонка, стало состоявшееся 24 ноября заседание Центризбиркома. В привычной ЦИКовской манере начало заседания задержали почти на полтора часа. Однако на этот раз причина была более чем уважительная — пятеро членов Комиссии не хотели подписывать итоговый протокол. Все это время, следует полагать, «бунтовщиков» «активно уговаривали». «Отказники» — Андрей Магера и Руслан Князевич — еще накануне призвали коллег хорошенько подумать, прежде чем росчерком пера решить судьбу страны на ближайшие лет десять. Впрочем, эти двое, особенно господин Магера, прошедший в Комиссию по квоте «Нашей Украины», считаются внутренней оппозицией, потому их позиция была ожидаемой. А вот отказ завизировать документ первого заместителя Сергея Кивалова Ярослава Давыдовича стал, мягко говоря, неожиданностью. Еще один ЦИКовец, Александр Чупахин, занял полуоппозиционную позицию — поставил свою подпись с оговоркой, мол, «протокол не отвечает интересам Украины».
Пока продолжались внутренние разбирательства и переговоры, в зале заседаний на втором этаже вердикта ожидала весьма солидная публика. Первые пять рядов по обе стороны от президиума заняли народные депутаты, представители фаворитов гонки. Причем сидели они не согласно партийной принадлежности, а, так сказать, вперемешку, что позже спровоцировало не один конфликт. Опоздавшие теснились под стенкой и вяло переругивались за каждое освобождавшееся хоть на время кресло. Томимые ожиданием, избранники народа развлекались, как могли, фотографируя друг друга на камеры мобильных телефонов и т.д. Однако поведение и настрой депутатов от экс-большинства были весьма демонстративны: все, вплоть до реплик, которыми те охотно обменивались с коллегами и журналистами, указывало на то, что, результат им известен заранее и он их вполне устраивает.
В повестке дня значилось всего четыре вопроса, главный, собравший аншлаг, был вторым. Однако утвердить эту самую повестку оказалось делом непростым. Представители оппозиции, в частности Роман Зварич, Юрий Ключковский и Николай Катеринчук этому активно противились, предлагая рассмотреть сперва все поступившие жалобы и дождаться решений суда по некоторым из них. После непродолжительных препирательств обеих сторон с использованием малопонятной юридической терминологии претензии отклонили и рабочий план приняли как есть. Тогда Роман Зварич нашел новый предлог — невозможность, по его выражению, «полноценно представлять и отстаивать интересы кандидата» в «стесненных» условиях. В частности, подписывать документы в буквальном смысле на спине у телеоператора «Рейтер». Так как желанный перерыв объявлен не был, по этому поводу завязалась даже краткосрочная потасовка.
Прежде чем огласить окончательные результаты, Сергей Кивалов предложил ознакомиться с итогами голосования в каждом регионе в отдельности. Представители оппозиции отреагировали на это применением атрибутики, традиционной для жарких парламентских дебатов. Для полноты эффекта не хватало разве что сирен, мигалок и глушителей. Появление на экранах цифр по каждой области сопровождалось свистом, улюлюканьем и криками «Кивалова в ми прибыл Ринат Ахметов, несколько смутившийся необходимостью давать комментарии. Чуть позже «подтянулся» Генпрокурор Геннадий Васильев, и уж совсем припозднился Виктор Черномырдин.
Торжество было на удивление краткосрочным: премьер в режиме прямого эфира обратился к украинцам, что могли наблюдать телезрители «Интера» и УТ-1. Поблагодарил за поддержку и пообещал диалог всем заинтересованным, заметив, что руководствоваться станет, прежде всего, собственным видением ситуации, а также пунктами предвыборной программы. «Молодец, это сильно!» — выдохнул один крупный кабминовский чиновник. Другие собравшиеся вели себя сдержанно. Отрывистые рукопожатия, похлопывания по плечу и скупое: «Поздравляю! Так рад!» — все, что довелось лицезреть. Сам Виктор Янукович свое выступление быстро свернул, сфотографировался на память с немногочисленной группой поддержки (они же — сотрудники штабного Центра параллельного подсчета голосов) и, следуя вверх по лестнице сквозь «живой коридор», оперативно образованный всеми желающими поздравить, стремительно удалился. Уже через десять минут скопление представительских авто под «Звездным» стало рассасываться... тюрьму!», «Где вы потеряли совесть?!», «Вы что, смешные?», «Все будет обжаловано в суде!», «Убери руки, Иуда!», «По тебе самому давно нары плачут», а также прочими сентенциями, которыми обменивались коллеги по парламенту. Фамилия нового главы державы и вовсе потонула в неимоверном гуле, однако плазменный экран отсвечивал: Янукович — 49,53%, Ющенко — 46,66%. На радостях депутаты от экс-большинства незамедлительно извлекли из закромов сине-белую символику и устроили стихийный митинг. Приверженцы оппозиции, оказавшиеся в количественном меньшинстве и зажатые между стенкой и президиумом, отбивались криками «Ющенко!» и универсальным «Ганьба!». Некоторые журналистки плакали. Депутаты от «НУ» удалялись молча, с гордо поднятыми головами, обещая все оспорить в Верховном суде.
Для полного сходства с некоторыми заседаниями Верховной Рады не хватало только потасовки, без которой также не обошлось. На выходе из кулуаров возникла короткая, но бурная стычка между, в частности, господами Хмарой, Царевым и Порошенко. Кто, кого, за что и как, в давке было не разобрать.
Расходились на удивление быстро, при этом экс-большевики весело подгоняли друг друга возгласами «Все в «Звездный»!», «Ребята, туда приедет премьер!». Кто-то добавил: «И Президент. В смысле, Кучма...»
В штабе было на удивление тихо и спокойно. В центральном зале по-прежнему продолжался телемарафон, на съемочной площадке сменяли друг друга подтянувшиеся из ЦИКа депутаты, как-то не очень убедительно поздравлявшие Виктора Федоровича и «всех голосовавших за и против» с его президентством. Других признаков победной эйфории не наблюдалось. Аквариум пресс- центра вовсе пустовал. Были представители телеканала НТН да «Интер», который, собственно, вел трансляцию.
Самой выгодной информационной площадкой оказался внутренний двор штаба. Сюда вереницей тянулись шикарные иномарки со спецномерами, хозяева которых спешили поздравить Виктора Федоровича с предстоящим переездом на Банковую. Появился Глеб Павловский. На улице визитеров встречали Сергей Тигипко и Эдуард Прутник, тихо куривший в сторонке. Вместе с братьями Григорием и Игорем Суркиса
Выпуск газеты №:
№216, (2004)Section
Nota bene