Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Оккупация прошлого

21 мая, 19:16

«Роман Чайка? С вещами на выход! Подготовиться Сергею Буковскому!..» Сможет ли российская комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории цензировать украинское медиапространство?

«Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее, а кто контролирует современность, тот всевластен над прошлым». Эти слова Джорджа Оруэлла в который раз уже доказали свою точность и, к сожалению, непреходящую актуальность. Старший Брат опять создал Министерство правды, связанное с Министерством любви. Как и положено, призванное действовать не в масштабе одного отдельно взятого государства, а в масштабе всемирно-историческом. А если не удастся такое покушение — то, во всяком случае, в масштабе одной шестой части суши, которая не так давно жила под красным знаменем с серпом и молотом.

Иными словами, отныне украинские публицистические программы, политические телешоу, документальные фильмы, радиоспектакли, газетные статьи и тому подобное придирчиво будут оцениваться кремлевскими «историками в гражданском» — и по результатам этих оценок будут приниматься определенные меры, вплоть до отозвания посла России в Киеве, до традиционного завинчивания газового вентиля, и-ясное дело- до средств персонального влияния на тех, кто неверно трактует российскую историю. От трех до пяти лет. Где-то или в Мордовии, или на Колыме. Чтобы насквозь пропитались верным историческим духом и никогда больше не использовали СМИ, даже и за пределами Очень великой России, для клеветы и фальсификаций.

Читатель, я думаю, уже догадался, что речь идет об указе президента РФ Дмитрия Медведева «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» от 19 мая 2009 года и о законопроекте в отношении уголовной ответственности за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне и реабилитацию пособников нацизма, который сейчас проходит через инстанции Государственной думы.

Что закон, в случае его принятия, будет означать откровенное возвращение к тоталитаризму, а указ открывает путь к этому возвращению, — об этом в последние дни российскими историками и публицистами (из числа тех, для кого ум, честь и совесть нашей эпохи находятся не в Кремле и не на Лубянке) написано не мало. И просто-таки бросается в глаза, что президентская комиссия состоит из кого угодно — из государственных чиновников, генералов ФСБ и СВР, думцев шумно-имперского образца, — но только не из специалистов-историков. Потому что не будешь же считать таким, скажем, академика Сахарова (ясное дело, совсем не родственника Андрея Дмитриевича...), директора Института русской истории, который еще с молодых лет верно служил «конторе глубокого бурения», о чем знало и знает все академическое сообщество на постсоветском пространстве. Что отсюда вытекает? А то, что комиссия не будет интересоваться собственно фальсификацией истории (ибо понять, где правда, ее члены в большинстве своем просто неспособны), — а вот «ущерб интересам России» она будет вынюхивать умело. Надо понимать, с соответствующими практическими рекомендациями прокуратуре, суду, правительству и тому подобное.

И вот представьте себе: Роман Чайка 1 сентября 2009 года, в 70-ю годовщину начала Второй мировой войны, опять, как и на 9-ое мая этого года, собирает на свои «Пять копеек» компетентных историков, дает им возможность говорить все, что они считают нужным, а «на закуску» предлагает на этот раз не сравнить советские и нацистские плакаты, а оценить фрагменты определенного рода «кино шедевров» обоих государств и кадры общих победных парадов 1939 года. А то еще и покажет некоторые документы из системы нацистской политучебы крупным планом — о «Гитлере как человеке из народных масс» и «настоящем трудовом социализме для европейских народов»...

Следствие: сам Роман и все участники программы (ведь профессиональный историк никогда не будет отрицать факт идеологического родства двух режимов и их тесной дружбы и сотрудничества, благодаря которым немецко-польская война превратилась во Вторую мировую) становятся невъездными в Россию, где им угрожает арест, суд и заключение; также невъездным становится и Петр Порошенко, а выпущенные его фабриками конфеты и торты торжественно сжигаются «младопутинцами» прямо на Красной площади. Ну, и, конечно, нота российского МИДа с требованием немедленно прекратить эти бесчинства плюс дружный рев в Верховной Раде Украины депутатов определенного образца : «Не фальсифицируй! Не разрушай! Не замахивайся!..».

Позволит ли Роману Чайке менеджмент канала провести в новых условиях такую программу? И все ли историки, которые принимали участие в «Пяти копейках» 9-го мая, захотят перекрыть себе на определенное (боюсь, что длительное) время возможность поехать в Москву, чтобы поработать в тамошних библиотеках и архивах? Наконец, найдутся ли в Верховной Раде политики и политические силы, готовые безоговорочно поддержать такие программы и таких журналистов и историков накануне тяжелых (как всегда) переговоров с «Газпромом» о поставке газа в зимний период?

Есть у меня опасение, что не только ведущие телеканалы, но и влиятельные периодические издания плюс интернет-сайты уже вскоре введут у себя самоцензуру. По различным причинам: одним это настойчиво «посоветуют» спонсоры, у редакторов других в России живут родственники, еще кто-то просто решит не лезть на рожон... Следовательно, практически все темы истории Украины (не только Вторая мировая война и советский тоталитаризм, хотя именно они прежде всего) окажутся «вне зоны досягаемости», потому что нанести ущерб интересам Кремля и Лубянки способно объективное освещение чего угодно — от перипетий эпохи Антского государства (гвалт! а где же «русские»?) до сюжетов, связанных с украинской кооперацией первой трети ХХ века (ибо именно под впечатлением от ее успехов некто Ульянов-Ленин переформатировал свое видение социализма и определил его как «строй цивилизованных кооператоров»), — иными словами, исторические исследования в СМИ прикажут долго жить. Я уже не говорю о телефильмах наподобие тех, которые сделал (и способен, ясное дело, сделать еще) Сергей Буковский, — каждый ли захочет давать средства на проекты, которые непременно будут признаны в Москве «вредными для интересов России», тем более, показывать их на ведущих телеканалах? Даже больше: осмелится ли канал «1+1» в дальнейшем — как это было на 9 мая —показывать ленты-расследования производства Би-Би-Си о Второй мировой войне? И достанет ли мужества у Первого Национального повторить «Сад Гетсиманський» Ростислава Синько по Ивану Багряному? Ведь шутки шутками, а у Лубянки руки длинные, и эту истину старшее и среднее поколение знает не умом, а битой задней частью своего тела...

Если, конечно, не найдется в нынешней Украине даже нескольких десятков ученых, журналистов, политиков и бизнесменов, для которых историческая правда выше финансовых интересов и страха перед Лубянкой. Если же не найдется, если же украинцы не докажут, что они действительно независимы от угроз неототалитарных монстров, — то вскоре действительно придется Роману Чайке, Сергею Буковскому, Владимиру Вьятровичу и другим собираться с вещами на выход. Или менять род своей деятельности на что-то значительно более энергичное.

КОММЕНТАРИЙ

Роман ЧАЙКА, телеведущий, журналист:

— С каждым годом растет желание сфальсифицировать историю как раз со стороны наших восточных соседей и, более того, превращается в основной принцип их внешней политики, особенно в отношении Украины. Мы же видим, что Россия не делает никаких шагов в том направлении, как преподается финская история ХХ века, или, например японская, или любых других соседей. Этот бред, который называется «законопроект Шойгу», почему-то касается именно Украины. А большинство наших масс-медиа являются продолжателями дела российского агитпропа, и это очень ярко показала прошлогодняя грузинская война. Поэтому мое решение на 9 мая собрать не толочко и табачников, а реальных историков, было абсолютно сознательным. Я предложил им моменты военной хроники, которые вызывают наибольшее возмущение в Кремле. И если этот законопроект о криминальной ответственности за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне, который сейчас проходит через инстанции Государственной думы, станет законом, это, наоборот, меня подтолкнет к тому, чтобы в правильном русле снова и снова открывать страницы своей истории для наших телезрителей, которые уже находятся в дискурсе. Последней каплей для меня был империалистический фильм Бортко «Тарас Бульба». После его просмотра сказал себе: так или иначе — с экрана или печатным словом — я буду обращаться к историческим моментам. Фальсификация истории нашим российским соседом превращается просто в психологическое оружие.

Я буду внимательно следить, станет ли этот проект законом. Как только это произойдет, мы обязательно сделаем об этом программу. Ну а если я вдруг стану невыездным в Россию... Это меня меньше всего волнует. Россия — не та страна, куда я еду с желанием культурного туризма... Меня всегда больше интересовали цивилизованные страны. А империализм — будь он британский, сербский или российский — у меня и как у журналиста, и как у человека всегда будет вызывать отвращение. Поэтому я всегда по мере возможности и своих знаний и умений буду разоблачать перекручивание истории под имперскую идеологию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать