Перейти к основному содержанию

Один год Президента Януковича

24 февраля, 20:42

Последние три недели практически все эксперты и политологи анализировали годовщину президентства Виктора Януковича. Что удалось сделать, что не удалось? Что получилось, а что нет?

«День» также присоединился к этому процессу. Внимательный читатель наверняка заметил, что у нас вышла не одна публикация на эту тему. На этот раз мы хотим предоставить слово молодым ученым, членам политического клуба «Спілка», проанализировавшим, что Виктору Януковичу удалось воплотить в жизнь за эти 12 месяцев. Итак, предлагаем вашему вниманию результаты их исследования.

УЖЕ НЕ ВЫПОЛНЕНО

К этой категории относятся в основном те обещания, которые были направлены на решение проблем в социальной и экономической сферах.

«Вхождение Украины в список 10 стран с максимальной свободой ведения бизнеса»

По данным Всемирного банка, в 2010 году Украина заняла 145 место в глобальном рейтинге легкости ведения бизнеса (среди 183 государств). Прогресс, по сравнению с 2009 годом, составляет две позиции. С такими темпами Украине за ближайшие годы будет трудно пробиться даже в первую сотню рейтинга.

«Финансирование медицины — не менее 10% ВВП»

Сегодняшняя цифра — 3—3,5%. В 2011 году она вряд ли существенно возрастет, поскольку в уже принятом бюджете на это не предусмотрены средства.

«Снижение уровня НДС до 17% в 2011 году»

Согласно новому, принятому в прошлом году Налоговому кодексу Украины, предполагается снижение НДС до уровня 17% только с 2014 года. На протяжении же следующих трех лет он останется на нынешнем уровне — 20%.

«Я проведу военную реформу и обеспечу переход на контрактную армию с 2011 года»

Во властных верхах тема скорейшего перехода к контрактной армии пока что снята с повестки дня. Вместе с тем в экспертных кругах наиболее популярной датой перехода на контрактную армию является 2025 год.

«Снижение налога на прибыль до 19% в 2011 году. Поэтапное снижение до 16%»

Новым Налоговым кодексом запланировано снижение ставки налога на прибыль в 2011 году до уровня 23% (по состоянию на 1 января 2011 года ставка налога — 25%). Снижение ставки налога до 16% предполагается к 1 января 2016 года.

«Защита пенсии от инфляции»

Инфляция в Украине по итогам 2010 года составила 9,1%. Вместе с тем минимальный размер пенсии по возрасту вырос всего на 6%. В то же время в бюджете на 2011 год запланированный уровень инфляции составляет 8,9%, а рост минимальной пенсии — 7%. Очевидно, что пенсия не защищена от инфляции.

«Минимальная пенсия — на 20% выше прожиточного минимума»

Согласно проекта Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», представленному Кабинетом Министров Украины, минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере прожиточного минимума. Пока что же власти не удалось не то что увеличить размер пенсии до обещанной цифры, но и даже дотянуть этот показатель до уровня прожиточного минимума, как предусмотрено в проекте Закона. В бюджете на 2011 год предусмотрен рост прожиточного минимума к концу года до 953 грн, а минимальной пенсии — лишь до 800 грн.

Строительство объектов спортивной инфраструктуры, каждый год не менее:

— 500 футбольных полей;

— 50 ледовых катков;

— 50 бассейнов

В 2010 году начала действовать Всеукраинская программа строительства многофункциональных игровых спортивных площадок — «1000 площадок», одним из положений которой является ежегодное введение в эксплуатацию 15 крытых ледовых дворцов и 15 плавательных бассейнов. Такая цифра существенно отличается от той «ежегодной», которая была обещана в предвыборной программе.

«Моя цель — 50 миллионов граждан Украины уже к 2020 году»

За январь-ноябрь 2010 года население Украины сократилось на 167 тыс. человек. Естественное сокращение — 181,5 тыс. человек (с учетом тех, кто выехал из Украины). Общее население Украины по состоянию на 1 декабря 2010 года — 45 млн. 795,9 тыс. человек. Если эти темпы сокращения сохранятся на нынешнем уровне, то в 2020 году население Украины составит приблизительно 43 млн. 900 тыс. человек. Чтобы достичь результата в 50 млн. человек к 2020 году, нужно иметь естественный прирост населения приблизительно на уровне 450 тыс. человек в год или +1%. До этого показателя не дотягивает даже украинский рекордсмен по приросту населения в 2010 году — город Киев (+0,87%).

ВЫПОЛНЕННЫЕ И СДВИНУТЫЕ С МЕСТА ОБЕЩАНИЯ

Из всех обещаний наиболее полно выполнены те, которые касаются международных отношений, в частности, восстановление дружеских отношений с Россией, хотя эта тема остается очень дискуссионной в украинском обществе. Также произошел возврат к внеблоковой политике, которую международные эксперты часто оценивают как проявление многовекторной политики времен Леонида Кучмы.

Постепенно продвигается подготовка к Евро-2012.

В образовательной сфере было предоставлено право выбора языка при сдаче ВНО.

Также было выполнено обещание о новом налоговом кодексе. Вместе с тем, вспоминая выступления предпринимателей против этого кодекса, мы сталкиваемся с проблемой, общей для многих пунктов программы Президента, которые начали выполняться — а именно половинчатость их реализации.

«Ежегодное введение в эксплуатацию не менее чем 1000 км новых автодорог»

За 2010 год в Украине было построено и отремонтировано почти 1000 км автодорог. Но все это происходит в рамках подготовки к Евро-2012.

«Развитие авиастроения»

Фактическая «реанимация» корпорации «Антонов». Заключены контракты на поставки нескольких десятков самолетов типа «Ан» в Россию, договор с Китаем о производстве в КНР лицензионных модификаций Y-7 i Y-8 украинских самолетов Ан-24 и Ан-12Бк соответственно; есть перспектива поставок новых модификаций «Ан» в Венесуэлу.

«Развитие автомобилестроения»

В феврале 2011 года Запорожский автомобилестроительный завод (входит в корпорацию УкрАВТО) запустил масштабное производство нового легкового автомобиля (украинско-китайского) на платформе китайского Chery (двигатель объемом 1,5 литра, кузов — седан и хэтчбек) под собственным брендом ZAZ Forza. Совместный проект предусматривает сборку автомобилей с локализацией производства на территории Украины более 50% (что предполагает создание новых рабочих мест). Ежегодно запланировано выпускать около 35 тыс. украинско-китайских автомобилей. Размер инвестиций на данный момент — 200 млн.долл.

«Строительство скоростных железнодорожных магистралей»

В данном случае также речь идет прежде всего о проектах, которые реализуются в рамках подготовки к Евро-2012: введение дневных скоростных электропоездов по направлениям Киев-Донецк, Киев-Харьков и Киев-Львов, подписание договора с корейской корпорацией «Hyundai» на производство 10 электропоездов. Также планируется строительство скоростного железнодорожного сообщения между Киевом и аэропортом «Борисполь».

«Работающим пенсионерам — и зарплату, и пенсию»

В результате пенсионной реформы, которую пытается провести Правительство, предполагается частичное урезание пенсии для государственных служащих и еще 10 категорий работников, приравниваемых к ним. Соответствующие категории будут получать пенсию не в размере 80% от заработной платы, с которой начисляется пенсия, а приблизительно 50%. Остальные «работающие пенсионеры» будут получать пенсию по старому механизму.

«Первоочередное обеспечение жильем бесквартирных офицеров»

В декабре 2010 Правительство приняло (де-юре внесло поправки в действующую с 1999 года программу) «Комплексную программу обеспечения жильем военнослужащих, лиц рядового и начальственного состава, должностных лиц таможенной службы и членов их семей», которая предусматривает в течение 2011—2017 годов обеспечить жильем всех (45 тыс. семей) военнослужащих, которые находились на очереди по состоянию на 1 января 2010 года. Для сравнения, в 2009 году военнослужащим было передано 85 квартир. За весь период независимости было передано 83 тыс. квартир.

Показательно, что конечный срок выполнения программы приходится на середину гипотетического второго срока президентства Януковича. То есть если Виктора Федоровича не переизберут, он сможет заявить что-то наподобие «не дали завершить начатое». Вместе с тем, в случае избрания Януковича на второй срок, выполнение программы можно затянуть на несколько лет.

СКОРЕЕ ВСЕГО НЕ ПРОИЗОЙДЕТ

К этой категории мы отнесли те обещания, успешное выполнение которых до конца каденции Президента Януковича теоретически возможно, однако текущие тенденции вынуждают сомневаться в реалистичности ожиданий избирателей.

Единовременное пособие при рождении:

первого ребенка: 25 тыс. грн. второго ребенка: 50 тыс. грн. третьего ребенка: 100 тыс. грн.

На данный момент помощь при рождении составляет:

первый ребенок: 22 прожиточных минимума для ребенка до 6 лет (17 578 грн.); второй ребенок: 45 прожиточных минимумов (35 955 грн.); третий ребенок: 90 прожиточных минимумов (71 910 грн.).

«Моя цель — Украина среди 20-ти наиболее экономически развитых стран мира (G-20)»

Вхождение в этот список означает автоматическое устранение кого-то из мировых лидеров, входящих в него. Шансы на это кажутся по меньшей мере призрачными.

«Отказ от обязательного внешнего тестирования»

Полностью внешнее независимое оценивание нынешней власти отменить не удалось, однако его роль уменьшилась. В 2010 году при формировании конкурсного балла абитуриента учитывались не только результаты ВНО, но и средний балл аттестата. Но это нововведение разрабатывалось еще при Вакарчуке. А вот в Правилах приема в вузы на 2011 год есть действительно интересные новации от действующей власти. Речь идет о введении дополнительного балла, которым может быть либо дополнительный балл за победы на олимпиадах, либо баллы за сдачу экзамена по результатам подготовительных курсов вуза (правда, подготовительные курсы предусмотрены для узкого круга специальностей — математические, технические и педагогические).

«Введение системы выборов по открытым избирательным спискам»

По действующему законодательству народные депутаты Украины избираются исключительно по пропорциональной системе с закрытыми избирательными списками. Вместе с тем местные выборы 2010 года проводились по смешанной избирательной системой — половина депутатов избиралась по закрытым спискам, половина — шли по мажоритарке. Во время анализа действующих нововведений в законодательство о местных выборах складывается впечатление, что они органично соединили недостатки двух систем — пропорциональной и мажоритарной.

Следующие очередные парламентские выборы состоятся в 2012 году, а механизма проведения выборов по открытым спискам до сих пор нет. Со стороны власти звучали заявления о том, что очередные парламентские выборы также могут проводиться по смешанной системе. Но это свидетельствует только о том, что обещание относительно пропорциональной системы с открытыми списками выполнять никто не собирается. Ведь власти выгодно, когда, с одной стороны, система «жестких» закрытых списков не позволяет гражданам влиять на порядок размещения кандидатов в этих списках, с другой стороны — мажоритарная система содействует формированию «местных князьков», которые могут купить электорат.

Верховенство права. «Я добьюсь, чтобы и президент, и простой гражданин были равны перед законом»

Крайне вяло развивается дело Лозинского, хотя он и принадлежал к оппонентам Партии регионов. Было закрыто уголовное дело против А. Омельченко по обвинению в том, что он сбил человека. Также было закрыто уголовное дело против Н. Рудьковского (возбужденное из-за его авиаперелета в Париж за государственные средства). Закрыто уголовное дело против Р. Боделана (возбуждено в 2005 году по подозрению в незаконных операциях с земельными участками). Не ведется расследований относительно раздачи земель в Киеве и под Киевом Л. Черновецким.

В то же время власть возбудила уголовное дело против организаторов «Налогового майдана», чьи палатки повредили плитку на майдане Независимости. Вместе с тем никаких санкций не было применено к организаторам акции в поддержку Партии регионов в 2007 году, которые тоже разбивали на Майдане палаточный городок.

Мы продолжаем быть свидетелями выборочного применения закона. На сегодня в Украине принципы верховенства права нивелируются, подменяясь верховенством политической воли. Конституция и Право не являются источником выработки политики, а инструментом для манипуляции в руках политиков.

За год президентства Януковича произошло как минимум три наиболее резонансных конституционных конфликта, которые стали иллюстрацией нарушения основ конституционализма и верховенства права:

1. Конфликт вокруг вопроса конституционности перенесения Верховной Радой выборов местных советов. 16 февраля Верховная Рада отменила свое постановление о назначении выборов в местные советы на 30 мая, мотивируя это решение отсутствием бюджетных средств на проведение выборов. Комитет избирателей Украины заявил, что отмена местных выборов без установления новой даты прямо противоречит Конституции Украины.

2. Конфликт вокруг вопроса конституционности внесенных изменений в Регламент Верховной Рады, которые определяют порядок формирования парламентской коалиции. Парламент принял законопроект о внесении изменений в Регламент Верховной Рады, который разъясняет процедуру формирования парламентской коалиции, согласно которой парламентское большинство может формироваться из отдельных депутатов. Конституционный Суд признал эти изменения соответствующими Основному Закону, несмотря на то, что это полностью противоречило его ранее принятому решению, которое давало разъяснение: коалицию могут формировать только депутатские фракции. Неудивительно, что экспертная среда тогда почти в унисон заявила о неконституционности принятых Верховной Радой изменений в Регламент.

3. Отмена Конституционным Судом Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» №2222-IV (октябрь 2010 года). Венецианская комиссия скептически восприняла это решение и поставила под вопрос легитимность действующей власти в Украине.

Эти события подтвердили не только дискредитацию авторитета Конституционного Суда, но и подорвали легитимность самой Конституции. Нынешняя власть считает необходимым обеспечивать баланс сил не путем достижения компромиссов, а методом устранения любых возможностей для своих конкурентов существенно влиять на принятие стратегических решений. Не желая играть по согласованным правилам игры, власть предпочитает изменять их под себя.

Януковичу удалось существенно укрепить вертикаль власти, и международное сообщество спокойно наблюдало за этим, пока это не перешло черту нарушения прав человека. Конституционный и, в целом, правовой нигилизм в проведении публичной политики полностью подрывает принципы верховенства права в государстве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать